Игорь Рабинер рассказывает о том, как красно-белым удалось стать чемпионами России
Мы публикуем отрывок из книги известного спортивного обозревателя Игоря Рабинера «Как возрождали “Спартак”», в которой рассказывается о том, как красно-белым удалось стать чемпионами России по футболу в сезоне 2016-2017 гг.
Считаю, что при всех минусах в работе Аленичева, имевших место в завершившемся сезоне, право на второй сезон он заслужил. Как минимум потому, что выполнена — не важно, с какого места — главная задача, которая не давалась его предшественникам в двух предыдущих чемпионатах, — выход в еврокубки. На разговоры, что это, мол, «Локомотив» резко сдулся, можно ответить тем, что и чемпионство «Лестера» — результат провального сезона всех английских суперклубов и т.д. Любое достижение — это чья-то неудача. Которой еще надо было воспользоваться.
Прорыв в качестве, приближение к каким бы то ни было трофеям — все это для любого тренера гораздо реалистичнее во втором сезоне работы с командой, чем в первом. Иначе опять можно будет резюмировать: сезон коту под хвост. Кто-то спросит: а почему Мурату Якину нельзя было такой шанс дать? Потому что, во-первых, он вообще не вышел в еврокубки, во-вторых, сам его приход в «Спартак» — это был какой-то генератор случайных чисел, и, в-третьих, он провалил заключительную часть чемпионата, апогеем чего стали майские 0:4 от ЦСКА. Кстати, и ни в какого Эмери после ухода из «Спартака» Якин не превратился.
Аленичев же вышел в Европу, его поддерживали и продолжают поддерживать (пусть, может, и без прежнего энтузиазма, но и не поменяв мнения радикально) сезона с двумя крупными победами, двумя успехами в дерби и четырьмя сухими матчами подряд как раз и обеспечила красно-белым путевку в Лигу Европы. Правда, в последнем туре был матч с душком в Уфе, который вычеркивать из памяти тоже будет нечестно...
А потом было десять дней неопределенности, после которых Аленичева все-таки оставили. Вот только унизив походя, насколько было возможно. Сначала Федун назвал пятое место позором, причем как раз после победной серии. Кстати, совсем не исключал бы влияния этих слов на игру команды в Уфе.
И этот «позор», и давняя фраза про «юного Месси» Давыдова, и многие другие высказывания говорят о том, что Федун сам не понимает цену любому своему слову как высшего руководителя. Да, как говорят многие тренеры, он как человек, вкладывающий в клуб свои деньги, имеет право на любые оценки. Но должен отдавать себе отчет в том, как эти оценки влияют на команду и ее отдельных людей — будь то Давыдов, Аленичев и кто угодно еще. Поддаваясь эмоциям и облекая их в словесные оценки, Федун за секунду способен разрушить то, что с таким трудом строилось.
В той же истории с продлением аленичевского мандата важно ведь не только то, что произошло, но и то, как произошло. И второе, может быть, даже важнее. Одна лишь сдвижка даты совета директоров с 24 на 31 мая, связанная с решением вопросов между Бердыевым и «Ростовом», чего стоит. Мол, мы с серьезным дядей тут разберемся, а ты, парень, подожди, может, и до тебя очередь дойдет. И ведь дошла.
Но кто теперь удивится, если Аленичева уберут после первых же неудач на старте нового сезона — например, в случае невыхода в групповой турнир Лиги Европы? Даже до середины чемпионата в «Спартаке» Федуна недорабатывали Старков, Федотов, Лаудруп, Эмери — при том что ни к кому из них (исключая, быть может, Владимира Григорьевича) владелец не относился с таким подчеркнутым недоверием, как к Аленичеву.
Все заверения спартаковских руководителей о том, что переговоры с Бердыевым-де вовсе не велись, оставим для той группы легковерных болельщиков, которые верят любым словам официальных лиц. Сказавший это Сергей Родионов — генеральный директор, то есть клубный функционер, и обязан делать то, что от него требует работодатель. Если он хочет работать в клубе, то не может позволить себе рубить правду-матку, как тот же Евгений Ловчев, пусть они и оба — легенды «Спартака». Но Родионов получает в клубе зарплату, да и по характеру не склонен к «зарубам» с боссами, чем напоминает еще одного бывшего гендиректора красно-белых — Сергея Шавло.
Очевидно: Бердыева в «Спартаке» хотели так, что кушать не могли. Наверняка не Родионов, всегда выступавший за Аленичева, а первые лица в иерархии. Логика была простой: если уж у него в сложных ростовских условиях ТАКОЕ получилось, то уж у нас, где медом намазано...
Но, во-первых, в «Спартаке» уже давно ничем не намазано. И в очередной раз это доказал пример Федора Смолова, имевшего от красно-белых финансово самое привлекательное предложение, но перешедшего в «Краснодар». Потому что на тот момент у «Спартака» не было главного тренера, а форварду важно было понимать, с кем ему предстоит работать. И так было с очень многими. Многолетний хаос в клубе, постоянная перетасовка игроков (сколько их десятков, если не сотен, на своем веку в дерби перевидали Акинфеев, Игнашевич и братья Березуцкие!), почти ежегодная смена тренеров, отсутствие настоящего стержня и костяка — все это отталкивает от «Спартака» уже не первое поколение талантливых россиян из других клубов. При том что возможностей покупать футболистов у него больше, чем даже у ЦСКА.
А во-вторых, когда бьешь челом, когда ведешь диалог не на равных или по крайней мере с уважением к себе, а с каким-то даже самоуничижением, — ничего путного не выйдет. Любой юноша в своей жизни проходил моменты, после которых убеждался: чрезмерное вожделение девушки ее только отталкивает. Так произошло, извините уж за фривольную аналогию, и у «Спартака» с Бердыевым — человеком гордым, жестким и самодостаточным. При этом кто его знает, не вернутся ли стороны к этому вопросу, если в июле-августе и «Ростов», и «Спартак» проедут мимо групповых стадий еврокубков? Наблюдая за всем происходящим, я бы не удивился.
Но пока мечта жизни Аленичева — работать главным тренером «Спартака» — продолжает осуществляться. И вот это как раз нормально, потому что красно-белые, если исходить из данных сайта transfermarkt.de, — пятые по совокупной стоимости игроков в РФПЛ и заняли аккурат это место, впервые в истории «Открытие Арены» давшее спартаковскому стадиону почувствовать вкус еврокубков.
Но Аленичев должен понимать, что теперь уже точно ему никто никаких скидок делать не будет, и Федун в первую очередь. Он уволит тренера при первом удобном случае. Другое дело, что пока именно в такие моменты Аленичев и начинал работать эффективнее всего — и в конце ноября — начале декабря, когда из трех последних матчей выиграл два при одной ничьей (в том числе у «Краснодара»), и в мае. Похоже, работа под стрессом — сильная сторона этого тренера. Вот только теперь делать это ему придется постоянно.