Встречи с авторами Подбор подарка
17 января, 2025

Дэвид Линч: «Если идти к свету, каждый шаг становится ярче»

Памяти прекрасного режиссера

Раиса Ханукаева
Редактор сайта eksmo.ru
Дэвид Линч: «Если идти к свету, каждый шаг становится ярче»

«Оскар» за выдающиеся заслуги в кинематографии и «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля, «Золотой лев» за жизненные достижения и французский орден Почетного легиона: список наград и номинаций Дэвида Линча можно продолжить, но, пожалуй, самая важная из них — это любовь зрителей.

Американский режиссер, сценарист, актер и художник, в своем творчестве он исследовал границы реальности и давал зрителям массу возможностей для интерпретаций. Он был уверен, что кино — это особый опыт, который необходимо пережить самостоятельно. Его работы, такие как «Синий бархат», «Малхолланд Драйв» или «Шоссе в никуда», почти никогда не приносили больших сборов, но тем не менее Линч считается культовым режиссером, а созданный им сериал «Твин Пикс» породил большую фестивальную культуру.

16 января Дэвида Линча не стало. В память о режиссере мы публикуем цитаты из его книг «Комната снов» и «Поймать большую рыбу».

«Я считаю, что судьба тоже играет огромную роль в нашей жизни, поскольку нет внятного объяснения тому, почему происходят некоторые вещи. <...> Ты приходишь в мир таким, какой ты есть, и хоть родители и друзья и оказывают на тебя небольшое влияние, в основном ты — тот же самый человек, что и в начале пути».

«Комната снов. Автобиография Дэвида Линча»

«Когда я работал над фильмом «Голова-ластик», то смотрел на фотографии индийских мастеров и думал: «Это лицо знает что-то, чего не знаю я. Возможно ли существование такой вещи, как просветление? Оно реально или это нечто сугубо индийское? Теперь я знаю, что реально».

«Комната снов. Автобиография Дэвида Линча»

Кадр из фильма «Голова-ластик», 1977

«Мне приписывают слова, что якобы мне нравятся очертания ночных садов, но я на самом деле не очень-то люблю сады, за редким исключением. Однажды я рисовал сад с электромоторами, которые качают нефть, и в этом вся суть — мне нравится сочетания природы и человека. Вот почему мне так нравятся старые фабрики».

«Комната снов. Автобиография Дэвида Линча»

«Даже не помню, как ко мне пришла идея для фильма „Шестеро заболевают“ — я просто взялся за работу. Я поспрашивал и нашел место под названием „Photorama“, где 16-миллиметровые камеры были гораздо дешевле. Вышло немного низкопробно, но тем не менее я взял напрокат камеру „Bell and Howell“ с тремя линзами — оказалось, что это хорошая маленькая камера. Я снимал фильм в старом мотеле, принадлежавшем Академии, его комнаты были пусты и заброшены, но в холлах теснились свернутые восточные ковры, латунные лампы и красивые диваны и кресла».

«Комната снов. Автобиография Дэвида Линча»

«Фильм, который я снял на остатки денег Барта, „Алфавит“, частично о школе и образовании, организация которого напоминает сущий ад. Когда я впервые задумался о создании фильма, то услышал ветерок и уловил движение. Звук ветра был в той же степени важен, что и движущаяся картинка — моя идея подразумевала и звук, и движение одновременно».

«Комната снов. Автобиография Дэвида Линча»

«Сидя в том кресле, я вспомнил сон и попросил у секретаря бумагу и карандаш. Я записал два образа из сна: полицейская рация и пистолет. Этого было достаточно. Я всегда говорил, что не придаю такого значения ночным снам, для меня гораздо важнее те, что я вижу днем. Я люблю логику сновидений».

