Встречи с авторами Подбор подарка
27 апреля, 2024

K-pop, дорамы и Netflix: 5 фактов о южнокорейской культуре

Рассказываем, как страна стала культурным локомотивом

Раиса Ханукаева
Редактор сайта eksmo.ru
K-pop, дорамы и Netflix: 5 фактов о южнокорейской культуре

Сегодня движение «халлю» («корейская волна») с бешенной скоростью накрывает страны и континенты. Мы слушаем песни южнокорейских музыкантов, следим за модой этой страны и пользуемся косметикой, произведенной там. В чем причина такой популярности? И как азиатской стране с уникальной экзотической культурой удалось очаровать людей в разных точках земного шара?

На эти и другие вопросы попыталась ответить Симон Клэр, автор книги «Корея. Феномен К-культуры». Мы внимательно прочли эту работу и выбрали пять интересных фактов о Стране утренней свежести.

Фанаты k-pop интересуются не только музыкой, но и политикой

Общение артистов и их поклонников в Южной Корее традиционно более тесное, чем те же отношения на Западе. С восточным гостеприимством музыканты, актеры и писатели приглашают свою публику на встречи, мотивируют выражать свое мнение и организовывают совместные проекты. 

Корея. Феномен К-культуры -12% Корея. Феномен К-культуры Симон Клэр 2294 ₽ 2619 ₽ -12% В корзину Контент 18+

Фанаты отвечают тем же. Они хотят не просто наблюдать за работой кумиров, но пытаются вознести их на вершины всевозможных творческих «олимпов». И для этого могут запустить челлендж и посмотреть определенный клип определенное количество раз в день, из-за чего любимая группа непременно взлетит в чартах.

Согласитесь, для такой работы нужна хорошая самоорганизация! Но эти люди активны не только в творческом мире, они не чураются политики и социальных проблем.

«Именно эта способность координировать свои действия делает фанатов k-pop настолько влиятельными. Бывший президент США Дональд Трамп убедился в этом в 2020 году — проводя кампанию по переизбранию на должность президента, он с гордостью заявил, что на его митинг в городе Талса зарегистрировался почти миллион человек. Но в тот день зал был практически пуст. Это было унижением для политика, который не очень понимал, что произошло. Чувствуя, что их кумиры выступают за свободу — например, группа BTS поддерживает движение Black Lives Matter, — поклонники k-pop активизировали свои сети и призвали подписчиков зарегистрироваться на встрече онлайн, не приходя на нее, что привело к пустому залу при полной регистрации; еще одно доказательство того, что k-pop — это не просто приятные песенки и безобидная на первый взгляд хореография».

Участники группы BTS

Музыканты BTS влияют даже на законодательство

Еще несколько слов о том, насколько сильно почитание музыкантов k-pop в Южной Корее. Из-за напряженной ситуации с северными соседями в стране введена обязательная воинская служба для всех мужчин в возрасте от 18 до 28 лет. Но огромная популярность группы BTS вынудила парламент Южной Кореи внести поправку в закон. Согласно этому решению, звездам k-pop, чьи продажи и международная репутация способствуют росту экономики страны, дается отсрочка.

«Но то, что сейчас известно как „закон BTS“, отнюдь не является панацеей от всех бед. Участники группы смогли отсрочить службу в армии только до тридцатилетнего возраста — и это лишь отсрочило проблему, которая вновь возникла в 2022 году. Поэтому участники BTS объявили о том, что берут перерыв в карьере. Официальная причина — „для отдыха“, но нас не обмануть».

Родители дарят детям сертификаты в клиники пластической хирургии

Да-да, это пусть и не самый частый, но обычный подарок для корейских подростков на их совершеннолетие, например. По количеству косметических операций страна занимает третье место в мире после США и Бразилии, а по процентному соотношению на все население она стала мировым лидером. Все дело в том, что в Южной Корее, несмотря на яркость и кажущуюся прогрессивность k-pop культуры, очень сильны традиционные устои, в частности — почти средневековые представления о красоте.

