22 июня, 2023

От легкого ангела до «плодовитой самки»: образ Наташи Ростовой в «Войне и мире»

Говорим о главной героине знаменитого романа Льва Толстого

«Я взял Таню, перетолок ее с Соней, и вышла Наташа», — шутливо рассказывал Лев Толстой о создании своей героини. Соня — жена писателя Софья Андреевна, а Таня — ее сестра, урожденная Татьяна Бернс, писательница и мемуаристка. Толстой начал работу над «Войной и миром» через год после женитьбы, в самое радостное время своей жизни, как считает литературовед, научный сотрудник Государственного музея Л.Н. Толстого Дарья Еремеева.

-22% Комплект Война и мир (в 2-х томах) Лев Толстой 722 ₽ 925 ₽ -22% Купить

Надежды на семейное счастье, первые дети, творческие и хозяйственные планы — все это, возможно, стало причиной рождения одного из самых проникновенных романов о семье, а также одного из интереснейших женских образов — Наташи Ростовой. О том, как героиня формировалась и менялась в процессе работы над книгой и на что стоит обратить внимание в трактовке ее образа, читайте в нашем материале.

Перемены во внешности и взросление героини

Впервые читатели встречают героиню, когда той только исполнилось тринадцать лет, и она, влюбленная в Бориса Друбецкого, считает на пальцах годы до замужества:

«Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, которые, сжимаясь, двигались в своем корсаже от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка...»

Наташа в детстве. Иллюстрация с открытки Елизаветы Бём

Состояние влюбленности, сопровождающее Наташу в первых томах романа, — не что иное, как тяга к жизни, природный импульс, подаваемый юностью. Но, как и все любимые герои Толстого, она развивается (обратите внимание на статичных Анатоля и Элен Курагиных — абсолютных антиподов Ростовых). И из «некрасивой девочки с большим ртом» Наташа превращается в грациозную девушку:

«Но верно только то, что эта девушка так мила, так особенна, что она не протанцует здесь месяца и выйдет замуж. Это здесь редкость», — думает о героине князь Андрей Болконский.

«Я не знаю, как отвечать на ваш вопрос, — говорит Пьер. — Я решительно не знаю, что это за девушка; я никак не могу анализировать ее. Она обворожительна. А отчего, я не знаю: вот все, что можно про нее сказать».

Это период расцвета Наташи, внешность которой всегда отражает внутреннее состояние и душевные волнения. Меняется она и после разрыва с князем Андреем:

«Страдая и замирая в душе, как всегда в толпе, Наташа шла в своем лиловом шелковом с черными кружевами платье так, как умеют ходить женщины, — тем спокойнее и величавее, чем больнее и стыднее у ней было на душе. Она знала и не ошибалась, что она хороша <...> «Хороша, молода, и я знаю, что теперь добра, прежде я была дурная, а теперь я добра, я знаю, — думала она, — а так даром, ни для кого, проходят лучшие годы».

И совершенно иной мы видим ее в период после Бородинского сражения и смерти князя Андрея. Внешность героини меняется настолько, что ее не узнает даже близкий друг. Для сравнения: княжна Марья, также ухаживавшая за братом, не изменилась.

"Пьер взглянул еще раз на бледное, тонкое, с черными глазами и странным ртом, лицо компаньонки. Что-то родное, давно забытое и больше чем милое смотрело на него из этих внимательных глаз <...>"Но нет, это не может быть, — подумал он. — Это строгое, худое и бледное, постаревшее лицо? Это не может быть она. Это только воспоминание того«.

Сравнение смелое, но тут можно вспомнить, что в Библии ученики тоже не узнают Иисуса после воскрешения и преображения. А смерть Болконского — это своеобразная духовная смерть и воскрешение самой Наташи. Впрочем, учеников у Ростовой точно не было, напротив, в эпилоге романа Толстой занижает ее образ:

«Она пополнела и поширела, так что трудно было узнать в этой сильной матери прежнюю тонкую, подвижную Наташу. Черты лица ее определились и имели выражение спокойной мягкости и ясности. В ее лице не было, как прежде, этого непрестанно горевшего огня оживления, составлявшего ее прелесть. Теперь часто видно было одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно. Видна была одна сильная, красивая и плодовитая самка...»

Первый бал Наташи Ростовой. Акварель Леонида Пастернака

Главное качество Наташи

Почему мы так подробно разбираем внешность героини? Лукизм тут ни при чем. Как уже было сказано, на облике Наташи отражаются ее внутренние перемены.

Чудо первого бала и надежды на будущее делают ее милой и грациозной. Годовое ожидание свадьбы с князем Андреем лишь добавляет прелести, а тяжелый период после отказа жениху и осознания своей ошибки превращают ее во взрослую и красивую не только внешне, но и внутренне женщину («я знаю, что теперь добра, прежде я была дурная»). Горе на время разрушает былую привлекательность, а новый виток жизни меняет героиню («видно было одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно»).

