Мы встретились с Кириллом Субботиным, редактором отдела остросюжетной, исторической, общественно-политической литературы и биографии, и поговорили с ним о самых интересных книгах уходящего года, а также о главных новинках 2017.
Вы работали над книгой воспоминаний Хуана Гевары, младшего брата великого команданте. Удалось ли ему отделить мифологизированный образ от реального человека?
Проблема мифологизации великих личностей сегодня, когда пиарщики и политтехнологи делают людей «великими» по своему усмотрению, актуальна как никогда. В этих условиях у родственников знаменитых людей, собравшихся публиковать мемуары, есть два пути: писать «либо хорошо, либо ничего», тем самым потворствуя укоренению мифов, или выложить все как есть. Книга Хуана Мартина Гевары — это второй случай, и по-другому быть просто не могло. Мемуары брата знаменитого Че с первых же страниц подкупают своей непосредственностью и абсолютной честностью. Кто, например, знал, что в юности Эрнесто Че Гевара был грязнулей и неделями ходил в одной и той же синтетической рубашке, а его отец был знатный ловелас и авантюрист? Почти никто. Но эта и другие подобные «несущественные» или «нелицеприятные» детали дают абсолютное понимание того, что наши герои и кумиры созданы не из золота, а из такой же плоти и крови, как и мы с вами; что далеко не всегда какие-то особые обстоятельства делают людей великими; что мы сами — творцы собственной судьбы. Книга «Мой брат — Че» как раз об этом — о том, что даже после обретения величия человек остается человеком, с изъянами, страстями и другими атрибутами, присущими и нам с вами.
О Владимире Высоцком в последнее время написано и снято так много, что каждое новое творение, пожалуй, начинает вызывать уже нечто вроде отторжения. Чем уникальна книга «Мой Высоцкий» Аллы Демидовой?
В первую очередь тем, что ее написала прекрасная актриса, близко знавшая и сотрудничавшая с Владимиром Семеновичем с момента основания Театра на Таганке до самой смерти артиста. Несмотря на то, что воспоминания Демидовой относительно небольшие — всего 250 страниц — доля актерской мудрости, которой проникнуто жизнеописание Высоцкого, и эмоций, связанных не только с великим актером, но и с театром вообще, на страницу текста просто зашкаливает. Но главная особенность этой книги в том, что она открывает читателю Высоцкого с наименее известной стороны, она открывает Владимира Семеновича как театрального актера. Театральную деятельность Высоцкого (за исключением, пожалуй, знаменитой роли Гамлета) зачастую обходят стороной или, в крайнем случае, упоминают о ней мельком. И это понятно: большинство людей любят и знают его, прежде всего, как поэта-песенника и киноактера. Однако воспоминания Аллы Демидовой без сомнения убедят читателя, что эта страница истории великого артиста незаслуженно забыта.
История Второй мировой войны вызывает бурный интерес у читателей по всему миру. Что нового мы можем узнать из книги «Сталин и Рузвельт: великое партнерство» Сьюзен Батлер?
Главный урок, который преподносит эта книга — всегда можно и нужно договариваться. Известно, что переговоры об открытии «второго фронта» против Гитлера тянулись с 1942 года. Тем не менее к 1944-му этого удалось добиться, благодаря встрече лидеров трех крупнейших держав Антигитлеровской коалиции — СССР, США и Великобритании — на знаменитой Тегеранской конференции. Именно на этой встрече (а позднее и на Ялтинской конференции в 1945 году), в очных беседах, И. Сталин, Ф.Д. Рузвельт и У. Черчилль принимали судьбоносные для всего мира решения. Вы спросите: «А как же Черчилль, почему его фамилии нет в заголовке книги?» Дело в том, что Батлер считает, — и небезосновательно — что во всей этой истории именно Сталин и Рузвельт были ключевыми персонами, а Черчилль выступал своего рода резонером, лишь подчеркивающим важность встреч советского и американского лидеров. Особо стоит отметить, что речь в книге идет не только об открытии «второго фронта», но и о возможных вариантах устройства послевоенного мира, о проектах Рузвельта, связанных с созданием всемирной организации, которая теперь носит название ООН. Логика Батлер ведет читателя к одному из главных выводов: не умри Рузвельт в 1945 году, сейчас все могло быть совсем иначе.
Несомненным достоинством книги является то, что, будучи довольно объемной, с большим количеством примечаний, она читается легко и при этом не теряет своей фундаментальности. Таким образом любой интересующийся темой читатель, не только профессионал, благодаря этой книге сможет разобраться, каким же образом лидеры двух стран с враждебной друг другу идеологией сумели найти не только компромисс, но и общие цели.
