Рассказываем, как нарушались запреты на еду
В Средневековье и Новое время Великий пост для простого обывателя довольно часто был проблемой: 48 дней воздержания от привычной пищи оказывались порой непреодолимым испытанием. Из разрешенного мяса была только рыба, да и то не всегда и не для всех. И когда этого ресурса не хватало, в ход шли разнообразные уловки, и многие животные без суда и следствия превращались в рыб, чтобы соответствовать канону. Мы решили вспомнить тех, кому не повезло.
В сочинении «Опыт о человеческом разумении» (конец XVII века) английский мыслитель Джон Локк писал о том, что существуют такие животные, чье мясо очень похоже на рыбу, и даже «щепетильные люди» позволяют себе есть их во время поста. Согласно легенде, этим зверем когда-то стала капибара, вкус которой оценили конкистадоры. Несчастные грызуны так понравились испанским завоевателям, что те якобы объявили их рыбами за тесную связь с водой.
А точнее, их хвосты! Средневековые повара принимали чешуйчатые бобровые хвосты за мясо рыб, о чем известно из европейских поваренных книг. При этом самих бобров есть было нельзя, так как их плоть считалась мясом животного происхождения. Вот такая вот необычная зверушка получилась: и рыба и зверь одновременно.
Если верить средневековой энциклопедии Рут Джонсон, то в XIII веке кролики в монастырях содержались ради ценного меха и мяса, что логично, однако крольчата приравнивались не к пушному зверю, а все к той же рыбе, что позволяло есть их в пост. И уж тут никакой другой логики, кроме чревоугодия, мы не видим.
Им тоже не повезло. За умение плавать и нырять некоторые виды птиц, включая самую обычную утку, белощекую хазарку, буревестника, а по некоторым данным — и тупика, были признаны рыбами, так что в ряде европейских регионов их можно было есть без зазрения совести.
Перечисляя животных, которых иногда признавали рыбами, чтобы можно было вкушать их мясо в пост, Джон Локк упомянул тюленей, которые «живут на земле и в воде». Их некоторые церковники также разрешали есть в дни строгого воздержания. Существуют также сведения о том, что к рыбам приравнивались киты, и это средневековому человеку, лишенному знаний о биологической классификации видов, можно простить. Однако в пищу китовое мясо шло только в северных районах.
Ну, если вы поняли логику, по которой в рыб превращали других животных (кроме крольчат, до сих пор не понимаем, при чем здесь крольчата!), то к рептилиям у вас не возникнет никаких вопросов. Земноводные, согласно умозаключениям средневекового человека, обязаны быть рыбами!
К счастью, сегодня четкие правила не позволяют столь странных манипуляций, да и разнообразие продуктов не даст постящимся умереть с голоду. Полезные рецепты перестали быть тайной за семью печатями, и о них вам расскажут наши книги.