Говорим о главной героине знаменитого романа Льва Толстого
«Я взял Таню, перетолок ее с Соней, и вышла Наташа», — шутливо рассказывал Лев Толстой о создании своей героини. Соня — жена писателя Софья Андреевна, а Таня — ее сестра, урожденная Татьяна Бернс, писательница и мемуаристка. Толстой начал работу над «Войной и миром» через год после женитьбы, в самое радостное время своей жизни, как считает литературовед, научный сотрудник Государственного музея Л.Н. Толстого Дарья Еремеева.
Надежды на семейное счастье, первые дети, творческие и хозяйственные планы — все это, возможно, стало причиной рождения одного из самых проникновенных романов о семье, а также одного из интереснейших женских образов — Наташи Ростовой. О том, как героиня формировалась и менялась в процессе работы над книгой и на что стоит обратить внимание в трактовке ее образа, читайте в нашем материале.
Впервые читатели встречают героиню, когда той только исполнилось тринадцать лет, и она, влюбленная в Бориса Друбецкого, считает на пальцах годы до замужества:
«Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, которые, сжимаясь, двигались в своем корсаже от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка...»
Состояние влюбленности, сопровождающее Наташу в первых томах романа, — не что иное, как тяга к жизни, природный импульс, подаваемый юностью. Но, как и все любимые герои Толстого, она развивается (обратите внимание на статичных Анатоля и Элен Курагиных — абсолютных антиподов Ростовых). И из «некрасивой девочки с большим ртом» Наташа превращается в грациозную девушку:
«Но верно только то, что эта девушка так мила, так особенна, что она не протанцует здесь месяца и выйдет замуж. Это здесь редкость», — думает о героине князь Андрей Болконский.
«Я не знаю, как отвечать на ваш вопрос, — говорит Пьер. — Я решительно не знаю, что это за девушка; я никак не могу анализировать ее. Она обворожительна. А отчего, я не знаю: вот все, что можно про нее сказать».
Это период расцвета Наташи, внешность которой всегда отражает внутреннее состояние и душевные волнения. Меняется она и после разрыва с князем Андреем:
«Страдая и замирая в душе, как всегда в толпе, Наташа шла в своем лиловом шелковом с черными кружевами платье так, как умеют ходить женщины, — тем спокойнее и величавее, чем больнее и стыднее у ней было на душе. Она знала и не ошибалась, что она хороша <...> «Хороша, молода, и я знаю, что теперь добра, прежде я была дурная, а теперь я добра, я знаю, — думала она, — а так даром, ни для кого, проходят лучшие годы».
И совершенно иной мы видим ее в период после Бородинского сражения и смерти князя Андрея. Внешность героини меняется настолько, что ее не узнает даже близкий друг. Для сравнения: княжна Марья, также ухаживавшая за братом, не изменилась.
"Пьер взглянул еще раз на бледное, тонкое, с черными глазами и странным ртом, лицо компаньонки. Что-то родное, давно забытое и больше чем милое смотрело на него из этих внимательных глаз <...>"Но нет, это не может быть, — подумал он. — Это строгое, худое и бледное, постаревшее лицо? Это не может быть она. Это только воспоминание того«.
Сравнение смелое, но тут можно вспомнить, что в Библии ученики тоже не узнают Иисуса после воскрешения и преображения. А смерть Болконского — это своеобразная духовная смерть и воскрешение самой Наташи. Впрочем, учеников у Ростовой точно не было, напротив, в эпилоге романа Толстой занижает ее образ:
«Она пополнела и поширела, так что трудно было узнать в этой сильной матери прежнюю тонкую, подвижную Наташу. Черты лица ее определились и имели выражение спокойной мягкости и ясности. В ее лице не было, как прежде, этого непрестанно горевшего огня оживления, составлявшего ее прелесть. Теперь часто видно было одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно. Видна была одна сильная, красивая и плодовитая самка...»
Почему мы так подробно разбираем внешность героини? Лукизм тут ни при чем. Как уже было сказано, на облике Наташи отражаются ее внутренние перемены.
Чудо первого бала и надежды на будущее делают ее милой и грациозной. Годовое ожидание свадьбы с князем Андреем лишь добавляет прелести, а тяжелый период после отказа жениху и осознания своей ошибки превращают ее во взрослую и красивую не только внешне, но и внутренне женщину («я знаю, что теперь добра, прежде я была дурная»). Горе на время разрушает былую привлекательность, а новый виток жизни меняет героиню («видно было одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно»).
