Почему два совершенно непохожих вида доисторических людей находили друг друга привлекательными
Роман «Последняя из древних» Клэр Кэмерон рассказывает о странных, даже невозможных на первый взгляд отношениях неандертальцев и кроманьонцев. В одной из французских пещер археологи обнаружили скелеты древних мужчины и женщины, которые перед смертью обнимались. Исследователи поражены, ведь всегда казалось, что эти племена враждовали. Кем были найденные люди, откуда они пришли и как умерли, — вы узнаете из книги. Мы же попытались понять, действительно ли герои могли полюбить друг друга.
Для начала вспомним, о ком пойдет речь. В 1856 году в ущелье Неандерталь возле Дюссельдорфа был найден массивный череп, поразивший исследователей своей длиной и шириной. Позднейшие похожие находки показали, что обладатель подобной черепной коробки мог похвастаться мощной челюстью, а объем мозга был больше, чем у современного человека. Неандертальцы были небольшого роста, не более 160 см у мужчин, зато обладали удивительно широкими плечами. У представителей обоих полов обнаружено большое количество мужских половых гормонов, что провоцировало рост щетины как у мужчин, так и у женщин. С современными европейцами неандертальцев роднят белокурые или рыжие волосы и светлая кожа.
Что касается кроманьонцев, то их наименование происходит от французского скального грота Кро-Маньон. Именно там в 1868 году были найдены первые останки этого вида людей. От неандертальцев кроманьонцы отличались высоким ростом, до 180 см у мужчин, стройным телосложением и темным цветом кожи. Да-да, в эпоху верхнего палеолита и мезолита большинство населения Европы было темнокожим.
Первые неандертальцы появились 130 — 150 тысяч лет назад и прекратили свое существование примерно 40 тысяч лет назад, кроманьонцы же возникли 40 тысяч лет назад и сосуществовали с неандертальцами относительно короткое время. Считается, что первый древний вид — тупиковая ветвь развития, в то время как второй стал прародителем современного человека. И вроде бы все сходится, вот только у европеоидной и монголоидной рас обнаружено 2% неандертальских генов, весьма немного, но все-таки гораздо больше, чем у людей с африканского континента, где этот показатель равен 0,3%.
Некоторые современные исследователи предполагают, что два человеческих вида все-таки скрещивались, и куда чаще, чем казалось ученым еще пару десятков лет назад. Северные неандертальцы были куда лучше приспособлены к европейским условиям, чем «тропические» кроманьонцы, поэтому метисизация и ассимиляция была для последних вопросом выживания. Разумеется, они этого не понимали..
Кроманьонцы обладали более высоким уровнем развития. Они использовали кости животных для изготовления орудий, делали наскальные рисунки, носили украшения, а умерших хоронили на охотничьих стоянках, подкладывая в могилу оружие и амулеты. Покойника засыпали красной охрой и закладывали костями мамонта. Исследователи полагают, что именно тогда и родились первые представления людей о загробной жизни. Кроманьонцы жили в общинах по 20 — 100 человек. Они рано поняли негативные последствия близкородственных браков и, скорее всего, именно они приручили волка. На свои стоянки охотники-собиратели возвращались часто и большими группами для проведения ритуалов.
Что же касается неандертальцев, то их интеллекта хватало на строительство чума или обустройство пещер, но постоянного «места жительства» у них не было. Представители этого вида умели добывать огонь и выделывать шкуры, возможно, украшали себя перьями, но не обладали языком, как кроманьонцы. Несмотря на эти различия, представители двух видов иногда смешивались, создавая причудливые пары, и давая потомству шанс получить от родителей все лучшие качества.
Внешность партнеров едва ли влияла на выбор, культурные барьеры могли быть преодолены, а основной движущей силой для брака были вполне приземленные вещи: сексуальное желание, отсутствие родства и, возможно, бытовые привилегии, которыми обладал один из супругов. И что же, любви между древними людьми совсем не было, спросите вы? Скорее всего была. Романтические чувства замечены уже у приматов. Скорее всего, древние люди решали проблемы мирным путем. В итоге даже у первых человекоподобных существ могли быть развит эмоциональный интеллект и чувства, в том числе и любовные. Так что высоких темных кроманьонцев могли соблазнить светлые низкорослые неандертальцы. Об этой странной и таинственной любви можно прочитать в книге «Последняя из древних».
На книгу из нашей статьи действует скидка 20% по промокоду ЖУРНАЛ.