Для чего создаются истории внутри историй
Роман-матрешка, где внутри одной истории прячутся другие — один из самых старых и универсальных литературных приемов. Он встречается в арабских сказках, классических китайских романах, прозе эпохи Возрождения и в современных книгах от большой литературы до Young Adult. Разбираемся, что можно обнаружить внутри шкатулочного романа.
Если коротко — это авторский прием, когда внутри основной истории можно найти другие. Один из самых ярких примеров — «Декамерон» Джованни Боккаччо. В этом шедевре эпохи Возрождения компания молодых флорентийцев прячется от чумы в загородном имении. Чтобы скоротать время, они рассказывают друг другу истории из жизни — смешные, временами пикантные и поучительные.
Вставные фрагменты в шкатулочном романе могут рассказываться героями или представлять собой письмо, отрывок из дневника или книги. Они расширяют мир, придуманный писателем, помогают по-новому взглянуть на героев, а то и вовсе переворачивают сюжет с ног на голову.
Легенда об Амуре и Психее — один из самых ярких античных сюжетов, который столетиями вдохновлял живописцев, скульпторов, поэтов и писателей. Это история о прекрасной девушке, чья красота вызвала зависть самой Афродиты, и ее злоключениях на пути к счастливому союзу с сыном богини — Эротом. Что интересно, красивый миф — лишь небольшой эпизод в романе Апулея «Метаморфозы» («Золотой осел»). Всего в нем можно найти около 20 вставных новелл — в основном о коварных изменщицах и их глуповатых мужьях. Этот прием впоследствии использовал в своем «Декамероне» Джованни Боккаччо, составив убедительный портрет итальянского общества XIV века.
Если автор планирует познакомить аудиторию с фольклором, преданиями или байками своего времени, удобней этого тропа не найти. Арабские сказки стали известны на весь мир благодаря «Книге тысячи и одной ночи». Ее любят как за отдельные сюжеты, так и за сквозную историю, которая их обрамляет.
Хорошая сказка стоит жизни — это раз за разом доказывает мудрая Шахерезада. Девушка должна была стать очередной жертвой Шахрияра, который казнит всех своих женщин после первой ночи, проведенной вместе. Но Шахерезада начинает рассказывать ему истории, каждое утро прерывая их на середине. Так она сначала выкраивает себе лишний день жизни, а потом и вовсе добивается помилования.
В античности и средневековье роман-матрешка использовался для объединения разных сюжетов в одну книгу. Но его возможности куда шире. Например, прием помогает изменить точку зрения и показать события или персонажа глазами конкретного человека.
Так поступает в «Герое нашего времени» Михаил Лермонтов. О самом драматичном эпизоде похождений Печорина, когда он похищает Бэлу, читатели узнают из уст Максима Максимыча. Потом видят его глазами рассказчика. А вот о княжне Мери, дуэли с Грушницким и столкновении с контрабандистами в «Тамани» Григорий Печорин рассказывает в своем журнале. Так один из самых неоднозначных персонажей русской литературы становится более объемным и выразительным.
«Вся наша реальность — это и есть шкатулочный роман. Мы проживаем свои истории, а также участвуем в историях других людей и являемся частью огромного романа под названием „жизнь“. Поэтому для меня „Шкатулочный роман“ — это наилучший способ правдиво рассказать о судьбе персонажей, показав их с разных сторон», — говорит писательница Алекс Джун.
Если в книге попадается такая вставная сказка или легенда, читайте ее внимательно. Именно она может быть ключом к тайнам основного сюжета. В «Благословении небожителей» Се Лянь, выполняя разные поручения и миссии, выслушивает от других небожителей или простых смертных истории обычных людей, полководцев и правителей, которые произошли столетия назад. Очень часто эти легенды оказываются кусочком головоломки и проливают свет на прошлое наследного принца и его окружения. Этот ход, который встречается и в других современных китайских новеллах, — дань литературной традиции Китая.
В романе Лии Арден «Золото в темной ночи» сказки и легенды о Первых и их Дарах звучат практически с первых страниц. Дети, живущие на Островах, обожают эти предания и даже не представляют, насколько тесно они связаны с настоящим. Что интересно, главная героиня Ойро и другие персонажи знают одну версию событий. И только спин-офф серии «Илос. Начало» проливает свет на то, что происходило много веков назад.
Прием «шкатулочный роман» часто ассоциируется с классикой и большой литературой. Ведь вставные новеллы, дневники, письма героев, смена ракурса дарят большие возможности для работы с композицией и интеллектуальной игры. Но не менее ярко он смотрится и в жанровой прозе, будь это триллер, сентиментальный роман или фантастический Young Adult.
«Шкатулочный роман привносит в историю многомерность, глубину и объем, а также интригу. Мы раскрываем главный сюжетный замысел, постепенно подбирая к нему ключи и собирая подсказки из разных кусочков повествования», — говорит писательница Алекс Джун.
Ее дебютный роман «Спи, Алиса» построен именно по такому принципу. Заглавная героиня Алиса видит в своих снах истории других — например, ведьмы Сив из племени Чернолесья, на долю которой пришлось немало тяжелых испытаний. Этой истории, судьбе самой Алисы и еще жизням талантливого хирурга Инга и его сестры Шу еще предстоит сойтись в одной точке. Книга принесла писательнице не только любовь аудитории, но и премию «Эксмо.Дебют» в номинации «Детско-юношеская литература».
«Я сразу продумала основную форму романа, а потом разбила этот образ на несколько осколков, чтобы получился сюжетный пазл, который читатель соберет лишь в самом финале», — рассказывает Алекс Джун.
Создать головоломку, в которой вставные фрагменты приживутся и сыграют на пользу всему сюжету, — задача не из легких.
«Шкатулочный роман — это несколько историй внутри одного произведения. И бывает довольно сложно выстроить логичный, плавный сюжет, не скатившись в сумбур, а в конце ловко сплести все сюжетные линии, не оставив вопросов. И если вдруг кто-то из твоих персонажей отступает от первоначальной задумки, то приходится перекраивать судьбы других героев, а это хлопотно. Но очень интересно!», — Объясняет Алекс Джун.
Эта авторская игра точно стоит свеч. Работа с тропом прокачивает навыки сторителлинга, а вставные новеллы дают возможность поработать с малой прозой. Ну а читатель на выходе получит произведение, к которому обязательно захочется вернуться и разглядывать его как изящную шкатулку.
На книги из нашей статьи действует скидка 20% по промокоду ЖУРНАЛ.