Фотограф: Леонид Радашковский
Кто похитил уникальную коллекцию часов, долгие годы хранившуюся в Иерусалиме? Где ее искать? И какое отношение к этой истории имеет восхитительная и неуловимая Лидия, ставшая вечным яблоком раздора для двух лучших друзей?
-15% Дизайнер Жорка. Книга вторая. Серебряный рудник 1299 ₽ 1533 ₽ Купить в ЧГ Контент 18+
В издательстве «Эксмо» выходит вторая часть романа Дины Рубиной «Дизайнер Жорка» — «Серебряный рудник»: о трагической любви и одиночестве, утраченных драгоценностях и неотвратимой судьбе, противостоять которой осмелится разве что безумец.
Мы поговорили с Диной Ильиничной о ее новой книге, природе роковой женщины и силе рода.
«Дизайнер Жорка», как и большинство ваших крупных произведений, — это сплетение жанров, сюжетных линий, судеб, событий и эпох. Как вы работаете с таким количеством информации? Как удается удержать все в голове и не запутаться в сюжетах, характерах и датах?
Я тренированная. Шучу... Хотя в каждой шутке, как известно, содержится зерно истины. Вы же не спрашиваете электрика, который пришел чинить проводку в вашем доме, — как это он знает, какой проводок куда ведет. А я лично всегда изумляюсь, когда в аптеке простенькая такая девушка, получив рецепт, идет именно к тому ящичку, где данное лекарство лежит. А этих ящичков — десятки, а наименований лекарств — несколько тысяч в каждой аптеке. Так работает человеческий мозг, когда он подчинен профессии.
Моя профессия — писатель. Я весь огромный мир вижу как возможности сплетения сюжетов. Мне кажется, это происходит уже как-то само собой. В голове протоптаны сотни, тысячи сюжетных тропинок, и мысль бежит по ним, безошибочно сворачивая то на одну, то на другую. Вру: ошибки случаются, и это всегда — страшный удар. Ты выкидываешь целыми страницами написанный готовый текст, пару дней валяешься в прострации... после чего обнаруживаешь, что мозг сам уже нашел нужную тропинку.
Тетка Анжела, Ванда, жестокий мастер по изготовлению скрипок и многие другие... Как вам удается создавать таких живописных второстепенных персонажей? Откуда они берутся? Это случайно встреченные люди или чистый вымысел? Как вы собираете эти детали образов — речь, уникальные черты, судьбы?
Понимаете, я по натуре — коллекционер. И уникальных вещей, и забавных фраз, услышанных где-то от кого-то, и людей, которые попадаются на пути. Если приходится с ними разговориться, всегда потом обкатываю разговор, прикидываю, что бы они могли сказать на другую тему. А откуда вообще он-она взялись? Где родились? Что видели в детстве? Я ужасно любопытна. Мой муж, человек молчаливый и сдержанный, «культурный», как отмечает наша дочь, порой оттаскивает меня в сторону от какого-нибудь живописного типа, с которым я пустилась в беседу.
Да вот вчера: еду на собственное выступление: накрашенная, в бусах-серьгах-брошках-кольцах, в концертном прикиде. Бросаю на себя взгляд в зеркальце заднего обзора и одобрительно себе говорю: «Красотка-девочка!» Тут длинный красный светофор... Сижу, жду. А там всегда шляются между машинами старые алкаши, совершенно опустившиеся небритые личности. Подходят, просят пару копеек. Я в таких случаях всегда даю денег. Мой дед говорил: «Если человек просит, надо дать». И подходит такой леший к окну, я достаю деньги, опускаю стекло и сую в его заскорузлую грязную лапу. Он так растроганно: «Спасибо, мама!». Я аж задохнулась: «Какая я тебе мама, паразит!!!» Дали зеленый, я глянула на себя в зеркальце и расхохоталась. Опишу эту сценку обязательно. Да и придумаю этому попрошайке целую жизнь.
Что сформировало роковую женщину Лиду? Почему она получилась такой? Отсутствие матери? Чудаковатое обожание отца? Среда, в которой она росла?
Ну, я-то все подробно в книге описала. И то, и другое, и третье. Сама я полагаю, что человек уже рождается со своим уникальным характером. Вот видите... говорю: полагаю, что рождается. На секунду забыла, что я ее и создала. Понимаете, когда они уже написаны, они для меня становятся совершенно живыми людьми. Кто это из великих говорил: «Настоящий поэт никогда не скажет: «Я сделал». Всегда скажет «У меня получилось»? Кажется, Цветаева сказала.
