Автор статьи: Юлия Виноградова
Канун Нового года и Рождества — пожалуй, самое волшебное время в году. И кажется, что книги, предназначенные для чтения в долгие зимние вечера, тоже должны быть милыми и обязательно со счастливым концом. Однако не все так просто!
По легенде, именно в сочельник между силами тьмы и света идет самая жестокая борьба за человеческую душу. В это время, мол, Бог, пожалев обитателей ада, открыл им ворота, чтобы несчастные тоже могли насладиться светлым праздником. Но не тут-то было! С тех пор черти и бесы каждый год выходят на землю в канун Рождества, чтобы натворить тут как можно больше мерзких дел. А писатели охотно следуют этому поверью и рассказывают читателям об ужасах, связанных либо с нечистой силой, либо с человеческой жадностью и глупостью.
Мы выбрали пять рождественских и просто страшных новелл классиков, которые окунут вас в волшебную и немного жуткую атмосферу праздника.
В ночь под Рождество. Николай Гейнце
Всем известна гоголевская «Ночь перед Рождеством», но у писателя Николая Гейнце была своя «ночь» — чуть менее остроумная, но такая же жуткая. Этот рассказ напоминает современные хоррор-новеллы, в которых у читателя остается много возможностей для догадок о природе ужасного и судьбах персонажей.
Дары волхвов. O. Генри
Один из самых известных рассказов О. Генри и одна из самых трогательных рождественских новелл. Существует множество версий о том, как была создана эта история. Согласно одной из них, романтической, О. Генри (настоящее имя — Уильям Поттер) описал здесь свои отношения с женой — рано умершей Атоль Эстес. Согласно другой версии, вдохновением для этой истории стал рассказ «Дульвина» малоизвестного французского писателя XIX века Эмиля Шевале.
Из дневника одного покойника. Михаил Арцыбашев
Монолог (точнее — дневниковые заметки) одного очень уверенного в себе и не всегда скромного покойника, который вдруг заскучал в гробу и решил поделиться с миром своими мыслями. И вот что удивительно: получилось действительно остроумно. Рассказ Арцыбашева похож на «Байки из склепа» начала XX века.
Огневушка-Поскакушка. Павел Бажов
История о духе гор, который появляется в виде танцующей девочки и указывает старателям место, где лежит золото. Этот сказ, как и другие, написанные Павлом Бажовым, можно было бы назвать одной из крупнейший советских фальсификаций. Литературное начальство хотело наказать писателя, который выдал свои тексты за фольклор. Ситуацию спас Демьян Бедный, доказавший, что для этих произведений Бажов действительно использовал народные сюжеты, услышанные еще в детстве, но талантливо их обработал, приблизив к уральским реалиям.
Привидение. Лидия Чарская
Печальный и трогательный рассказ об институтках, которые охотились на призрака в рождественский сочельник. Лидия Чарская в основном известна своими историями о жизни школьниц в дореволюционной России. И хотя в ее библиографии более 80 книг, именно образы гимназисток, пансионок и институток стали визитной карточкой писательницы.