24 ноября, 2020

Семь жизней и еще одна

Космология народа игбо, воплощенная в романе «Оркестр меньшинств»

Фото: Дж. И. Джонс

В издательстве «Эксмо» выходит роман «Оркестр меньшинств» нигерийского автора Чигозие Обиомы (перевод с английского языка выполнен Григорием Крыловым). Это история молодого фермера Чинонсо, покинувшего свой дом и привычный мир ради любви. Чужак в земле чужой, Чинонсо стал, по мнению критиков и обозревателей, современным Одиссеем.

Роман вошел в шорт-лист Букеровской премии 2019 года и открыл западному читателю неизведанный многосоставной мир мифологии народа игбо. Эта тревожная поэтичная история разбитого сердца и поисков своего места в огромном недружелюбном мире с первых страниц раскрывает сложную схему взаимодействия человека с его духом-хранителем и окружающей действительностью, порой лишенной метафизики и всякой одухотворенности.

-84% Оркестр меньшинств Чигозие Обиома 128 ₽ 799 ₽ -84% Купить

Путь героя по игбо: от рождения до перерождения

Многие народы верят в реинкарнацию, но для каждого этноса существует свой неповторимый набор верований и практик, определяющий общую ментальность, моральные принципы, привычки и решения.

Игбо, или «лесные жители», — глубоко религиозный народ из Юго-Восточной Нигерии, — не стали исключением. Некоторые из них перешли в иудаизм или христианство, следуя за призывом миссионеров. Но многие игбо остались верны корням. Их космология построена на многосоставной и завораживающей для европейцев системе верований, в которой сплелись язычество, знахарство и ведовство. Человек народа игбо — оньеува, дух, заключенный в физическую оболочку, а его метафизический путь — цепочка перерождений и путешествий между разделенными мирами вселенной.

Игбо верят в единого бога — Чукву, но их творец трансцендентен, его присутствие ощущается как в каждой мелочи, так и вне физического мира. Чукву не имеет пола и не требует жертв — он центр вселенной игбо и одновременно ее каркас. Он создал все видимое и невидимое, но при этом существуют и другие духи: созданные Чукву хранители земли и живых существ на ней, а также божества, населяющие бестелесный мир.

Фото: Дж. И. Джонс Фото: Дж. И. Джонс Фото: Дж. И. Джонс

Ближе всех к человеку чи — персональный дух, принимающий пол и отмеряющий жизненный срок, который хозяин тела проведет в этом воплощении. Чи определяет его путь и намерения. Пока чи в человеке, тот поддерживает связь с верховным божеством и творит свою судьбу сам, подобно тому, как Чукву создавал вселенную. И когда хранитель покидает земную оболочку игбо, ее может занять кто-то из амосу — бестелесных духов, порой лукавых и злонамеренных.

Иногда Чукву называют Чинэке. Так, он объединяет мужское и женское начало: опека и провидение чи и творческая женская энергия эке. Чи создал вселенную, а эке разделила ее, но они — единое целое, непостижимое для разума.

Четырехугольный мир

Космология игбо чрезвычайно сложна для представителей западной цивилизации, но в то же время она логична и последовательна в контексте традиции оменани, которой придерживаются «лесные жители». Их мир разделен на область видимого и осязаемого — Ува — и область бестелесного — Бенмуо. Ува принадлежит мир живых существ и стихий. За эту область отвечает Игве — небо, Ала — Земля, есть в ней место и людям — Ммаду. В Бенмуо обитают злые, проклятые и не нашедшие пристанища духи — аджоонмуо, акалиоголи и другие. Духи-хранители тем временем обретаются и там и там. Все живые существа, населяющие ува, соответствуют невидимым силам бенмуо — так соблюдается равновесие мужского и женского, духовного и физического.

Чукву разделил мир на четыре угла, поэтому в календаре игбо четыре дня в неделе, а число «четыре» для них священно. Пространство в космологии игбо разделено между четырьмя сторонами света и двумя силами — солнцем (мужской) и луной (женской). Эти пределы состоят из четырех элементов: «мужских» огня и воздуха и «женских» земли и воды.

Схема космологии Игбо Положение человека в космологии Игбо

Человек — часть ува. Он существует на трех планах: аруммаду (тело), чи (дух, связывающий его с Чукву, исполняющий функцию христианского ангела-хранителя) и третий — разум и оньеува (воплощенный в физической оболочке дух).

Реинкарнация — способ переместиться из мира физического в мир бестелесного. Считается, что игбо проживает семь реинкарнаций, но никто не знает наверняка, в какой итерации находится здесь и сейчас. Доподлинно известно одно: игбо, единожды рожденный человеком, вновь возродится в людском обличье. Разве что мужчине негоже перевоплощаться в женщину. Чи и эке сосуществуют в гармонии, но смешиваться не должны.

Реинкарнация для укрепления рода

Игбо верят, что новорожденный — воплощение одного из ушедших членов рода. Иногда для того, чтобы выбрать малышу правильное имя, приглашают знахарку. Она увидит в ребенке знаки, разберется во всех хитросплетениях, а затем укажет, кто из членов семьи возродился в новом человеке. При этом игбо убеждены: ребенок не станет точной копией почившего родственника, а просто унаследует какие-то его привычки и взгляды. Ритуал скорее нацелен на укрепление семейных связей, налаживание отношений внутри рода.

Автор книги «Оркестр меньшинств» Чигозие Обиома благодарен своему предку Нгбаруко, от которого получил детское имя, а вместе с ним — воспоминания и эмоции, облеченные в слова, ставшие основой этой истории. Необычный, похожий на притчу роман не является исследованием верований и традиций игбо. Это скорее литературное переосмысление их философии и космологии: удивительный путь духа в теле человека, глубоко переживающего свои земные и небесные радости и печали.

Читайте также