Толстой всеми доступными ему средствами показывает естественность Наташи: она действует не умом, а сердцем. И именно эта природная интуиция помогает девушке найти утешение для проигравшегося Николая, подталкивает к решению отдать семейные подводы (в которых ее приданое и шанс на хорошее замужество) для перевозки раненых и дает силы для поддержки матери, только что похоронившей младшего сына Петю. Героиня заранее знает, как нужно поступить правильно в тот или иной момент, и действует исходя из христианской морали, не особо задумываясь над этим.
Единственный раз эта естественность сыграла с ней злую шутку. Увлечение Анатолем и отказ князю Андрею — не что иное, как проявление все той же жизненной силы и желания быть счастливой здесь и сейчас. Вспомним, что она чувствовала сразу после предложения Болконского:
«Неужели это я, та девочка-ребенок (все так говорили обо мне), — думала Наташа, — неужели я теперь с этой минуты жена, равная этого чужого, милого, умного человека, уважаемого даже отцом моим. Неужели это правда! неужели правда, что теперь уже нельзя шутить жизнию, теперь уж я большая, теперь уж лежит на мне ответственность за всякое мое дело и слово?»
Разумеется, думать так мог только ребенок. Как ребенок Наташа себя и повела, не выдержав годовой разлуки с Андреем. Эпизод «измены» и разрыва помолвки, как правило вызывающий у читательниц бурю эмоций, нужен Толстому, чтобы помочь героине повзрослеть, а смерть Андрея — чтобы вывести ее на новый уровень, переродиться и обрести счастье с Пьером.
Интересно, что в черновых вариантах романа Наташа была несколько другой. Героиня «имела в высшей степени женский дар хитрости придавать, какой она хотела, тон своим словам, скрывать и обманывать». Очень занимательной и не подходящей под привычную характеристику Наташи Ростовой кажется ранняя авторская ремарка:
«В отношении мущин у ней было чувство, похожее на чувство распорядителя охоты, оглядывающего ружья — заряжены ли они? Заряжено, курок действует, есть порох на полках — хорошо. Так ждите, когда я захочу сделать залп из всех ружей или выберу одно. А надо, чтобы все были заряжены».
И только после множества переработок и отсечения всего «лишнего» Наташа из обычной светской девушки, способной не только к самопожертвованию, но и лицемерию, превратилась в нежного ангела, живущего сердцем, а не головой.
В любых исследовательских материалах, школьных учебниках и сочинениях вы увидите утверждение о том, что Ростова — любимая героиня Толстого. Тем занимательнее выглядит тот факт, что автор отказывает ей в уме:
«— Я не знаю, как отвечать на ваш вопрос, — сказал он, покраснев, сам не зная отчего. — Я решительно не знаю, что это за девушка; я никак не могу анализировать ее. Она обворожительна. А отчего, я не знаю: вот все, что можно про нее сказать. — Княжна Марья вздохнула, и выражение ее лица сказало: „Да, я этого ожидала и боялась“.
— Умна она? — спросила княжна Марья. Пьер задумался.
— Я думаю, нет, — сказал он, — а впрочем — да. Она не удостоивает быть умной... Да нет, она обворожительна, и больше ничего».
Наташа прекрасно поет, грациозно танцует, заботится о близких, но ни разу за весь роман не вступает в диалоги, требующие каких-либо умственных усилий.
«В эпилоге с нее снимается ореол поэтического очарования, в каком она выступает перед нами до своего замужества. Она целиком поглощена интересами прозаического благополучия. Сознательно депоэтизируя образ Наташи, ограничивая ее внутренний мир исключительно мыслями и заботами о семейном очаге, Толстой тем самым <...> вступает в прикрытую полемику с передовыми взглядами своего времени по поводу женской эмансипации, отрицая равноправие женщины и мужчины в личной и общественной жизни», — писал литературовед Николай Гудзый.
Идеал Толстого — женщина, целиком растворяющаяся в семье и муже, исполняющая свой «долг» перед детьми. Именно поэтому в эпилоге он превращает Наташу (на тот момент уже Безухову) в «самку», которую интересуют только пеленки.
«В образе Наташи Ростовой до известной степени отразилась философия пассивизма Толстого, его отрицательное отношение к учению революционных демократов о разумном эгоизме. Толстой открыто говорит, что его героиня не отличалась умом, но обладала исключительной чуткостью», — уверен литературовед Борис Бурсов.
И тем не менее, по словам исследователя, такая трансформация выглядит искусственной, особенно на фоне княжны Марьи, которая с замужеством не растеряла вкуса к интеллектуальным и духовным радостям. Но это уже совсем другая история.
На все издания романа «Война и мир» действует скидка 20% по промокоду ЖУРНАЛ.