7 октября, 2020

Вид на Сент-Виктуар со стороны Петера Хандке

Почему Поль Сезанн был одержим одной-единственной горой

В издательстве «Эксмо» опубликована тетралогия лауреата Нобелевской премии по литературе Петера Хандке, куда вошла повесть «Уроки горы Сен-Виктуар». Начиная с 1978 года писатель стал активно интересоваться искусством, посещать музеи, читать письма Сезанна и работы, посвященные художнику, о чем свидетельствуют заметки в его записных книжках. В следующем году он дважды ездил в Экс-ан-Прованс, где разными маршрутами исследовал горный массив Сент-Виктуар.

-51% Уроки горы Сен-Виктуар Петер Хандке 443 ₽ 904 ₽ -51% Купить Впечатления от поездки и творчества Сезанна впоследствии легли в основу повести. Хандке писал своему издателю: «Я работал над историей в течение нескольких недель, и мне она очень нравится». К выходу книги мы решили вспомнить о живописи Поля Сезанна, которая так поразила австрийского писателя, и горе, прославленной французским художником.

Донкихот живописи

Поль Сезанн родился в Экс-ан-Провансе и получил классическое образование в местном коллеже. Отец видел его на поприще юриспруденции, но сын уехал в Париж, где начал обучаться живописи. Его поддерживала мать: «Что вы хотите! Его зовут Поль, так же как Веронезе и Рубенса!»

В столице молодой художник прилежно изучал старых мастеров и упорно работал, стараясь поступить в Школу изящных искусств, а затем — в Салон французских художников. Он жил между Парижем, где пытался пробиться как живописец, и Провансом, который бесконечно любил. Он был строг к себе, неустанно делал эскизы и писал картины.

Художественное наследие Сезанна составляет порядка 800 работ маслом, не считая акварелей и других произведений. «Истинный донкихот живописи», — назвал его в своей книге знаменитый маршан Амбруаз Воллар.

Гора, которую Сезанн запечатлел почти 90 раз

Говорим «Сент-Виктуар» — подразумеваем «Сезанн». Почему же гора, которая на самом деле даже не является отдельной вершиной (это горная гряда), стала символом не только великого художника, но и целого поколения его последователей?

Сезанн с юных лет любил и исследовал окрестные пейзажи, прогуливаясь вместе со своим другом по коллежу Эмилем Золя. В том числе их влекла гора Сент-Виктуар, которую прекрасно видно из любой точки Экса. Ландшафты Сент-Виктуар разнообразны: от острых скал до густых хвойных лесов и пустошей, но именно при взгляде из городка массив словно поворачивается к зрителю боком, притворяясь одинокой голой горой.

По подсчетам искусствоведов, Сезанн создал 44 работы маслом и еще 43 акварели с видами Сент-Виктуар — с разных точек и высот, зимой и летом, в непогоду и ясный день, на рассвете и на закате. Методично он описывал состояния горы, но его, в отличие от импрессионистов, не интересовали нюансы света и сиюминутная перемена погоды. Его образы не случайны, они выходят за пределы времени. Выстраивая композиции, выбирая и интерпретируя сюжеты, Сезанн пытался подчеркнуть их вечность, нерушимость, незыблемость, что делает его произведения монументальными. В них нет мягких предметов, отсутствует светотень. Трудолюбивый и сосредоточенный на своем творчестве, Сезанн сам был словно человек-гора. И он искал саму суть своей горы.

Избранные виды

В ранних пейзажах гора чаще всего выступает в виде фона, как на полотне «Траншея с горой Сент-Виктуар» (1870, Мюнхен, Новая Пинакотека). Для этих работ характерны мрачноватые оттенки, пока еще далекие от знаменитой сезанновской яркой гаммы. Историю этой картины связывают со строительством первой в этих местах железной дороги. Сезанн был в ярости и категорически протестовал, но дорогу все равно построили. В наше время сюжет имел продолжение: в 2009 году правительство задумало проложить новую скоростную магистраль из Парижа в Ниццу, прорубив в Сент-Виктуар тоннель. Против выступил не только правнук художника Филипп Сезанн, но и местные жители и общественные организации. На этот раз гору отстояли.

