Приходилось ли вам когда-либо слышать высказывания об ущербности современной литературы из уст «маститых критиков»? Нам — приходилось. На эту вопиющую несправедливость можно ответить только серьезным и аргументированным высказыванием с множеством контрпримеров.
Эта подборка познакомит вас с интересными книжными новинками как от ведущих современных авторов, так и от начинающих писателей, а также покажет, как и куда движется русская проза и какие вопросы, темы и сюжеты ее сейчас волнуют.
Наполеонов обоз. Книга 1: Рябиновый клин. Дина Рубина
«Рябиновый клин» — первая часть нового и давно ожидаемого романа в трех книгах Дины Рубиной «Наполеонов обоз», и ей отведено особое место. Здесь происходит одновременно две завязки — большой истории в рамках трилогии и большой любовной истории, претендующей на то, чтобы пополнить ряд самых сильных lovestory в современной отечественной литературе. Впрочем, удивит не только любовная линия. Рубиной важно вскрыть в новом творении давно волнующие темы и разобраться в проблемах, любезно оставленных потомкам еще Федором Достоевским — что такое личность, рок, проступок и расплата.
Холодный день на солнце. Азамат Габуев
«Таких книг о Кавказе еще не было» — утверждает критик Валерия Пустовая, имея в виду открытость, смелость и откровенность этого произведения. Роман Габуева действительно дает удивительно разнообразное представление о том, чем живет сегодня молодая Осетия. С одной стороны, экзотика Кавказа — перекрестка религий, нравственных устоев и традиций, региона, где вопросы семейных укладов и мод решаются не глянцевыми журналами, а митингами и перестрелками. С другой стороны, тут тоже кипит интеллектуальная жизнь, есть свои бунтари и свое представление о будущем. Весь этот коктейль нравов описал Азамат Габуев — «романтик, скрывшийся под маской сатирика».
Почерк. Михаил Сегал
Дмитрий Быков однажды сделал громкое заявление по поводу Михаила Сегала: «В русскую литературу пришел настоящий писатель». Сегал, правда, еще и настоящий режиссер, удачно пришедший в отечественный кинематограф и подаривший ему такие фильмы, как «Рассказы», «Кино про Алексеева» и «Слоны могут играть в футбол». Написание прозы для Сегала — отдых между съемками. Но это тот случай, когда кинематографист оказывается не менее талантлив в литературе, подобно Василию Шукшину, Наталье Рязанцевой, Валерию Фриду, Валентину Гафту или Леониду Филатову.
Рассказы Михаила Сегала называют абсурдными и непредсказуемыми. В его художественном мире немало ужаса перед реальностью, однако трезвый авторский голос неизменно все улаживает, так что чтение «Почерка» может оказать терапевтический эффект на современного читателя.
Чувство моря. Улья Нова
Улья Нова (или Мария Ульянова) — известная писательница, искусствовед и фотограф. Она живет в Риге, но часто посещает Москву, в которой немало поклонников ее прозы. Новый роман писательницы говорит с читателем на языке освобождения от страхов, грусти и боли и предлагает учиться искать пути и выходы — особенно, если они ведут к морю.
Квартирантка с двумя детьми. Роман Сенчин
Роман Сенчин родом из Тывы. Он много путешествовал, много кем работал и много где издавался — именно поэтому его проза настолько богата событиями и реалистичными описаниями. Правда, в этом сборнике рассказов писатель несколько отошел от любимой им реалистической традиции и предложил необычные и даже сюрреалистические истории. Но в этом весь Сенчин — даже в создаваемом им сюрреализме реальности больше, чем в самом реализме, а герои завораживают своей естественностью.
Ненавижу эту сучку. Ольга Столповская
Ольга Столповская, как и Михаил Сегал, человек из мира кино: она снимала фильмы по собственным сценариям и весьма преуспела в этом. В литературной сфере она тоже продемонстрировала немало талантов, один из которых вообще едва ли не самый важный для писателя: уметь говорить о сложном и трагичном легким и воздушным языком, не забывая про старую добрую иронию.
Чувство безмерное и смутное — Россия...
Сборник рассказов молодых писателей озаглавлен цитатой из Максимилиана Волошина «...Чувство безмерное и смутное — Россия». Почему именно Волошин объединяет их? Дело в том, что в 2003 году появилась идея возродить дух и атмосферу дома поэта в Коктебеле, по комнатам которого бродили Марина и Анастасия Цветаевы, Александр Грин, Андрей Белый, Михаил Булгаков, Борис Слуцкий, Иосиф Бродский и другие важные для русской культуры люди. Воскресить времена творческой свободы и рефлексии о судьбе России стало задачей симпозиума «Волошинский сентябрь», после которого появился Международный Волошинский конкурс. Его поддержали сначала толстые литературные журналы — «Октябрь», «Дружба народов», а затем и издательство «Эксмо».
Возрождение удалось. Сегодня вновь во дворе и на верандах дома поэта читают стихи и прозу, обсуждают новые произведения, придумывают сюжеты. Финалисты последнего Волошинского конкурса объединились под обложкой этого сборника. Здесь и Сахалин Анатолия Кима, и Москва Светланы Василенко, Вологодчина Натальи Мелехиной, Грозный Ибрагима Хаидова, Байкал Игоря Кузнецова, туруханские охотничьи угодья Михаила Тарковского... География участников и сюжетов — от Калининграда до Владивостока и от Нью-Йорка до Сиднея. У каждого автора свое видение и понимание России. Но чувство — общее: безмерное и смутное.