Толстой всеми доступными ему средствами показывает естественность Наташи: она действует не умом, а сердцем. И именно эта природная интуиция помогает девушке найти утешение для проигравшегося Николая, подталкивает к решению отдать семейные подводы (в которых ее приданое и шанс на хорошее замужество) для перевозки раненых и дает силы для поддержки матери, только что похоронившей младшего сына Петю. Героиня заранее знает, как нужно поступить правильно в тот или иной момент, и действует исходя из христианской морали, не особо задумываясь над этим.

Одри Хепбёрн в экранизации 1956 года Людмила Савельева в экранизации 1967 Клеманс Поэзи в экранизации 2007 года Лили Джеймс в экранизации 2016 года


Единственный раз эта естественность сыграла с ней злую шутку. Увлечение Анатолем и отказ князю Андрею — не что иное, как проявление все той же жизненной силы и желания быть счастливой здесь и сейчас. Вспомним, что она чувствовала сразу после предложения Болконского:

«Неужели это я, та девочка-ребенок (все так говорили обо мне), — думала Наташа, — неужели я теперь с этой минуты жена, равная этого чужого, милого, умного человека, уважаемого даже отцом моим. Неужели это правда! неужели правда, что теперь уже нельзя шутить жизнию, теперь уж я большая, теперь уж лежит на мне ответственность за всякое мое дело и слово?»

Разумеется, думать так мог только ребенок. Как ребенок Наташа себя и повела, не выдержав годовой разлуки с Андреем. Эпизод «измены» и разрыва помолвки, как правило вызывающий у читательниц бурю эмоций, нужен Толстому, чтобы помочь героине повзрослеть, а смерть Андрея — чтобы вывести ее на новый уровень, переродиться и обрести счастье с Пьером.

Интересно, что в черновых вариантах романа Наташа была несколько другой. Героиня «имела в высшей степени женский дар хитрости придавать, какой она хотела, тон своим словам, скрывать и обманывать». Очень занимательной и не подходящей под привычную характеристику Наташи Ростовой кажется ранняя авторская ремарка:

«В отношении мущин у ней было чувство, похожее на чувство распорядителя охоты, оглядывающего ружья — заряжены ли они? Заряжено, курок действует, есть порох на полках — хорошо. Так ждите, когда я захочу сделать залп из всех ружей или выберу одно. А надо, чтобы все были заряжены».

Первый бал Наташи Ростовой. Иллюстрация Дмитрия Шмаринова

И только после множества переработок и отсечения всего «лишнего» Наташа из обычной светской девушки, способной не только к самопожертвованию, но и лицемерию, превратилась в нежного ангела, живущего сердцем, а не головой.

Наташа и «женский вопрос»

В любых исследовательских материалах, школьных учебниках и сочинениях вы увидите утверждение о том, что Ростова — любимая героиня Толстого. Тем занимательнее выглядит тот факт, что автор отказывает ей в уме:

«— Я не знаю, как отвечать на ваш вопрос, — сказал он, покраснев, сам не зная отчего. — Я решительно не знаю, что это за девушка; я никак не могу анализировать ее. Она обворожительна. А отчего, я не знаю: вот все, что можно про нее сказать. — Княжна Марья вздохнула, и выражение ее лица сказало: „Да, я этого ожидала и боялась“.
— Умна она? — спросила княжна Марья. Пьер задумался.
— Я думаю, нет, — сказал он, — а впрочем — да. Она не удостоивает быть умной... Да нет, она обворожительна, и больше ничего
».

Наташа прекрасно поет, грациозно танцует, заботится о близких, но ни разу за весь роман не вступает в диалоги, требующие каких-либо умственных усилий.

«В эпилоге с нее снимается ореол поэтического очарования, в каком она выступает перед нами до своего замужества. Она целиком поглощена интересами прозаического благополучия. Сознательно депоэтизируя образ Наташи, ограничивая ее внутренний мир исключительно мыслями и заботами о семейном очаге, Толстой тем самым <...> вступает в прикрытую полемику с передовыми взглядами своего времени по поводу женской эмансипации, отрицая равноправие женщины и мужчины в личной и общественной жизни», — писал литературовед Николай Гудзый.

Идеал Толстого — женщина, целиком растворяющаяся в семье и муже, исполняющая свой «долг» перед детьми. Именно поэтому в эпилоге он превращает Наташу (на тот момент уже Безухову) в «самку», которую интересуют только пеленки.

«В образе Наташи Ростовой до известной степени отразилась философия пассивизма Толстого, его отрицательное отношение к учению революционных демократов о разумном эгоизме. Толстой открыто говорит, что его героиня не отличалась умом, но обладала исключительной чуткостью», — уверен литературовед Борис Бурсов.

Иллюстрация к эпилогу романа. Иллюстрация Дмитрия Шмаринова

И тем не менее, по словам исследователя, такая трансформация выглядит искусственной, особенно на фоне княжны Марьи, которая с замужеством не растеряла вкуса к интеллектуальным и духовным радостям. Но это уже совсем другая история.

На все издания романа «Война и мир» действует скидка 20% по промокоду ЖУРНАЛ.

Читайте также