А как вам самой кажется, почему Лидия не могла выбрать между двумя мужчинами — Жоркой и Агашей? Может быть, просто не хотела? Хотя, кажется, невозможность выбора причиняла ей страдания.
Это главная тайна романа. Задачка для очень умного психоаналитика. Я там, конечно, окутываю повествование неким флером мистической просьбы девочки «послать самую-самую... страшно-огромную любовь» — к хранителю святого родника, «Кадам жою». Но все мы понимаем, что корни наших мистических просьб и желаний уходят очень глубоко в психологию.
Почему выбрать не могла? Об этом и Агаша размышляет, и Жорка, который, помните, говорит: «Она свободна, как летучая мышь в ночном парке. И надо только беречь от нее свою голову». И не забывайте, что впереди — третья, последняя книга трилогии, где вся история проговаривается самой Лидией, оборачиваясь совсем другими новыми гранями. Еще один обнаженный, страдающий голос в повествовании.
Фотограф: Леонид Радашковский
А вы сами кого бы выбрали, будь у вас такая возможность, Жорку или Агашу? И почему?
Ха, ничего себе вопросик. Я уже выбрала сорок лет назад совсем другого мужчину, человека спокойных и взвешенных реакций, разумных действий... Возможно, потому и мечусь между придуманными героями. Сама я безусловно выбрала бы Агашу, хотя бы за чувство юмора, за артистизм. Но ведь герои меня не спрашивают, кого им выбирать.
В ваших книгах часто встречается один и тот же мужской типаж — Сташек из романа «Наполеонов обоз», Леон Этингер из «Русской канарейки» и, наконец, Жорка. Их объединяет не только внешность, но и схожие характеры, системы ценностей, даже судьбы их чем-то неуловимо похожи. Откуда такая приверженность этому типажу?
Нет, это, конечно, разные люди. Объединяет их только одно: пройти мимо каждого и не обернуться вслед — невозможно. Это неординарные и притягательные личности — просто потому, что каждый обладает сильными качествами характера. Каждый в чем-то талантлив, каждый сам строит свою судьбу. И ни за что не отступит от своего пути, от своих принципов, которые считает справедливыми. Я вообще люблю упертых, сильных мужиков.
Ни один ваш роман не обходится без детства главных персонажей. Вот и вторая часть книги начинается с детального описания Лидусиного детства, юности. Для чего и вам, и читателю нужно такое глубокое погружение в детские годы героев?
Это просто: нас формируют детские впечатления и переживания, обстановка собственной семьи, родственники, аура родного города, люди, с которыми мы встретились в детстве. Мы являемся в мир новенькими, как новочеканная монетка. И все царапины и насечки жизнь наносит на нас, начиная с раннего детства. Я выращиваю героев в собственной литературной теплице, каждый для меня — наособицу.
В ваших произведениях всегда главенствует тема рода, семьи. Почему она имеет для вас такое значение?
Видимо, потому, что я и сама принадлежу народу с длиннющей многотысячелетней историей. Причем эта история задокументирована в самой тиражной на земле книге — Библии. Я люблю эти истории, эти типажи, часто обращаюсь к библейским мизансценам.
В своем романе вспоминаю праотца библейского Иакова с двумя его возлюбленными — Лией и Рахилью, ищу в этой притче корни романной тройной любви. Семья, генетические узоры — штука очень мощная, формирующая психотип человека. Как можно игнорировать такие важные вещи? Никак нельзя.
В романе важную роль играет авантюрная линия. Как возникла ее идея? Почему именно часы?
Во-первых, потому, что мой собственный дед по отцу был лучшим часовщиком Харькова. И он научил ремеслу троих сыновей, в том числе моего отца. Я очень тоскую: папа ушел из жизни уже лет десять назад, и теперь некому мои часики починить. От деда остались часовые инструменты. Короче, близкая тема.
А вся идея с кражей потрясла меня: я попала на выставку возвращенной коллекции в Музее ислама в Иерусалиме. Увидела все это невероятное волшебство и богатство, блеск человеческого гения... и воображение заработало само, как часы. Сложились начатки сюжетной линии... И пошла работа.
Чего ждать нам, читателям, от третьей части «Дизайнера Жорки»?
Роман живет еще, строится, он «течет, как река». Какие-то линии сюжета еще меняются, все движется, все живое. Но финал, конечно, уже написан и... нет, пересказывать не стану, я человек суеверный. Но он сотрясет душу читателя.
В интернет-магазине «Читай-город» на книги Дины Рубиной действует скидка 25% по промокоду ЖУРНАЛ. Подробные условия смотрите в разделе «Акции».
Рейтинги