Встречи с авторами Подбор подарка
04 декабря, 2023

Как научить ребенка пользоваться деньгами

Разбираемся с Ланой Нагорной, автором книги «Большое денежное приключение»

Анастасия Резниченко
Редактор сайта eksmo.ru
Как научить ребенка пользоваться деньгами

В издательстве «Эксмо» выходит книга «Большое денежное приключение». Это история о четырех школьниках, которые мечтают попасть на смену в летнем лагере, куда приедет их кумир. Родители их энтузиазма не разделяют и не готовы платить по 30 тысяч за 5 дней. Поэтому Дуняша, ее брат Дима, лучшая подруга Лена и одноклассник Глеб решают заработать деньги самостоятельно. В ходе своего эксперимента они познакомятся с основами финансовой грамотности, узнают цену деньгам, научатся принимать решения и нести за них ответственность, а еще изучат такие понятия, как инвестиции и криптовалюта.

Большое денежное приключение. Как зарабатывать деньги, если ты подросток -18% Большое денежное приключение. Как зарабатывать деньги, если ты подросток Лана Нагорная 758 ₽ 919 ₽ -18% В корзину

Эта легкая и захватывающая история, которая держит в напряжении до самого конца, ориентирована на подростков. Но знакомить детей с финансовой грамотностью можно начинать гораздо раньше. Мы пообщались с Ланой Нагорной, чтобы узнать, как научить ребенка пользоваться деньгами.

С какого возраста обучать ребенка финансовой грамотности

Начинать обращению с деньгами можно с самого маленького возраста. Даже простой поход за продуктами — своего рода урок. Когда родители, не задумываясь, кидают в тележку все, что понравилось, или, напротив, идут строго по списку покупок, они демонстрируют разные покупательские стратегии. Но чтобы ребенок действительно понял, что такое деньги и как с ними обращаться, лучше позволить ему самому стать покупателем.

«Начиная с 3 лет вводите для малыша правило — раз в неделю он получает свои карманные деньги, какую-то фиксированную сумму, которую может потратить на свое усмотрение. Можете назвать это зарплатой. Допустим, вы решили давать на карманные расходы 500 рублей по вторникам (у нас это вторники). Ребенок должен понимать, что во вторник он получит свои 500 рублей и сможет потратить их, как сам захочет. Отведите его в магазин, пусть он купит там на эти деньги все что угодно. Главное, не осуждайте и не смейтесь над его выбором. Это крайне важно!» — рассказывает Лана Нагорная.

Писательница и блогер признается, что начала практиковать это со своими детьми, когда им было три года.

«В 3 года они уже все понимают, смотрят на ценники и знают, что у каждой игрушки есть цена. При этом вы фоново объясняете: у тебя есть 500 рублей, но игрушка стоит 700 рублей, значит, ты уже не укладываешься в бюджет, потому что это больше, чем у тебя есть сейчас. Таким образом, вы постепенно начинаете заниматься бюджетированием. И чем старше становится ваш ребенок, тем интереснее появляются ситуации», — делится Лана Нагорная.

Почему важно показывать на примере, а не говорить

Когда вы учите детей тратить деньги и зарабатывать их, помните об одном важном правиле: теория не работает без практики и реальных примеров.

«Давайте говорить откровенно, разговаривать с ребенком о финансовой грамотности — дело неблагодарное и абсолютно бесполезное. Потому что в реале работает только личный пример. Как можно учить ребенка откладывать деньги и говорить о пользе накоплений, если вы сами ничего никогда не откладывали и имеете кредиты и долги?

Самое эффективное — это искусственно создавать такие ситуации, в которых ребенок сам начнет соображать, как поступить и что сделать. Пусть котелок варит, а шестеренки крутятся», — говорит Лана Нагорная.

В книге Ланы «Большое денежное приключение» герои, решив накопить солидную сумму на поездку, как раз оказываются в разных ситуациях, где им приходится самостоятельно принимать решения. Что важно, у их семей совершенно разные финансовые обстоятельства. Дуняша и Дима не чувствуют недостатка в деньгах, но позволить себе спонтанные большие траты их родители не могут. Лена — из многодетной семьи, она видит, как тяжело достаются деньги ее маме, и с малых лет знает, что такое экономия. А сын богатых родителей Глеб не привык считать деньги, поскольку они даются ему слишком легко.

Выделяйте деньги на карманные расходы

Карманные деньги — самый простой и эффективный способ познакомить ребенка с финансовой грамотностью. Не бойтесь того, что поначалу он будет тратить их на бесполезные, на ваш взгляд, вещи.

«Если вы честно и регулярно будете практиковать выдачу карманных денег в виде конкретной суммы, ребенок в скором времени начнет соображать, что можно копить. А это прекрасный навык бюджетирования. Здесь уже начинается игра постарше, появляется выбор: потратить свои 500 рублей сейчас или отложить их и через неделю потратить уже 1000 рублей.

Тут нет правильного ответа, в каком возрасте ваш ребенок сам дойдет до мысли, что можно копить. Я никому из своих детей не подсказывала, а просто ждала, пока кто-нибудь из них сообразит. Обычно, если у вас несколько детей, кто-то один соображает быстрее и подтягивает остальных. Но опять же, этот процесс у ребенка должен идти самостоятельно. Поверьте, он сам будет в полном восторге от того, что хакнул систему и обманул правила», — говорит Лана Нагорная.

В дошкольном возрасте приятным бонусом станет знакомство ребенка с цифрами, сложением и вычитанием.

