Встречи с авторами Подбор подарка
09 января, 2025

Искусствоведческий тру-крайм: самые нелепые кражи в истории

Искусствоведческий тру-крайм: самые нелепые кражи в истории

Автор статьи: Юлия Виноградова

Произведения искусства во все времена привлекали тех, кто хотел незаконно завладеть ими. Причин для краж было множество: одни хотели обогатиться, другими двигали тщеславие и жажда обладания, третьи забирали артефакты в качестве военных трофеев или залогов. И если в прошлые века грабители оставались практически неуловимыми, то в XXI веке им противостоят целые отделы арт-детективов.

Искусство нарасхват. Самые громкие кражи шедевров -15% Искусство нарасхват. Самые громкие кражи шедевров Фабио Исман 1670 ₽ 1961 ₽ -15% В корзину

О преступлениях в мире искусства и тех, кто возвращает шедевры владельцам, рассказывает итальянский журналист Фабио Исман в своей книге «Искусство нарасхват. Самые громкие кражи шедевров». Мы выбрали из нее три истории странных краж, которые доказывают, что преступником может стать кто угодно.

«Похитители произведений искусства зачастую поражают своими поступками, и иногда даже трудно поверить, что эти люди действительно существовали. Случившееся бывает настолько удивительным, что кажется, будто воры — персонажи выдуманной истории».

«Искусство нарасхват»

Патриотизм на грани идиотизма: «Мона Лиза» Леонардо да Винчи

Знаменитая сегодня «Мона Лиза» не имела такой мировой славы, пока ее не украли в 1911 году. Произошло это вовсе не из-за жажды наживы, которая чаще всего движет преступниками, а из-за «идейной» ошибки. Кражу совершил Винченцо Перуджа, 30-летний маляр из Италии, работавший в Лувре. Одним воскресным днем он вместе с двумя приятелями спрятался в подсобке. В понедельник, когда музей был закрыт, Перуджа переоделся в форму работника Лувра, снял картину со стены, спрятал ее под рубашкой, вышел через черный ход и уехал на автобусе.

Два года он хранил шедевр под кроватью. До сих пор неизвестно, что он намеревался сделать: то ли продать картину галерее Уффици во Флоренции, то ли кому-то из коллекционеров. В число подозреваемых даже попали поэт Гийом Аполлинер, художник Пабло Пикассо и сам директор Лувра. Последний во время ограбления был в отпуске, накануне сказав сотрудникам: «Звоните мне, только если музей загорится или украдут „Мону Лизу“».

Однако ни одна из этих версий не подтвердилась. После ареста Перуджа объяснял, что просто хотел вернуть картину на родину, в Италию. Но дело в том, что ее нахождение в Лувре вовсе не было незаконным: Леонардо сам увез ее во Францию, где продал королю Франциску I.

«В 1913 году картину в первый и последний раз выставили в Галерее Боргезе в Риме. Приговор в Италии мягкий: Перуджа пробыл в тюрьме несколько месяцев. После этого он отправился служить во время Первой мировой войны во Францию и умер от сердечного приступа в 44 году, овеянный славой, которую он бы вряд ли когда-то получил без кражи „Моны Лизы“. С тех пор картина стала самым известным произведением в мире, и вместо имени вора вспоминается в лучшем случае окружавший его ореол патриота-романтика».

«Искусство нарасхват»

Кража как антидепрессант: «Солонка Франциска I» Бенвенуто Челлини

Еще одно произведение, попавшее в коллекцию Франциска I, — знаменитая золотая солонка, выполненная скульптором Бенвенуто Челлини. В 1540 году ее заказал кардинал Ипполито д’Эсте, затем она перешла к королю Франции, а позже из-за династического брака попала в собственность Габсбургов в Австрию. Оттуда — из Музея истории искусств в Вене — она и была украдена в 2003 году. И это происшествие остается, возможно, самым бессмысленным преступлением в истории искусства.

Однажды утром уборщицы не увидели солонку на привычном месте. Полиция установила, что преступник забрался по строительным лесам (в это время как раз обновляли фасад здания), разбил окно и реликварий и забрал бесценный предмет. Позже он попытался анонимно потребовать выкуп, но в итоге сдался с повинной. «Солонку» нашли закопанной в лесу недалеко от австрийской столицы.