«На протяжении многих лет в корейском обществе действуют определенные, жестко кодифицированные принципы: цвет лица должен оставаться бледным, как будто фарфоровым; глаза должны быть широко расставлены, иметь длинные ресницы и как можно меньший разрез; скулы должны быть высокими, а подбородок заостренным, чтобы нижняя часть лица имела V-образную форму. Наконец, волосы должны быть слегка осветлены и иметь каштановый оттенок, чтобы смягчить цвет лица.

Эти стандарты красоты далеко не всегда соответствуют естественной морфологии корейских женщин и мужчин. Чтобы соответствовать этим идеалам, нужно идти на ухищрения, поэтому одежда, косметика и хирургия играют в Южной Корее столь важную роль.

„В Сеуле косметические процедуры не являются табу, — рассказала Le Monde Флоренс Бернардин, основательница компании Information & Inspiration, которая занимается анализом азиатских тенденций для основных западных групп красоты. — Все потому, что мы знаем, что самые красивые женщины достигнут самых важных постов“».

Услугами косметологов и пластических хирургов в Южной Корее люди пользуются независимо от пола и возраста. Именно поэтому в обеих отраслях страна далеко обогнала конкурентов, а южнокорейская косметика стала новым трендом.

Справедливости ради стоит сказать, что в стране сейчас набирает популярность «конганми» — отдушина корейского феминистского сообщества. Это течение прославляет красоту здорового тела вместо излишней худобы, а также отказ от хирургических вмешательств.

Молодые корейцы спокойно могут поспать в кафе или парках

И причин тут две. Во-первых, традиция: несмотря на западное влияние и популярную теорию сепарации, молодые люди живут с родителями вплоть до заключения собственного брака. Неудивительно, что они хотят проводить больше времени вне дома, чтобы не контактировать с семьей 24/7. Часто владельцы кафе и служащие парков относятся с пониманием к такому желанию и позволяют посетителям даже вздремнуть у них часок-другой.

Вторая причина — бурная ночная жизнь Южной Кореи. Да-да, традиционные устои не мешают ее развитию.

«Корею иногда называют Страной утреннего спокойствия — нет никаких сомнений в том, что это иносказательный способ сказать, что ночи здесь далеки от спокойствия. Ведь в Южной Корее, особенно в шумном мегаполисе Сеуле, ночной жизнью наслаждаются несколько активнее, чем в других странах. Впрочем, как и в Японии некоторое время назад, в Корее действует абсурдный закон, запрещающий танцы в общественных местах.

Изначально этот закон был принят для борьбы с проституцией в послевоенное время, когда бары были в основном стриптиз-клубами, управляемыми местной мафией. Сейчас, очевидно, не исполняется. Тем не менее его существование очень пригодится правительству, если оно когда-нибудь захочет оказать давление на мир ночных развлечений — ну а пока корейцы танцуют до упада и не стесняются отрываться по полной программе».

Надо сказать, представление о хорошо проведенном вечере в Южной Корее не для слабаков. Например, там есть понятие «ча» (круг). Вечеринки проходят в несколько этапов, и недостаточно просто прийти в клуб ночью и уйти под утро. Чем больше мест ты посетишь, тем больше кругов («ча») совершишь, следовательно, тем более удачным будет считаться вечер. А ведь в каждой локации есть соджу — традиционный спиртной напиток, без которого просто немыслимо посещение клуба! Неудивительно, что под утро люди спят там, где их настигла усталость, будь то кафе или скамеечка в парке. И да, от похмелья корейцы тоже страдают, но в стране его прекрасно умеют лечить.

Netflix видит свое спасение в корейских сериалах

Вы удивитесь, но дела у одного из самых известных стриминговых сервисов мира идут не так хорошо, как кажется. Платформа, как утверждает автор книги «Корея. Феномен К-культуры», уже некоторое время теряет подписчиков. Чтобы исправить положение, Netflix делает ставку на новый контент, в частности на дорамы . В 2021 году компания объявила об инвестировании 500 млн долларов в Южную Корею для развития своего контента в стране. А спустя несколько месяцев «Игра в кальмара» показала лучший старт в истории платформы.