Такие книги, как «Смерти вопреки» Вайнтрауба, кажется, заранее обречены на оглушительный успех. В чем уникальность этого бестселлера?
Можно сказать, что именно с этой книги началась моя работа в «Эксмо»: одним из моих финальных тестовых заданий при приеме на работу было редактирование отрывка из книги Вайнтрауба. И, скажу я вам, текст зацепил меня с первых строк. Честно говоря, сначала я даже подумал, что это художественное произведение. Но когда я полез в Интернет, чтобы поподробнее узнать о книге, я был просто поражен. Это оказалось реальной историей! Реальная собака по кличке Джуди действительно служила во время Второй мировой войны на американском судне и действительно вместе со своим хозяином Фрэнком Уильямсом попала в японский концлагерь, откуда они чудом выбрались живыми. Эта книга открыла для меня много интересных вещей, например, то, что собака может получить официальный статус военнопленного! Приключения Джуди и Фрэнка кажутся какой-то выдумкой, но фотография героев книги, которую мы поместили на обложку доказывает: все, что описано в книге, — чистая правда. Кстати, после войны Джуди прожила еще пять лет и умерла в Танзании, где на месте ее захоронения стоит гранитный мемориал.
Расскажите, как велась работа над книгой Николая Караченцова «Я не ушел»?
Книга была задумана довольно давно. Она включает в себя ранее издававшиеся, но переработанные записки самого Николая Петровича, а также заключительную часть, написанную его супругой Людмилой Андреевной Поргиной. Эта часть, пожалуй, самая главная в книге — в ней описана жизнь актера после страшной трагедии, произошедшей с ним в 2005 году. В работу было вовлечено большое количество людей, но наиболее важно то, что в создании книги непосредственное и активное участие принимал сам Николай Петрович: от контроля художественной редактуры до оформления обложки. Работая над заключительной частью книги, Людмила Андреевна всегда консультировалась со своим супругом, поэтому с абсолютной уверенностью можно сказать: Караченцов здесь на каждой странице — от первой до последней.
Своей деятельностью по созданию этой книги, максимально активной с учетом состояния его здоровья, Николай Петрович только подтверждает ее название — он не ушел и не собирается.
Нередко книги спортсменов или о спортсменах пишутся в попытке заработать на имени, пока человек находится на пике своей популярности. И автобиография Дидье Дрогба — явно не тот случай?
Вы правы. Дрогба написал книгу на излете спортивной карьеры и уж точно не из корыстных интересов. Дело в том, что все полученные им средства от продажи книги, Дрогба направляет на счет созданного им же благотворительного фонда, который занимается поддержкой населения стран Африки в сфере образования и здравоохранения. Что же касается содержания книги, то у футболиста было достаточно времени, чтобы тщательно взвесить и проанализировать свой опыт и главные вехи своей карьеры и описать их адекватно и, насколько это возможно в автобиографии, объективно. История Дрогба не нова — простой африканский паренек потом и кровью добился всемирной славы — однако стиль, которым написана книга, помогает понять, какие чувства испытывает человек, который во что бы то ни стало идет к своей мечте и в конце концов достигает ее.
Какие наиболее яркие новинки ждут читателей в новом году?
Книг планируется довольно много. Из публицистики я бы особо выделил «Охотников за нацистами» Эндрю Нагорски. Эта книга о том, как группа людей, не связанных между собой, после окончания Второй мировой войны в частном порядке разыскивала и разоблачала бывших нацистов, среди которых, между прочим, были и бывший Генеральный секретарь ООН, а затем канцлер Австрии Курт Вальдхайм и бывший канцлер ФРГ Курт Кизингер. Также планируются к выходу две книги известного американского журналиста и публициста Кристофера Хитченса. Одна из них — «Почему Оруэлл так важен» — посвящена известному писателю Джорджу Оруэллу, автору антиутопического романа «1984». В скором времени планируется выход сенсационной книги Джея Марголиса и Ричарда Баскина «Убийство Мэрилин Монро: дело закрыто», посвященной расследованию истинных причин смерти знаменитой актрисы.
Кроме книг публицистического жанра планируется выпуск ряда красочных альбомов, посвященных воинам различных эпох и ряду других тем. Из них особенно хочется выделить альбом «Ассасины против тамплиеров. Битвы тайных орденов», выпуск которого планируется в начале 2017 года.
Новинки, которые я назвал, — это далеко не все. В новом году читатель увидит еще много новых и интересных книг!