Книги современных авторов: от Николя Матье до Валери Перрен
Современные французские литераторы славятся не только любовью к острым социальным темам. Будто под микроскопом авторы изучают многогранную человеческую натуру, стремясь рассмотреть в ней как неприглядные, так и светлые стороны. Последние, к слову, находятся гораздо реже.
В нашем материале мы расскажем о самых ярких примерах французской интеллектуальной прозы, где герои, стремясь победить систему и привычный уклад вещей, нередко забывают о собственной душе, на которой немало темных пятен.
Дебютный роман Николя Матье «Война животных» увидел свет, когда автору было почти сорок лет. Впрочем, это не помешало писателю получить самую престижную литературную премию Франции — Гонкуровскую.
Вскоре последовала еще одна книга — «И дети их после них». И если первое произведение было остросоциальным урбанистическим триллером, то второе смело можно назвать романом взросления. Речь в нем идет о четырех неразлучных друзьях — Хасине, Антони, Стефе и Клебе, — чья юность пришлась на 90-е годы. Их повседневность неразрывно связана с общественной жизнью, молодые люди не только развлекаются и путешествуют, но и стремятся познать окружающую действительность. Роман полнится разговорами о политике и картинами извечных протестов. Парни влюбляются, разочаровываются, яростно спорят, слушают Nirvana и готовятся вступить во взрослую жизнь.
Литературные критики сравнивают Филиппа Клоделя с Альбером Камю и Францем Кафкой. Писатель не только обладает уникальным стилем, но и поднимает в своих романах самые острые, болезненные темы. Так, например, в книге «Мое имя Бродек» он рассказывает о человеке, пережившем заключение в концлагере, а «Дитя господина Лина» повествует о тяготах жизни нелегальных мигрантов.
Последняя тема, к слову, вообще очень занимает Клоделя. Вышедший несколько лет назад роман «Собачий архипелаг» знакомит читателя с небольшим, затерянным в море островом. Крохотное поселение, расположившееся на клочке суши, все чаще служит для мигрантов перевалочным пунктом на пути в Европу. И местные этому совсем не рады. Однажды волны выносят на берег тела чернокожих мужчин, вероятно, нелегалов. Мэру не хочется разбираться с трупами чужаков, гораздо проще избавиться от них, но на защиту погибших неожиданно встает школьный учитель. И тем самым подписывает себе смертный приговор, ведь общество не терпит тех, кто выступает против него. Это история об абстрактном городе и людях, в которых, если приглядеться, можно узнать самих себя.
Большую часть жизни писательница Валери Перрен посвятила совместному творчеству с мужем — ее супруг, кинорежиссер Клод Лелуш, снимает свои фильмы исключительно по сценариям жены. Но несколько лет назад Перрен выпустила свой первый роман — и тут же завоевала целых тринадцать литературных наград. Пришлась по вкусу читателям и еще одна ее книга — «Поменяй воду цветам».
Люди боятся кладбищ и стараются обходить их стороной. Но что, если именно там человек может заново найти себя и взглянуть под иным углом на привычные вещи? Потеряв близких, лишившись всего, к чему была привязана, Виолетта кардинально меняет собственную жизнь. Оставив прошлую работу, женщина нанимается кладбищенским смотрителем и неожиданно для самой себя обретает покой и гармонию. Едва ли не каждый день героиня знакомится с новыми людьми, которых прежде сочла бы маргиналами и отбросами общества, но теперь она готова выслушать и даже полюбить их.
Француз испанского происхождения Жан-Батист Дель Амо нередко берет сюжеты для своих произведений из реальной жизни. Так, в основу первой повести «Ничего не делать» лег его личный опыт волонтерства в ассоциации по борьбе с ВИЧ. К слову, именно этот текст ознаменовал начало блестящей литературной карьеры Дель Амо: один за другим у автора вышли три романа, каждый из которых снискал благосклонность критики и читателей, а некоторые даже были отмечены престижными литературными премиями. Что же касается книги «Соль», то в ней писатель предлагает новый, переосмысленный формат семейной саги.
Это история нескольких близких родственников. Они вот-вот должны собраться за одним столом. Совместные ужины для этой семьи большая редкость, и потому и пожилые родители, и выросшие, давно самостоятельные дети готовятся к предстоящему событию с особой тщательностью. Впрочем, приготовления не приводят ни к чему хорошему — ожидание скорой встречи вскрывает старые раны и обиды каждого из героев. Иллюзия семейной идиллии развеивается, а домашний праздник превращается в череду скандалов, мучительных пауз и взаимной ненависти.