«Всего за семнадцать дней дорама набрала 111 млн просмотров, что стало лучшим стартом в истории платформы. По сюжету, 456 разорившихся человек становятся участниками соревнования, основанного на детских играх, а победитель получает награду в 38 млн долларов. Важная деталь, которую они узнают, только когда попадают на место: победителем станет тот, кто выживет в смертельных испытаниях. <...>

„Игра в кальмара“, вдохновленная социальной реальностью Южной Кореи, в частности, очень высоким уровнем долгов на душу населения, доводящих некоторых людей до самоубийства, тем не менее вызвала ряд вопросов на родине, о чем пишет еженедельное издание Chugan Kyunghyang: „Корейские зрители находятся в недоумении, не зная, радоваться ли всемирному успеху национального творения или сожалеть о том, что оно изображает их общество как ад“».

Кадр из сериала «Игра в кальмара», 2021

Но среди западных зрителей популярна не только «Игра в кальмара». Романтические дорамы или, например, кровавый триллер «Милый дом», созданный на основе вебтуна , тоже любимы в США и Европе.

Именно корейские сериалы в 2010 году открыли Netflix дорогу и на африканский континент. Но там слишком велико социальное расслоение, и дорамы смотрят только обеспеченные люди. Как считает исследователь Сувон Ким, опубликовавший в Le Monde статью на эту тему, Страну утренней свежести это вполне устраивает.

«Дорамы смотрят представители экономической и интеллектуальной элиты, то есть те, кто с наибольшей вероятностью станет лидерами страны, политиками или лицами, формирующими общественное мнение, — именно они интересуют корейскую дипломатию. Корейские сериалы являются мощным инструментом „мягкой силы“».

***

Больше интересных фактов о стране BTS, пластической хирургии и моды читайте в книге Симон Клэр «Корея. Феномен К-культуры».

Книги по теме
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 76564  книги
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 76564  книги

Комментарии

Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь и заполните информацию в разделе «Личные данные»
Написать комментарий
Написать комментарий
Спасибо!
Ваш комментарий отправлен на проверку и будет опубликован в течение 5 дней при условии успешной модерации

Читайте также

Азия в тренде: почему читателям интересны Китай, Япония и Корея

Азия в тренде: почему читателям интересны Китай, Япония и Корея

Рассказываем о современной азиатской литературе в спецпроекте «Эксмо»

Современная корейская литература: что выбрать для первого знакомства

Современная корейская литература: что выбрать для первого знакомства

Семейные триллеры, историческая проза и книги, которые дарят надежду

Волшебные миры Лии Арден: мифы и легенды, вдохновившие писательницу

Волшебные миры Лии Арден: мифы и легенды, вдохновившие писательницу

Рассказываем об источниках «Мары и Морока», «Черного дракона» и «Нитей судьбы»

Что почитать, если вы любите дорамы

Что почитать, если вы любите дорамы

Истории о любви, магии и загадочных божествах

Беспорядок не порок, или 5 правил безболезненной уборки

Беспорядок не порок, или 5 правил безболезненной уборки

Рассказываем, как привести в порядок дом, если у вас нет на это сил

Стефани Шталь: «Родители часто повторяют негативные модели поведения»

Стефани Шталь: «Родители часто повторяют негативные модели поведения»

Знаменитый психолог рассказала о том, почему так важно утешить и воспитать своего внутреннего ребенка

Светлана Патрушева: «В стресс нас всегда отправляет угроза нашей безопасности»

Светлана Патрушева: «В стресс нас всегда отправляет угроза нашей безопасности»

Интервью с популярным психологом

Очень странная мода: стильные предметы мужской одежды из разных эпох

Очень странная мода: стильные предметы мужской одежды из разных эпох

Рассказываем, что носили Тюдоры и Валуа