История нобелевского лауреата и самого востребованного норвежского писателя и драматурга наших дней
Юн Фоссе, фотограф: Туве Брестейн
Юн Фоссе стал лауреатом Нобелевской премии по литературе за 2023 год. Его драмы идут в ведущих театрах Европы, с ним работали великие Томас Остермайер и Роберт Уилсон. Высокую награду писатель получил «за новаторские пьесы и прозу, которые выражают невыразимое». Что скрывается за этой формулировкой? Об удивительной творческой судьбе не только драматурга, но и прозаика, которого называют гением нашего времени, читайте в нашей статье.
Первые шаги в литературе Фоссе совершил еще в 70-х, однако дебютное произведение — роман «Красное, черное» — увидел свет только в 1983 году. Затем последовали книги «Запертая гитара» и «Моток ниток». Сегодня творения Фоссе считаются визитной карточной норвежской литературы, а ведь когда-то его тексты не пришлись по вкусу читателям и критике, их отказывались печатать из-за оригинального стиля изложения.
Литературовед по образованию, Юн Фоссе всегда трепетно относился к родному языку. Более того, порой художественный слог увлекал его куда больше, чем захватывающий сюжет и неожиданные повороты. «Хорошая литература хороша сама по себе», — не раз повторял писатель в ранние годы своего творчества, и он остается верным своим словам по сей день.
Кроме того, замкнутый и стеснительный Фоссе уверен, что литература — единственная возможность поговорить с миром, познакомить его с собой. Такой подход делает работы норвежца абсолютно уникальными.
Первые романы Юна Фоссе «Красное, черное» (1983) и «Запертая гитара» (1985) написаны в стиле потока сознания. Например, вторая книга рисует перед читателем один день из жизни молодой матери. Та случайно захлопнула дверь в квартиру, где находится ее годовалый ребенок. Лишенная возможности попасть в дом, героиня бесцельно бродит по городу.
Все произведение построено на панических и тоскливых размышлениях молодой женщины. Мысли то и дело идут по кругу, так что в конце концов создается ощущение, будто героиня сходит с ума, а вместе с ней теряет рассудок и читатель. Цикличные рассуждения вызывают ощущение бессилия, безволия и скованности, что весьма типично для произведений Фоссе. По мнению писателя, бесцельные и неосознанные блуждания по городу — это поиск основ бытия, которые все время рушатся и ускользают от человека.
Не свойственен Фоссе и точный финал. Поздно вечером девушка вновь возвращается к квартире, по-прежнему не зная, как она попадет домой и попадет ли вообще. Также ощущение спутанности сознания дарят и бесконечные повторы слов и предложений, характерные для мыслей обычного человека.
Первое драматическое произведение «И мы никогда не расстанемся» увидело свет только в начале 90-х годов. Именно тексты для театральных постановок принесли литератору мировую славу: за пределами Норвегии Фоссе известен в первую очередь как драматург.
Точно так же, как и в прозе, в пьесах норвежец использует принцип повторения. Одни и те же реплики персонажей звучат по многу раз, а некоторые фрагменты текста и вовсе напоминают стихотворения. Что же касается сюжета, то и здесь Фоссе остается верным своим правилам: событийный ряд скуден, ремарки практически отсутствуют, а конфликты построены на бытовых ситуациях. Драматург повествует о простых людях, главными проблемами которых остаются семейные отношения: любовь, ревность, попытки найти общий язык с близкими. И все-таки именно его пьесы остаются едва ли не самыми востребованными у современных театральных режиссеров.
Интересный факт: Фоссе никогда не стремился к созданию пьес. Свою первую драму он написал по просьбе режиссера Тома Ремлова. Она была поставлена 25 февраля 1994 года в Бергене и стала настоящей сенсацией в театральном мире, а сам Фоссе прочно вошел в список ярчайших драматургов современности. Сегодня на счету норвежца около 30 пьес, каждая из которых была не единожды поставлена в Норвегии и других странах. Впрочем, литератор не собирается посвящать свою жизнь театру: параллельно он продолжает писать прозу, стихи и даже книги для детей.
Три коротких романа Юна Фоссе — «Без сна», «Сны Улава» и «Вечерняя вязь» — традиционно считаются едва ли не самыми важными произведениями литератора. И это не случайно: именно «Трилогия» объединяет наиболее яркие черты творчества норвежца. Вновь отказываясь от многослойного и сложного сюжета, Фоссе уделяет внимание форме, красоте слога и размышлениям. А кроме того, отказывается и от привычной пунктуации, что еще раз доказывает его приверженность стилю потока сознания.
«Без сна» — история о юных влюбленных Асле и Алиде, которые в поисках ночлега бродят по промозглому норвежскому городку. В неспешных диалогах и рассуждениях персонажей постепенно раскрываются трагические судьбы обоих. Стремясь не остаться на улице, молодые люди будто в полусне совершают одно преступление за другим. В «Снах Улава» повествование ведется от лица уже пойманного, осужденного и казненного Асле: это своего рода загробные воспоминания, похожие на ночной кошмар. В «Вечерней связи» говорится о дальнейшей участи подруги убийцы, юной матери и вдовы.
В Норвегии «Трилогия» получила восторженные отзывы критиков и была удостоена Литературной премии Северного совета — скандинавского аналога Букера. А недавно цикл Фоссе вышел и на русском языке. Вы можете ближе познакомиться с необычным стилем писателя, прочитав его книгу.
На русском языке вышло еще одно произведение норвежского автора — «Септология». Пока опубликован только первый том масштабного романа, но и он способен погрузить читателя в необычную вселенную литератора, где время будто бы растягивается, замедляет свой бег.
«Другое имя» — история длиной в двадцать четыре часа, наполненная размышлениями и воспоминаниями двух героев по имени Асле. Каждый из них по-своему, но с одинаковой дотошностью пытается понять свое отношение к Богу, разгадать его основную функцию, а заодно и отыскать смысл жизни. Первый ищет ответы на глубокие, часто риторические вопросы в бесконечной рефлексии, второй, не получив ответов, находит утешение в алкоголе.
«Фоссе, гармонично объединяя в романе обыденное и экзистенциальное, настоящее и прошлое, создает поистине захватывающее, многогранное и очень важное для каждого произведение. Поднимая таким неожиданным образом тему веры, он будто бы открывает нам суть бытия».
The Guardian
Фоссе и в этот раз не изменяет своему главному правилу: обращать внимание не только на содержание и сюжет, но и на форму. Вновь текст романа в большей степени похож на поэму, где важную роль играют ритм, повторы, расстановка слов в строго заданном порядке. Если вам нравятся необычный слог, норвежская неспешность и глубокие размышления, то новый роман Юна Фоссе наверняка произведет на вас сильное впечатление.