Обсуждаем серию об Изадоре Мун с практикующими психологами
Выбор детской литературы часто оказывается непростой и ответственной задачей для родителей. Важным оказывается все — от стиля оформления до ценностей, которые несет в себе книга. Мы собрали самые частые вопросы наших читателей о серии книг Гарриет Манкастер об Изадоре Мун и попросили ответить на них практикующих психологов — специалистов по детскому развитию.
Как вы думаете, стоит ли рассказывать детям о вампирах в столь раннем возрасте?
Здесь важно, какую идею в целом иллюстрирует книга, какие ценности несет ее главный герой и как сам ребенок воспринимает конкретного персонажа. Наши познания о «нечистой силе» основаны на литературе и кино для взрослой аудитории. И для нас вампиры, драконы и ведьмы вполне могут быть источником страха и носителями негативных качеств. Детские же мультики и книги зачастую представляют вампиров как представителей волшебного народа, умеющих летать, колдовать и обожающих томатный сок. А ведьм — как хитрых и немного задиристых, но в целом добродушных магических существ.
На мой взгляд, данные образы в детских сказках и мультфильмах не несут в себе вреда для психики ребенка. Дети могут обожать добрых монстров и персонажей, несмотря на устрашающий внешний вид, за счет грамотного преподнесения их образа рассказчиком, учитывающего возраст ребенка.
Ирина Белобородова, детский и семейный психолог, игровой терапевт
В первую очередь стоит подумать, что именно вызывает в вас недоверие к вампирам в детской библиотеке. Если вам кажется, что истории про вампиров могут сильно напугать юного читателя, подумайте о том, что в современной культуре их образ сильно изменился. Они уже не являются воплощением кровожадности, а скорее олицетворяют непохожесть на других и поиск себя. В этом смысле решение Гарриет Манкастер сделать главную героиню дочкой феи и вампира скорее продиктовано идеей о том, что современному ребенку важно найти себя в мире, где люди стали очень непохожими друг на друга. К тому же тяга к чему-то «страшненькому» вполне естественна для детей, а ужастики — это своеобразная прививка против серьезных переживаний взрослой жизни, с их помощью дети знакомятся со страхом и учатся преодолевать его.
Если же образы нечистой силы противоречат вашим личным или религиозным убеждениям, а ребенок проявляет интерес к таким героям, постарайтесь объяснить малышу свое неприятие этой темы в доступной форме. Возможно, подобный диалог сможет изменить чью-то точку зрения, и он точно будет полезнее напряженного игнорирования или необъяснимых запретов.
Мария Зубкова, школьный психолог
Я думаю, что «вампиры, внушающие страх» — это просто стереотип, с которыми мы часто встречаемся. У взрослых людей есть свои предрассудки и ожидания, есть свои страхи и ограничения, которые они передают своим детям. Это повод задуматься, ведь у каждого человека есть стороны, которые ему сложно принять в себе, так называемые «теневые». Например, сложно признавать, что иногда я злюсь, испытываю жадность или зависть. Это отщепляется, и тогда вызывает возмущение или ужас в других. Но на самом деле что-то «плохое» есть в каждом из нас, и об этом можно говорить с детьми, показывая, что мы сами не идеальны и им не обязательно быть всегда «хорошими».
Вероника Гарина, подростковый психотерапевт, специалист Благотворительного Фонда «Шанс»
Родители Изадоры — фея и вампир. Довольно странная пара, согласитесь. Это о том, что разные люди все-таки могут быть вместе? Стоит ли говорить с детьми на эту тему?
Мне очень нравится история про родителей Изадоры. Образы мамы-феи и папы-вампира, которые могут практически бесконфликтно жить вместе и даже воспитывать детей, говорят читателю о том, что для семейного счастья не обязательно быть «одной крови». Эту идею можно развивать при обсуждении книги с ребенком: предложить вспомнить, как решают конфликты герои, объяснить, почему некоторые способы оказались эффективнее других. Книга дает почву для разговора, а развить его можно в разных направлениях: например, провести аналогии с собственной семьей или вспомнить сказки и истории, где герои сталкивались с похожими проблемами.
Мария Зубкова, школьный психолог
Да, Изадора родилась в очень необычной семье феи и вампира, которые смогли устроить семейную жизнь на стыке двух очень разных культур. На мой взгляд, книги замечательно иллюстрируют неповторимость такого союза и умение супругов выстраивать отношения и налаживать совместный быт даже в ситуации столкновения ценностей.
Ирина Белобородова, детский и семейный психолог, игровой терапевт
Я бы рекомендовала эти книги младшим школьникам, поскольку в этом возрасте ребенок сам может выбирать себе окружение и формировать круг друзей. И этот выбор иногда основан не на похожести, а на отличиях, которые интересны. Папа и мама Изадоры очень разные, но у них есть что-то общее, не очевидное на первый взгляд. Несмотря на разный внешний вид и интересы, они создали семью, родили детей и продолжают быть вместе. В каждом из нас есть какие-то особенности и таланты, иногда они очевидны, как у родителей Изадоры, иногда нет.
Вероника Гарина, подростковый психотерапевт, специалист Благотворительного Фонда «Шанс»
Как вы считаете, какую ценность для детей и родителей несут книги об Изадоре Мун?
Мне нравится их «волшебность» и в то же время явное сходство жизни Изадоры с жизнью простой девочки 6-8 лет: необходимость стать школьницей страх быть хуже сверстников, потребность в друзьях и поддержке родителей. Такое переплетение сказочных и привычных сюжетов помогает ребенку быстро находить аналогии с реальной жизнью, а значит и ставить себя на место героини и проживать опыт вместе с ней.
Для родителей же это очень трогательная возможность вспомнить, как выглядит мир глазами 6-7 летней девочки, и, возможно, глубже понять переживания собственного ребенка, а значит и стать для него или нее большей опорой. К тому же книга может предложить неплохие темы для обсуждения, а некоторые воспитательные тактики мамы-феи и папы-вампира вполне можно счесть за «лайфхак» для родителей.
Мария Зубкова, школьный психолог
На мой взгляд, основным достоинством этой серии книг является раскрытие ценности быть собой, проявлять свою уникальность, не бояться отличаться от других. Принятие родителями своеобразия ребенка также является очень важным посланием. Несмотря на свои волшебные способности, Изадора сталкивается со множеством непростых ситуаций, знакомых обычным школьникам, и каждый раз справляется, подключая богатую фантазию. Очень важное место здесь уделено дружбе и взаимоподдержке, помогающей справляться со всеми трудностями. Каждая девочка может идентифицировать себя с главной героиней, разделить ее переживания и маленькие победы.
Ирина Белобородова, детский и семейный психолог, игровой терапевт
Первая книга об Изадоре — это история-рассуждение о том, кто я, какой я, о выборе и исследовании разных качеств себя. Все выпуски написаны простыми и понятными словами, но предлагают обсудить с ребенком глубокие и важные темы. Я думаю, что это прекрасная возможность вместе с ребенком обсудить его видение себя. Что он в себе считает сильными сторонами, с какими сложностями он сталкивается, что ему мешает. Это долгий и не всегда простой путь — исследовать свои особенности, искать идентичность, пробовать, ошибаться, но все таки искать свою собственную уникальность. Об этом на мой взгляд история Изадоры Мун.
Вероника Гарина, подростковый психотерапевт, специалист Благотворительного Фонда «Шанс»