«Комната снов. Автобиография Дэвида Линча»

Кадр из сериала «Твин Пикс», 1990 — 2017

«За тридцать три года я ни разу не пропустил медитацию. Я медитирую дважды в день по двадцать минут — с утра и днем — и сразу продолжаю заниматься делами. Внутри меня растет радость от творения. Обостряется интуиция. Я наслаждаюсь жизнью. Негатив отступает».

«Поймать большую рыбу»

«Гнев, депрессия и горе хороши для сюжета, но они отравляют режиссеров и актеров. Они сродни тискам. Вы не можете выбраться из постели, вы не чувствуете вдохновения, к вам не приходят новые идеи. Для этого вам необходима ясность взора. Вы должны их видеть и ловить».

«Поймать большую рыбу»

«Бушнел Килер, отец моего друга Тоби, всегда говорил одну фразу: „Если хочешь качественно порисовать один час, тебе понадобятся четыре“».

«Поймать большую рыбу»

«Вам не нужно ничего знать. Вы все видите сами. Можно провести параллель с прекрасным миром литературы. Авторы многих великих произведений мертвы, и от них нельзя добиться комментариев. Но у вас есть их книга. Она заставляет вас думать и мечтать — сама по себе. Иногда люди говорят, что им сложно понять фильм. Я, однако, считаю, что на самом деле они понимают гораздо больше, чем осознают. У всех нас есть интуиция, мы можем прочувствовать некоторые вещи».

«Поймать большую рыбу»

«Если ваша осознанность размером с мяч для гольфа, то при чтении книги вы поймете ровно столько же. Мир в окне вы будете видеть маленьким мячиком, с утра проснетесь только до границ собственного мячика, и счастье ваше будет этим же мячом. Но если ваша осознанность начнет расти, тогда вы больше вынесете из книги, мир будет казаться огромным, вы проснетесь, не чувствуя границ, и будете ощущать много счастья».

«Поймать большую рыбу»

Кадр из фильма «Дюна», 1984

«Когда я создал „Дюну“, мне не дали возможность сделать чистовой монтаж. Это было огромное горе, я чувствовал, что предал свои идеалы. Ко всему прочему, фильм провалился в прокате. Если вы делаете то, во что верите, и терпите неудачу, — это одно. Вы по-прежнему считаете себя человеком. Но в обратной ситуации вы умираете дважды. Это огромная боль».

«Поймать большую рыбу»

«Я слышал истории о режиссерах, кричащих на своих актеров. О тех, кто получает нужное исполнение при помощи уловки или обмана. Существуют люди, которые пытаются весь бизнес построить на страхе. Я полагаю, это неправильный подход. Есть в нем что-то глупое и жалкое. Когда люди боятся, они не хотят работать. Сейчас многие испытывают подобную гамму эмоций. Страху свойственно превращаться в ненависть, и люди начинают ненавидеть работу. Ненависть становится гневом, и вот они уже сердятся на босса и окружающих».

«Поймать большую рыбу»

«Мы все — отражение того мира, в котором живем. Даже если вы снимаете историческую драму, она все равно будет о ваших временах. Можно легко понять период создания фильма. Некоторые вещи (обычные темы разговора, манера ведения беседы) меняются с течением времени».

«Поймать большую рыбу»

«Я обожаю кино. Я обожаю ловить идеи. Я обожаю медитировать. Я люблю пробуждать единое поле. Я думаю, что этот процесс улучшает нашу жизнь. Возможно, мое просветление далеко от меня, но говорят, если идти к свету, каждый шаг становится ярче. Так и для меня каждый день становится лучше. Я верю в то, что пробуждение единого поля по всей Земле принесет покой и мир. Поэтому прощаюсь следующими словами. Мира вам».

«Поймать большую рыбу»

Книги по теме
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 81291 книга
Тайна мертвого ректора
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 81289 книг

Комментарии

Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь и заполните информацию в разделе «Личные данные»
Написать комментарий
Написать комментарий
Спасибо!
Ваш комментарий отправлен на проверку и будет опубликован в течение 5 дней при условии успешной модерации

Читайте также