Нередко самые кровожадные маньяки скрываются под личиной добропорядочного и законопослушного человека. С Тони Костой, убийцей, чьи преступления навсегда вошли в историю американской криминалистики, дело обстояло несколько иначе.
С юных лет замкнутый, асоциальный, склонный к насилию и агрессии парень должен был привлечь внимание полиции. Однако этого так и не произошло. Ценой оплошности правоохранителей стали жизни нескольких молодых женщин. С ними Коста расправился в конце 60-х годов — в эпоху свободы, любви и радости жизни.
Лайза Родман провела возле Косты продолжительный период, будучи еще маленькой девочкой. Спустя много лет она написала книгу о серийном убийце, показав его с другой стороны — заботливым, дружелюбным и внимательным к детям. Таким, каким его никто не хотел видеть. Так как же уживались в Тони Косте две личности одновременно? И какая из них была доминирующей? Рассказываем в нашей статье.
Нянька. Меня воспитывал серийный убийца Аудиокнига 539 ₽ На Литрес
Призрак отца
Была ли у Косты генетическая предрасположенность к психическим заболеваниям — неизвестно. Но первые странности проявились у Тони еще в совсем юном возрасте. Он родился в 1944 году и практически не помнил родного отца — тот погиб на Второй мировой войне, когда Косте еще не исполнилось и года. Однако спустя семь лет произошло событие, которое, по словам самого убийцы, полностью изменило не только его восприятие жизни, но и психику. Тогда поздней ночью к нему в комнату якобы вошел некий загадочный человек, с кем Тони провел в разговорах несколько часов. Позднее Коста утверждал, что в таинственном посетителе узнал собственного отца. По мнению преступника, тот явился к нему в виде фантома, чтобы повидаться.
С тех пор жизнь парня резко изменилась. Его потянуло к женщинам, но совсем не так, как можно было бы подумать. От первого серьезного преступления его уберег случай. В шестнадцать лет молодой человек пробрался в дом к знакомой девушке и даже успел склониться над ее кроватью. Но потенциальная жертва проснулась и закричала, и тем самым, вероятно, спасла себя от мучительной смерти. Тогда Тони убежал. Но вернулся на следующий день. Теперь он действовал хитрее. Он попытался заткнуть рот несчастной и затащить ту в подвал, но ей удалось вырваться, а соседи вызвали на шум полицейских. Так Тони заработал свою первую судимость, правда, условную. У него были развязаны руки, а желание причинять боль женщинам только укрепилось в сознании мальчика.
Было ли тому виной появление «призрака отца», невнимание матери или домогательства дальнего родственника в юности (такую версию Коста тоже озвучивал на допросах) — неизвестно.
Плотничество и запрещенные вещества
Но ни чудовищные наклонности, ни видения не помешали Тони Косте имитировать жизнь обычного человека. В восемнадцать лет он женился и даже обзавелся тремя детьми. Чтобы прокормить семью, маньяк освоил профессию плотника и устроился на стабильную работу. Жизнь, казалось, вошла в свою колею. Но образ заботливого мужа и отца давался Тони с большим трудом. Чтобы отвлечься от рутины, он пристрастился к наркотикам. Это, к слову, только усилило его странности, а кроме того, привело к разводу. Вероятно, развод стал для Косты своеобразным толчком и спровоцировал еще большую ненависть к женщинам. По свидетельствам очевидцев, после развода он попытался застрелить знакомую девушку из лука, правда, потом списал это не неудачную шутку. Однако самое страшное было еще впереди.
Оставшись в полном одиночестве, Коста мог больше не скрывать свою сущность. Тогда, в период расцвета культуры хиппи, когда легкие знакомства и путешествия с едва знакомыми людьми никому не казались чем-то особенным, Тони легко находил своих жертв. Первыми в его страшном списке стали Бонни Уильямс и Дайан Федерофф. Девушки собирались отправиться вместе с Костой в Пенсильванию. И поездка действительно состоялась, но конечной точки маршрута путешественницы так и не достигли. Они просто исчезли, а Тони вернулся к привычной работе.
Лайза Родман
Следующей жертвой стала Барбара Сполдинг, она недолгое время состояла в отношениях с маньяком, а после так же бесследно исчезла, как и Бонни с Дайан. Ее пропажу заметили родственники, которым молодая женщина на несколько дней оставила ребенка. Тело Барбары так и не было найдено. Потом были Синди Монсон, Сьюзен Перри — с последней Коста прожил под одной крышей целую неделю. Пропажу Перри Коста объяснил очень просто: они не сошлись характерами, и Сьюзен навсегда уехала в Мексику, не оставив ни адреса, ни номера телефона. С 1968 по 1969 год погибли еще три девушки. Тело одной из них удалось найти — по версии полиции, она погибла от передозировки наркотиками. А две другие оставались пропавшими без вести.