Преступление совершил 50-летний Роберт Манг — отец двоих детей, руководитель компании, производящей системы сигнализации, обеспеченный и успешный человек. По словам его адвоката, Манг в тот момент переживал тяжелый развод, а кроме того, узнал, что болен раком. Он много пил, страдал от депрессии. Будучи в состоянии алкогольного опьянения, Манг забрался в музей и вынес первое, что попалось под руку, даже не подозревая о ценности предмета.

«Никто никогда не поймет, что толкнуло его на этот поступок. Сам он сказал, что видел „Солонку“ в музее и взглядом опытного техника сразу понял, что сигнализацию можно взломать. Как только к похитителю пришла полиция, он сразу же сдался. Австриец был приговорен к четырем годам заключения, хотя грозило ему до 10 лет».

«Искусство нарасхват»

Таланты и поклонники: «Портрет Фрэнсиса Бэкона» Люсьена Фрейда

В 1988 году с выставки в Новой национальной галерее в Берлине исчез «Портрет Фрэнсиса Бэкона», написанный Люсьеном Фрейдом в 1951-м. Эта крошечная работа размером с открытку была одним из двух портретов британского художника, созданных его другом и коллегой.

Утром на выставке были съемочная группа и фотограф, в 11:30 портрет еще висел на стене, а в уже 15:00 охранники обнаружили пропажу. Вероятно, картину просто сняли со стены и вынесли в кармане или портфеле. В галерее не было ни сигнализации, ни камер видеонаблюдения. Посетителей допросили и обыскали, за информацию о портрете была предложена награда.

Большинство краж совершаются ради выкупа, перепродажи или залога. Какой бы ни была причина, новости о судьбе произведения искусства так или иначе всплывают из преступного мира. Однако об одной из самых дерзких краж в истории искусства, когда картину просто вынесли под мышкой среди бела дня и в окружении зевак, за 35 с лишним лет не появилось никакой информации.

В 2001 году, готовясь к большой ретроспективной выставке, Люсьен Фрейд отпечатал 2,5 тысячи листовок с призывом вернуть картину.

«После кражи он буквально заполонил Берлин объявлениями, обещая 300 тыс. марок вознаграждения, около €100 тыс.: „Можно сделать так, чтобы я мог экспонировать его в июне на моей следующей выставке?“ Но объявления не помогли: есть подозрение, что картину украл поклонник. Кто знает, был это фанат автора картины или фанат изображенной личности».

«Искусство нарасхват»

Книги по теме
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 80830 книг
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 80830 книг

Комментарии

Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь и заполните информацию в разделе «Личные данные»
Написать комментарий
Написать комментарий
Спасибо!
Ваш комментарий отправлен на проверку и будет опубликован в течение 5 дней при условии успешной модерации

Читайте также

Топ-10 книг по истории искусства 2024 года

Топ-10 книг по истории искусства 2024 года

Рассказываем об изданиях «Эксмо» и «Бомборы», которые приведут вас в мир прекрасного

От либретто до балета: история высокого искусства в 12 фактах

От либретто до балета: история высокого искусства в 12 фактах

Рассказываем интересные истории из книги об артистах, хореографах, композиторах и их творениях

Ад, эротика и меланхолия, или Нескучный тест об искусстве

Ад, эротика и меланхолия, или Нескучный тест об искусстве

Искусство провокации, или Вредные советы чопорной Англии

Искусство провокации, или Вредные советы чопорной Англии

Рассказываем о том, что бы сочли неприличным жители туманного Альбиона несколько веков назад

Что такое Dark Art и другие вопросы о темном искусстве

Что такое Dark Art и другие вопросы о темном искусстве

Рассказываем о необычном жанре

Музы художников Возрождения

Музы художников Возрождения

Рассказываем о судьбах женщин, изображенных на знаменитых полотнах

Русская Венеция: интервью с искусствоведом Екатериной Колосовой

Русская Венеция: интервью с искусствоведом Екатериной Колосовой

О причудах великих людей и итальянском городе на воде

Что хотел сказать автор: секреты трех знаменитых картин

Что хотел сказать автор: секреты трех знаменитых картин

Рассказываем о работах Яна ван Эйка, Леонардо да Винчи и Питера Брейгеля-старшего