Фото: ТГ-канал Константина Образцова
Книжная индустрия получила собственное реалити-шоу. В «Новом слове» двенадцать авторов соревнуются за право выпустить свою книгу в издательстве «Эксмо». Это как «Проект „Подиум“», только раскраивают и шьют тут собственные истории, а не модную коллекцию. По правилам игры, в каждом выпуске участники получают от наставника и ведущего шоу — писателя Константина Образцова — задания, по итогам которых и решается, кто уйдет, а кто останется.
«Существует множество проектов, которые помогают танцорам, певцам и юмористам заявить о себе и выйти на медийный уровень. У писателей такой платформы нет. Пробиться в литературе сложно: здесь важны не только талант и упорный труд, но и доля везения. Поэтому около трех лет назад я придумал проект „Новое Слово“: шоу, живущее по законам реалити, но для писателей.
Самым сложным было визуальное и драматургическое воплощение идеи, ведь, с точки зрения наблюдателя, писатель — это человек, который сидит неподвижно и молча. Путь занял два года, и вот, при поддержке ИРИ, в эфир вышло первое в мире реалити-шоу о писателях, которое, как я надеюсь, поможет начинающим авторам быть услышанными и найти своих читателей».
Константин Образцов
Несмотря на все сложности, авторам шоу удалось создать напряжение, характерное для подобного формата, и раскрыть героев так, чтобы зритель нашел своих любимчиков и переживал за них. Мы насчитали как минимум пять причин, по которым стоит посмотреть «Новое слово».
1. Узнать о внутренней кухне писательства и издания книг
В каждом из выпусков участники получают творческие задания и обратную связь от ведущего. Тема может быть любой: написать сцену, где персонаж раскрывается через страх, описать главного героя и его мотивацию, придумать сеттинг, живущий по понятным внутренним законам, или подготовить синопсис и презентацию для издателя.
Для человека, который пишет сам, происходящее, может, и не станет откровением. А вот для простого читателя и зрителя это отличная возможность понаблюдать за муками творчества и понять, как личный опыт и интересы человека трансформируются сначала в идею, а потом и в целую историю.
Среди участников есть состоявшиеся писатели со своей аудиторией: Мария Гурова, Джек Гельб и Дарина Стрельченко. Именно они, зная боли авторов и проблемы индустрии, не стесняются задавать неудобные вопросы гостям, добавляя остроты выпускам. Почему издательства не вкладываются в продвижение малотиражных новинок, но продолжают их издавать? Убивает ли погоня за трендами творчество и насколько скоротечна мода в литературе? Ответы, может быть, вас не устроят, но вы точно их услышите.
2. Познакомиться с опытными и начинающими авторами и переживать за своих любимчиков
В первом сезоне «Нового слова» — неоднородная и запоминающаяся команда с совершенно разным уровнем писательского мастерства. Кто-то сформировал свой голос и уже издается, кто-то пишет «в стол» или создает фанфики, но есть и те, кто ни разу не пробовал себя в литературе.
«Набор участников проходил на открытой основе: желающие подавали заявку, присылали фрагмент своего текста и видеовизитку; те, кто проходили первый этап отбора, попадали на очное собеседование с творческой группой».
Константин Образцов
У каждого из претендентов свои цели, творческий взгляд и любимый жанр. Например, Мария Гурова признается на шоу, что решительно настроена вернуть моду на рыцарство в книгах. И ради этой цели порой готова нестись на оппонентов с открытым забралом. Двадцатилетняя Ангелина Ягода попробовала свои силы в рекламе и SMM, а теперь хочет создать вдохновляющую книгу на стыке литературы и психологии. Петр Кононенко пока не издается, и проект для него — возможность заявить о себе.
С каждым новым выпуском участники раскрываются все больше. Как и положено реалити, кто-то будет сближаться, кто-то идти на конфронтацию. Не успеете оглянуться — и вот вы уже переживаете за своего фаворита и ждете, что будет дальше, тем более авторы шоу приготовили парочку сюжетных твистов.
3. Снять писательский блок и получить «волшебный пинок»
Каждый раз, когда звучит новое задание, невольно задумываешься, как бы его выполнил ты сам. Для тех писателей, кто прямо сейчас работает над своей книгой и зашел в тупик, это возможность преодолеть писательский блок. За компанию с участниками выполняя одно из заданий, можно отвлечься, расписаться и, наконец, выйти из кризиса.
Сейчас в «Новом слове» появилась возможность прочитать работы, которые получились у участников по итогам каждого этапа. Анализируя их, вы можете согласиться (или нет) с вердиктом ведущего, а попутно вдохновиться для собственной работы.
4. Вычислить код бестселлера
На шоу неоднократно звучит мысль о том, что для успеха в литературе недостаточно просто красиво излагать мысли на бумаге. Важны сюжет, раскрытие и путь героя, атмосфера, притягательный и убедительный мир. Но даже если все условия будут соблюдены, может получиться так, что в данный момент мало тех, кто хочет услышать именно эту историю. На протяжении всего сезона участники пытаются вычислить код бестселлера и в поисках истины приходят к парадоксальным выводам.
5. Испытать сильные эмоции
Будем честны, в первую очередь мы смотрим реалити-шоу ради эмоций — чужих и своих. «Новое слово» с этим прекрасно справляется. В первых двух сериях царит атмосфера писательского интенсива, где все продуктивно сотрудничают, делятся идеями и поддерживают друг друга. Но уже к третьему эпизоду появляется напряжение, растущее с каждым новым выпуском. И дело даже не в борьбе за главный приз.
Литература — территория идей, так что личные конфликты, которые неизбежны в любом реалити, постепенно перерастают в настоящее столкновение мировоззрений.
Вера в лучшее в людях или «серая» мораль на грани с «черной»? Свобода творчества или самоцензура? Верность своему стилю или попытка подстроиться под рынок? Каждому из участников предстоит отстаивать свою позицию в словесных спорах и на бумаге, объединяться в коалиции ради поддержки и защиты. Ну а читателям и зрителям — наблюдать за всем этим, убеждаясь, что литература — очень страстное дело.
Рейтинги