Удивительно, но Тони неоднократно задерживала полиция. Правда, совсем по другим делам: он упорно не платил алименты бывшей жене, ездил без прав и в наркотической опьянении. Но у полицейских ни разу не возникло и мысли, что за каждым таинственным исчезновением девушек стоит именно этот тихий, неразговорчивый и странноватый тип.
Убийца под боком
Впрочем, был в биографии Косты эпизод, который шел вразрез с его образом жестокого убийцы и психопата. Возможно, всего лишь раз в жизни Тони удалось не только прикинуться нормальным человеком, но и почувствовать себя им.
С середины 60-х годов Лайза Родман вместе с матерью и сестрой проводила каждое лето в одном из небольших городков Массачусетса. Девочка с ранних лет привыкла к тому, что матери нет до нее никакого дела: женщина постоянно работала, а в свободное время пыталась устроить свою личную жизнь. Лайза была предоставлена самой себе.
Так же было и в тот год, когда Родман лично познакомилась с маньяком, даже не подозревая об этом. Тогда ее мать в очередной раз устроилась на работу — в мотель, где трудился разнорабочим и Коста. Семилетняя Лайза показалась ему такой одинокой, что он решился заговорить с ней. Так началась история странной дружбы. А мать Родман была только рада, что можно кому-то перепоручить заботу о ребенке.
Сегодня Лайза вспоминает: молчаливый плотник был единственным в ее жизни взрослым, кто относился к ней с теплотой. Тони катал Родман и ее младшую сестру на своем грузовике, покупал девочкам мороженное и даже водил малышек в свой «секретный сад», где он выращивал марихуану. Позднее Лайза говорила, что ее мать мало заботилась о том, кто присматривает за дочерьми, и няньки нередко обижали их, а одна и вовсе не стеснялась раздавать тумаки и затрещины и подрезать девочкам ногти до крови. Так что Коста казался малышке воплощением доброты и заботы. А пугающие новости о пропавших девушках казались ей чем-то далеким, какой-то иной жизнью. Так что, когда Тони просто исчез из ее жизни, Родман восприняла это как грустное, но бывшее неизбежным расставание. Девочка привыкла к тому, что люди бросают ее, не сочтя нужным даже попрощаться.
Лайза Родман в детстве (третья слева)
Только спустя много лет, уже будучи взрослой, ей удалось выяснить правду, которая перевернула всю ее жизнь. Мать как-то обмолвилась, что Тони, любимая «нянька» Лайзы, оказался серийным убийцей. Впрочем, женщина не видела в этом событии ничего особенного. «Ну и что? — сказала она. — Он же не убил тебя». До конца своих дней она была равнодушна к судьбе дочерей настолько, что и новость о маньяке, бывшем так близко к девочкам, не произвела на нее никакого впечатления.
Маркиз де Сад эпохи хиппи
В 1970 году Тони Коста был арестован и предстал перед судом. Несмотря на то что доказать удалось всего лишь два убийства, маньяка приговорили к пожизненному заключению. Поймать убийцу полицейским удалось практически случайно: девушки Патрисия Уолш и Мэри Энн Высоцки проводили с Костой время, а потом пропали точно так же, как и другие его жертвы. Однако случайный свидетель заметил автомобиль подруг в лесу, неподалеку от плантации с марихуаной, принадлежавшей Тони. Там и были обнаружены их тела, а также останки Сьюзен Перри. Тело последней было изрублено на мелкие куски, так что доказать причастность Косты к убийству было невозможно.
В ходе следствия маньяк несколько раз менял свои показания и поведение, чем вводил в ступор даже опытных следователей и психиатров. Один из медиков назвал Косту современным маркизом де Садом — изощренность, с которой Тони издевался над телами своих жертв, могла привести в ужас кого угодно. А другой врач утверждал, что причиной такой жестокости стал давнишний конфликт убийцы с матерью: женщина повторно вышла замуж, родила второго ребенка, и Тони чувствовал себя забытым. Что до самого маньяка, то во время допросов он утверждал, что пребывал в забытьи, когда убивал девушек, и не помнил подробностей своих преступлений.
Тем не менее Тони Косту так и не признали сумасшедшим, и остаток жизни ему предстояло провести в тюремной камере. Оказавшись в заключении, он стал коллекционировать книги по оккультизму, а кроме того, попытался и сам написать роман. В своем «Воскрешении» он утверждал, что не имеет никакого отношения к убийствам девушек, ведь им якобы верховодил некий друг Карл, который и совершил ужасные преступления, а сам Тони лишь добивал некоторых жертв, чтобы облегчить их страдания.
Спустя четыре года Косту нашли повешенным в собственной камере.
***
В книге «Нянька. Меня воспитывал серийный убийца» Лайза Родман рассказывает о своем опыте общения с Тони Костой. В ее тексте он предстает совсем иным человеком, единственным, кто сделал детство девочки чуть более радостным. Следствию так и не удалось понять истинных мотивов маньяка. Так может быть, это получилось у Лайзы? Читайте книгу и всё узнаете.