В работах 1880-х Сезанна начинает интересовать сама гора, он пишет ее с разных точек, исследуя новые ракурсы, экспериментируя с композицией и цветовыми оттенками для передачи глубины. Однако гора все еще не является абсолютной доминантой композиции, оставаясь одним из элементов пейзажа, как, например, на картине «Гора Сент-Виктуар под сосной» (1887, Институт искусств Курто в Лондоне). В эти годы художник чаще всего писал Сент-Виктуар из имения своей сестры Розы, а также изучал окрестности: помимо самой горы, в этюдах появляются долина реки Арк, виадук, сосны, замок Шато-Нуар, Бибемюские каменоломни.

«Вид на гору Сент-Виктуар со стороны карьера Бибему» (1898-1900, Художественный музей Балтимора) — возможно, один их самых узнаваемых пейзажей Сезанна. В карьерах Бибемю, расположенных в нескольких километрах от Экса, со времен древних римлян добывали желтый известняк. Красота и яркость этих мест наглядно объясняют узнаваемую цветовую гамму полотен художника: сочетание различных тонов охры с синевой и зеленью. Исследования показывают, что палитру составляли шесть красных, пять желтых, три зеленых и три синих пигмента. На основе их смешения Сезанн и создавал насыщенный колорит своих картин.

«Гора Св. Виктории. Вид со стороны Лов (пейзаж в Эксе)» — гордость нашего ГМИИ им. Пушкина. Работу купил в свою коллекцию Сергей Щукин. Картина относится к числу последних изображений Сент-Виктуар, написанных со стороны городка, где располагалась мастерская Сезанна. Любимая гора глубоко символично нарисована в сумерках: картину датируют 1906 годом — годом смерти художника. Для поздних работ Сезанна характерны стремление к структурности, потребность свести многообразие вещей к немногим формам, освобожденным от всего случайного, отказ от перспективы. Образ горы практически распадается на элементы — здесь угадывается будущее и кубизма, и абстрактного искусства.

О картине «Гора Сент-Виктуар» (1897, Бернский художественный музей) стоит сказать отдельно. И не только из-за ее художественных качеств, но и из-за детективной истории, в которую попало полотно. Работа была частью скандальной коллекции Корнелиуса Гурлитта, которую чудом обнаружили в 2012 году в мюнхенской квартире. Более 1400 работ (старые мастера, постимпрессионизм, экспрессионизм) предварительно оценили в 1,4 миллиарда долларов. Картины достались коллекционеру от отца — арт-дилера Хильдебранда Гурлитта. В 1920-е он занимался музейной деятельностью, в 1930-м стал торговать произведениями современных художников. В 1940-е он, работая на Геббельса, конфисковывал или скупал за бесценок, а потом перепродавал в другие страны работы художников, которые нацисты называли «дегенеративными». Однако многое Гурлитт утаивал и оставлял себе. После окончания войны он объявил себя жертвой преследований, а про коллекцию сказал, что она погибла при бомбардировке Дрездена. На самом деле все эти годы собрание хранил его сын. Работу Сезанна Гурлитт еще до своей смерти в 2014-м добровольно передал Музею Берна.

Таланты и поклонники

Следуя за великим пейзажистом, полюбоваться Сент-Виктуар приезжали многие художники. В небольшом городке в Эстаке Сезанна навещал его друг и соратник Пьер-Огюст Ренуар. Из поездки Ренуар привез несколько пейзажей, в том числе свой вид Сент-Виктуар. Позже гору нарисовал Василий Кандинский. Но главным поклонником этих мест после Сезанна стал Пабло Пикассо.

У подножия знаменитой гряды расположен замок Вовенарг. Пикассо приобрел его в 1958-м в поисках уединения. Одной из причин покупки стало исключительное отношение к творчеству Сезанна, которого испанец почитал всю свою жизнь. Еще в 1907 году, увидев ретроспективу коллеги на Осеннем Салоне, Пикассо был покорен. Именно это, по мнению многих искусствоведов, подтолкнуло его к экспериментам с формами и развитию кубизма. Характерные для работ Сезанна уплощение пространства, ломаные линии и сжатие предметов до базовых форм стали для художников ориентиром в поисках нового искусства.

Сезанн говорил: «Все в природе лепится в форме шара, конуса, цилиндра, надо учиться писать на этих простых фигурах, и, если вы научитесь владеть этими формами, вы сделаете все, что захотите».

Автор: Юлия Виноградова, искусствовед

Читайте также