«У меня дети научились считать буквально на игрушках, благодаря домашнему бюджетированию. Ведь когда у тебя есть 500 рублей, а игрушка стоит 370, ты довольно быстро начинаешь соображать, что у тебя остается еще лишних 130 рублей, которые можно отложить до следующего вторника», — делится Лана Нагорная.

По словам эксперта, еще один отличный вариант научить ребенка бюджетированию — играть с ним в «Монополию».

Как донести до подростка, что легкий заработок может быть опасным

Сомнительный заработок, который может обернуться реальными проблемами и просто испортить жизнь, — страх многих родителей. Разговоры и лекции, как правило, бесполезны. В лучшем случае подросток просто терпеливо выслушает, но точно не воспримет ваши слова всерьез.

«С подростком нужно говорить на равных. Попробуйте донести важную мысль через историю, можно даже выдуманную. К примеру, расскажите о том, как кого-то развели: „Прикинь, что произошло! Одному парню пообещали, что если он переведет 2000 рублей, то вечером получит 200 000 рублей. И он поверил — перевел деньги. И, естественно, это оказались мошенники. Ну, конечно, как не поверить, это же такой легкий заработок!“

Добавьте эмоций, потому что в подростковом возрасте ребенок к ним очень восприимчив. Объясните, что люди переводят деньги мошенникам именно на эмоциях, на ожидании какого-то чуда и легкой наживы. И когда обман вскрывается, а он вскрывается очень быстро, наступают горькое разочарование и злость», — говорит Лана Нагорная.

Поделившись чужой историей, не забудьте задать ребенку вопрос: «Ну, было же очевидно, что это мошенники. Потому что не бывает, чтобы из 2000 рублей тебе за несколько часов сделали 200 000! И как он повелся?! А ты бы повелся?» Это «А ты бы?» моментально включает у подростка критическое мышление.

Герои книги «Большое денежное приключение» в своих попытках заработать тоже учатся вырабатывать его.

Как найти подход к «хомякам» и «транжирам»

Всех людей можно поделить на «хомяков» и «транжир». Что интересно, желание копить и тратить проявляется с самого раннего возраста. И если ребенок вдруг не совпадает с вами по типу, не спешите обвинять его в жадности или неразумных тратах. Ведь у каждого из этих типов есть свои сильные стороны.

«Транжиры зачастую очень амбициозны. И именно у таких людей больше мотивации много зарабатывать. Поэтому, если ваш ребенок все спускает на какие-то хотелки, пусть спускает. Просто дайте ему понять, что если тратить все сразу, то ничего не остается. Но если иметь больше, то точно хватит и на траты, и еще останется. Вывод — нужно зарабатывать больше, чтобы хватало на все.

А есть дети-хомяки, которые копят, копят и не знают, на что потратить. И это тоже прекрасно. Такому ребенку нужно обязательно задать вектор инвестирования — куда вложить накопленное», — говорит Лана Нагорная.

Делать это нужно через личный пример. Скажем, если ребенок складывает деньги в копилку, можно рассказать ему, что вы тоже копите, но у вас деньги лежат в акциях/облигациях/биткоине и — условно — у вас из 1000 рублей через год получится 1300. При этом не нужно погружаться в детали и рассказывать ребенку про инфляцию или сложный процент. Достаточно просто показать, что деньги могут делать деньги, а не лежать мертвым грузом.

Главное, во время большого денежного приключения вашего ребенка не обесценивать его выбор и старания, не упрекать, если что-то не получилось, а мягко направлять, поддерживать и хвалить за усилия. Ведь именно тогда он поймет, что на деньги, может быть, и не купить счастья, но можно использовать их как инструмент на пути к мечте.

На книгу Ланы Нагорной действует скидка 20% по промокоду ЖУРНАЛ.

Книги по теме
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 79859  книг
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 79859  книг

Комментарии

Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь и заполните информацию в разделе «Личные данные»
Написать комментарий
Написать комментарий
Спасибо!
Ваш комментарий отправлен на проверку и будет опубликован в течение 5 дней при условии успешной модерации

Читайте также

Есть ли у денег душа? 5 интересных фактов о валюте

Есть ли у денег душа? 5 интересных фактов о валюте

Рассказываем о материалах и мифологии наличных

Россияне стали чаще читать об управлении деньгами

Россияне стали чаще читать об управлении деньгами

Как приручить деньги

Как приручить деньги

5 базовых правил финансовой грамотности

«Финансовая независимость»: как перестать нуждаться в деньгах

«Финансовая независимость»: как перестать нуждаться в деньгах

Пошаговый план для обретения свободы

В каком порядке читать книги о Карандаше и Самоделкине

В каком порядке читать книги о Карандаше и Самоделкине

Рассказываем о любимых с детства сказках Юрия Дружкова и Валентина Постникова

Где и как мы слушаем аудиокниги: личные истории команды «Эксмо»

Где и как мы слушаем аудиокниги: личные истории команды «Эксмо»

Делимся своим опытом

Мультфильмы на страницах книг

Мультфильмы на страницах книг

Рассказываем о «Маше и Медведе», «Новом Простоквашино» и других сериях по мотивам любимых анимационных историй

Дмитрий Емец и шалость, которая удалась

Дмитрий Емец и шалость, которая удалась

Рассказываем о феномене писателя, подарившего читателям «Таню Гроттер», «Мефодия Буслаева» и другие популярные детские циклы