Искусно написанный исторический роман рассказывает о событиях прошлого так, что немедленно хочется взяться за учебники, а может, и изобрести собственную машину времени. Писательница Екатерина Звонцова, автор романов «Серебряная клятва» и «Это я тебя убила», делится пятью простыми вещами, о которых нужно помнить, чтобы книжка получилась захватывающей, живой и настоящей.
Мы все еще пишем о людях
Первое, что стоит сделать, когда берешься за историю о прошлом ― особенно о великих личностях, ― это отбросить страх. И трепет. Люди прошлого, какой бы ореол славы их ни окутывал, были во многом похожи на нас: искали место под солнцем, любили, боялись, ошибались, теряли близких, уставали и плакали, ощущали себя слабыми в огромном меняющемся мире.
Любая история начинается с героя: его внутренних противоречий, желаний, ошибок, надежд, сил, слабостей. Пишете ли вы о Людвиге ван Бетховене, о Михаиле Кутузове, об Иване Грозном, ― помогите читателю увидеть за величием и гениальностью человека и полюбить его или хотя бы проникнуться его судьбой.
Факты — это факты
От сбора «матчасти» ― ценной исторической информации ― не сбежишь. Она нужна, чтобы:
1. Выстроить логичный сюжет и избежать анахронизмов. От наличия огнестрельного оружия, от уровня медицины, от того, какие на вашем герое-рыцаре доспехи, зависят его шанс выжить в битве и урон, который он там получит, а в разные эпохи эти вещи менялись. Да что там битвы! Вилка, карман, бутыль вина или унитаз, мелькнувшие в сюжете не в свою эпоху, могут уничтожить вас как автора!
2. Добиться того самого «живого портрета»: чувства чувствами, но в разные эпохи люди по-разному воспринимали мир, менялись их мораль и взаимоотношения. Идеальный брачный возраст, отношение к душевным заболеваниям, способы «по-мужски» выяснять отношения ― все это и многое другое переосмысливалось и порой переворачивалось с ног на голову.
3. Добыть фактуру ― атмосферных, объемных деталей ― да побольше! Как развлекались, во что одевались, какие цвета считались модными, а какие нет, какое лакомство в Вене XVIII века было популярнее ― засахаренные фиалки или нежные трюфельные «соски Венеры»? Все это безумно интересно и работает на погружение!
Где искать информацию? Везде: начиная от научной и научно-популярной литературы экспертных авторов и академистов (как русскоязычной, так и написанной в стране, о которой вы пишете) и заканчивая музейными экспозициями (и каталогами!) и документальным кино. Живые люди тоже могут помочь. Обращайтесь за консультациями к исследователям, гидам-экскурсоводам, археологам, ролевикам-реконструкторам.
Не бойтесь достраивать скрытое и устранять противоречия
История туманна, особенно войны и революции. Даже о рядовых вещах информацию порой сложно найти, а иногда наоборот, в противоречивых версиях тонешь по макушку.
-17% Серебряная клятва 732 ₽ 879 ₽ -17% В корзину
В первом случае ваша задача ― «отреставрировать» потерянные кусочки, например, опять же, придумать принцессе красивый наряд, опираясь на то, что носили другие принцессы той эпохи и культуры. Во втором ― стать сыщиком и провести серьезное расследование, например из множества подозреваемых в убийстве министра выбрать того, кто, как подсказывают факты, исторический контекст и психология личности, действительно мог совершить преступление.
Только, пожалуйста, помните об этике и проверяйте факты внимательно, не цепляйтесь за сплетни и конспирологию! У Антонио Сальери не было ни шансов, ни смысла убивать Вольфганга Моцарта, история показывает, что все скорее могло бы сложиться наоборот (но, слава Богу, тоже не сложилось). Художественной прозе дозволены многие игры с фактами, но, как и ничему на свете, ей не дозволена клевета.
Стилизуйте в меру
В историческом романе ваш голос сольется с голосом персонажа ― или хором голосов, если их много. Персонаж не только по-другому относится к некоторым вещам, но еще иначе взаимодействует с реальностью.
В прошлом у людей не было гаджетов, соцсетей и трейлеров, они не торопились так, как мы. Поэтому классические романы для многих из нас «медленно раскачиваются», «местами затянуты», «слишком плотно и образно написаны». Ваша задача как современного автора ― найти баланс между внутренними ритмами персонажа и читателя! Чтобы он, несомненно, верил, что вы унесли его на машине времени в прошлое, но все-таки не буксовал.
Выбирайте комфортный ритм текста, чередуя длинные и короткие, простые и сложные предложения; не скупитесь на внутренние монологи и описания, но не нагромождайте их так, чтобы они вырастали густым лесом, не забывайте о действиях и диалогах! Для сонастройки с эпохой читайте аутентичные тексты: написанные в эти годы романы, дневники, письма. Добавляйте слова из этих текстов в свою рабочую копилку и, наоборот, отсекайте то, чего в ту эпоху сказать не могли.
Например, вы знали, что обманчиво современное слово «хобби» появилось уже в середине XVIII века, «кайф» ― в XIX-м, а вот безобидным «летчиком» мы обязаны лишь русским писателям начала XX столетия, хотя серьезно покорять небо человечество начало еще в эпоху Моцарта?
В альтернативной истории и фантдопущениях нет греха
История полна темных пятен, и нам их не отреставрировать, как бы мы ни старались. Есть в ней и события, читая о которых, мы думаем: «Эх, вот бы все пошло иначе». Есть необъяснимые инциденты вроде нападений вампиров в Моравии XVIII века и таинственные личности вроде призрачной Бессмертной Возлюбленной. Что делать, если вас тянет туда? Не сдерживаться! Собирать «матчасть», которую собрать можно, достраивать достраиваемое, а дальше ― во все тяжкие!
Ищите объяснения необъяснимому, пускайте Гражданскую войну в США или Смуту в России по альтернативному пути, хулиганьте еще больше ― переносите реальные события в фэнтези-миры, как я сделала в романе «Серебряная клятва». История ― наш источник вдохновения, сил и мыслей. Проливайте на нее свет и добавляйте ярких искр. Читатели это очень любят!
На книги Екатерины Звонцовой действует скидка 20% по промокоду ЖУРНАЛ.