Цикл «Песнь Сорокопута» богат упоминаниями известных книг и легендарных личностей. О них Фрэнсис Кель уже рассказала читателям нашего журнала. За этим литературно-историческим бэкграундом не сразу можно разглядеть живопись, которая для автора тоже очень важна. Мы решили исправить эту несправедливость и спросили писательницу о значении тех или иных картин для цикла.
О том, что может рассказать живопись о героях и как «читать» обложки первых двух подарочных изданий, — в новом тексте Фрэнсис Кель.
На обложке коллекционного издания «Песнь Сорокопута» читатели видят Скэриэла Лоу. Мы решили взять образ «падшего ангела», вдохновившись полотнами Александра Кабанеля и Роберто Ферри. На картине французского художника Кабанеля изображен Дьявол после падения с небес. В его взгляде ярость и недоверие. А на картине современного итальянского художника Ферри мы не видим взгляда падшего ангела, но вся поза показывает, что он сломлен.
Вот и во взгляде Скэриэла мы хотели показать то, что его мучает: ужас от осознания содеянного. Пальцы его черные из-за долгого использования темной материи. Скэриэл — это «серый сорокопут», поэтому у него темно-серые крылья, а окружают его терновые заросли и колючие ветви.
Серый сорокопут — маленькая неприметная птичка, не уступающая по габаритам воробью, но на деле это безжалостный охотник. Он терзает своих жертв — насекомых, грызунов, птиц — и накалывает их тельца на сучья или колючки, после чего рвет их острым клювом.
На обложке коллекционного издания «Песнь Сорокопута. Ренессанс» — Готье Хитклиф. Изначально я думала связать его образ с полотнами Густава Климта «Портрет Адели Блох-Бауэр I» и «Поцелуй», хотела много «сияющего золота» или «золота церковных мозаик».
Кристина Демина, наша художница, очень старалась попасть в то, что я представляла, эскизы были великолепны, но общая атмосфера и цвета скорее походили на обложку коллекционного издания первого тома — ту, где изображен Скэриэл. Видимо, я мысленно еще не отошла от этой книги. Время шло, сроки поджимали, я долго думала, понимала, что будет Готье, но как его изобразить, не знала.
Тогда я предложила Кристине картину «Цветущие ветки миндаля» Винсента ван Гога. Миндаль цветет весной и символизирует начало новой жизни — ренессанс, возрождение. В картине нет ни капли золота, только голубое небо, белые нежные цветки, ощущение ясной, чистой радости. Теперь мне виделся Готье в нежно-голубом, светлом, солнечном сиянии. Не знаю, как Кристина это делает и как у нее выходит соединять все, что есть в моей голове, в одно прекрасное творение, но у нее получилось. Когда мы впервые увидели эскизы обложки, все разом воскликнули: «Это оно!»
Крылья у Готье на обложке широкие, массивные, ведь это крылья беркута, символа императорской династии Бёрко. Да и по фамилии можно понять, что беркуты важны в цикле.
«— Замолчи! — взревел отец.
Я не узнавал его ― он словно вообще потерял человеческое лицо. Красные пятна на бледной коже, пылающий, полный ярости, взгляд, на шее вздулись жилы. Мне на ум пришла ужасающая картина Франсиско Гойи „Сатурн, пожирающий своего сына“. Отец замахнулся и отвесил Скэриэлу звонкую пощёчину, такую, что голова мотнулась вбок».
Это отрывок из коллекционного издания «Песни Сорокопута». А лучше понять его поможет полотно испанского художника Франсиско Гойи «Сатурн, пожирающий своего сына». На картине изображен Кронос — верховное божество, титан, бог земледелия, соответствующий римскому богу Сатурну, который пожирал своих детей, боясь быть ими свергнутым. У Гойи он выглядит ополоумевшим и безобразным. Именно таким видел Готье своего отца в тот самый миг, когда тот столкнулся со Скэриэлом.
«Чего я не ожидал, так это репродукции картин Жака Луи Давида. Когда мы готовились к защите проекта по Французской революции, то с Леоном и близнецами много обсуждали его работы. Он был нашим любимым „живописцем революции“. Я любил „Смерть Марата“, а вот Оливеру очень нравились „Гнев Ахилла“ и „Погребение Патрокла“. Иначе и быть не могло. Было неожиданно увидеть здесь картину „Бонапарт на перевале Сен-Бернар“».
Этот небольшой абзац из коллекционного издания «Песнь Сорокопута. Ренессанс» тоже можно расшифровать с помощью живописи. Почему для Готье, главного героя цикла, было неожиданным увидеть картину Давида? Объясняю: во вселенной Сорокопута Наполеон Бонапарт был полукровкой, который сверг чистокровную власть. В лицее на уроках истории его деятельность осуждали.
Готье был удивлен, что Скарлетт Рипли, чистокровный психотерапевт, к которому его отправил отец, может тайно поддерживать полукровок и осуждать чистокровных. Конечно, Готье не мог знать наверняка, так ли это. Ведь никто не запрещал Скарлетт повесить репродукцию известной картины ради получения эстетического удовольствия.
«Оливия сидела в глубоком кресле, время от времени плавно покачиваясь. На ней была черная футболка с рисунком — девушка в доспехах, картина „Жанна д’Арк“ Джона Эверетта Милле».
Кусочек текста из «Песнь Сорокопута. Да здравствует принц!». Оливия уже успела раскрыться за две книги, и читатели поняли, что она не так проста, как кажется. И не так добра, как хочет казаться. Она носит маски, потому что так ей удобно. Она знает, чего хочет, и знает, как этого добиться. Героиня «показывает зубки» только младшему брату Оливеру. Но со временем снимает маску и в компании других героев цикла: Готьe, Леона и Скэриэла.
Жанна д’Арк — национальная героиня Франции. В семнадцать лет она возглавила армию, а в девятнадцать уже была обвинена в ведовстве и сожжена на костре. На картине юная Жанна стоит на коленях в доспехах и держит меч в руках. Ее глаза устремлены к небу, словно она ждет новых видений архангела Михаила, святой Маргариты и святой Екатерины, желая во что бы то ни стало спасти Францию от английского господства.
Как Жанна д’Арк является ярким воплощением веры, мужества и жертвенности, так и Оливия готова на все ради защиты Оливера. Она часто находится меж двух огней в конфликте отца и брата, но мужественно выдерживает это бремя. Оливия не показывает, как ей сложно это преодолевать. Она редко дает слабину. Но иногда в глубине души ей хочется откинуть все маски и побыть хоть немного слабой, чувствуя защиту семьи.