Обложки, способные украсить любую полку, красочные иллюстрации и высокое качество печати — все это подарочные издания «Черным-бело». Импринт существует на рынке чуть больше года, но книги, которые выпускает его команда, задают свои тренды.
О том, как выбираются истории для коллекционных выпусков, кто решает, какой будет книга, и насколько подарочное издание отличается от обычного, мы узнали у редакторов «Черным-бело» — Миты Овинцевой и Ольги Зарубиной.
Как выбираются книги для подарочных изданий?
С одной стороны, ответ очевиден: большую роль в принятии решения о том, выпускать ли подарочное издание, играет рынок. Чем больше интерес к роману или, например, сборнику рассказов, тем выше его шансы обзавестись дорогой красивой обложкой.
«Если у истории хорошие временные и числовые показатели продаж, то их динамика позволяет нам сделать вывод, что книга пользуется спросом у читателей, имеет свою крепкую фанбазу, которая будет рада яркому, иллюстрированному подарочному изданию. Ведь все, что мы делаем, мы делаем для читателей».
Мита Овинцева, ведущий редактор «Черным-бело»
Но, как ни странно, бывают и исключения. Не всегда в подарочную упаковку «переодевают» очень уж популярный текст. Иногда таковым его делает именно переиздание, а все потому, что редактор просто поверил в историю и решил рискнуть.
«Показатели продаж, конечно, важный для нас фактор, но иногда фанаты автора и покупатели подарочного издания его романа — это не одни и те же люди. Существуют читатели, которые выбирают книги по их внешнему виду. Если издание приятно держать в руках и поставить на полку, они его возьмут. Таким образом растет и аудитория романа».
Ольга Зарубина, редактор «Черным-бело»
Кто и как решает, каким будет издание?
У одних книг обложки гладкие и блестящие, у других — софттач. В одних есть ляссе, в других — нет. Где-то форзацы и нахзацы украшены орнаментами или картами, а где-то — героями книг. Перечислять различия можно бесконечно. Но важно понимать, что каждый элемент подарочного издания — от общего вида книги до типа бумаги — это результат работы сразу нескольких человек:
«Очень много зависит от общей концепции, вайба книги, а также пожеланий автора и наших возможностей. Мы стараемся каждое подарочное издание сделать уникальным и красивым», — рассказывает Ольга Зарубина.
Мита Овинцева уверена: «надеть все самое красивое» на коллекционную книгу — это моветон. Так что импринт делает ставку на акценты, а предлагает их очень важный для «Черным-бело» человек:
«В команде нашего импринта есть профессиональный дизайнер — Катя Петрова. Без ее участия еще не было создано ни одного подарочного издания. Именно на Катины творческие плечи ложится основная задача разработки дизайна обложки».
Мита и Оля уверены, что все материалы нужно подбирать до начала работы. Но искусство есть искусство, и иногда оно диктует свои правила:
«В моем текущем проекте мы резко поменяли материалы, потому что художница воплотила нашу с автором задумку самым замечательным образом. А так как визуал изменился, изменились и материалы, которые выгодно подчеркнут всю красоту», — поделилась Ольга.
Кстати, не всегда «статусные» элементы появляются именно в подарочных изданиях. Так, например, ляссе — редкий гость в книгах импринта, но в дневниковом романе «Его забрал лес» Ульяны Черкасовой оно есть просто потому, что того требовала история, а редактору хотелось это подчеркнуть.
Что является самым сложным в подготовке подарочного издания?
Тут у каждого редактора свои проблемы и «боли» ведь на решение тех или иных задач все смотрят по-разному. Для Миты Овинцевой вызовом стала работа с художниками. Дело в том, что российские авторы фэнтези, как правило, хотят работать с популярными иллюстраторами, чье расписание забито надолго вперед:
«Подарочное издание для художников — сложный заказ, так как он не ограничивается одной обложкой. Как правило, мы просим художника сделать еще и макетные иллюстрации, несколько десятков полноценных артов и несколько вариантов обложек. Сложность в том, что надо планировать, сколько времени потребуется на выполнение всех иллюстративных работ, и даже полгода бывает мало — жизнь всегда вносит свои коррективы».
А вот Ольга Зарубина говорит о том, что из-за роста цен на материалы держать баланс между красотой издания и его будущей стоимостью становится все сложнее. Мы уже рассказывали, как это повлияло на бумагу, но, увы, дорожает не только она:
«Мы хотим сделать замечательное во всех отношениях оформление, но операции и материалы дорожают. Даже если сроки для создания книги оптимальны, мы можем зависнуть на этапе подсчета себестоимости».
Чем, кроме обложки, подарочное издание отличается от обычного?
Начнем с оформления. На этот счет у редакции импринта «Черным-бело» есть целый чек-лист, которым с нами поделилась Мита Овинцева. В этот перечень входят:
- уникальная обложка с большой детализацией;
- несколько вклеек;
- иллюстрированные или тематические форзац и нахзац;
- дизайнерский макет;
- цветной обрез.
Все это повышает стоимость коллекционной книги, как и долгая кропотливая работа с художником. Но на этом различия не заканчиваются. Ольга Зарубина напоминает, что для подарочных изданий, как правило, готовится не только красивая обложка, но и расширение мира за счет текстовых и визуальных бонусов:
«Для подарочного омнибуса „Рубиновый лес“ Анастасия Гор подготовила несколько бонусных глав, а художница Ольга Левина (Sсeith-A) дополнила уже крутой визуал скетчами героев и роскошным драконом. Каждая книга подарочного переиздания „Дивных берегов“ Елены Кондрацкой обзавелась уникальным рисунком в макете и отдельными страничками с зарисовками созданий мира. На картинных переплетах цикла Фрэнсис Кель „Песнь Сорокопута“ нет текста, он весь вынесен на суперобложку, зато на страницах читатель может увидеть полет маленькой птички. В дилогии Джезебел Морган „Иди через темный лес“ мы попробовали каждый спуск оформить уникально, а еще там есть черно-белые иллюстрации на разворотах, отделяющие части дилогии друг от друга».
По словам редактора, все вышеперечисленное — только малая часть экспериментов. В «Черным-бело» давно не боятся «ставить опыты» над книгами. Ведь так интересно развиваться и пробовать новое!
«С каждым годом стоит все более сложная задача — удивить читателя. И раз за разом сделать это труднее, ведь на книжном рынке появляется все больше и больше интересных решений. Мы стараемся не только не отставать, но и задавать тренды».
Мита Овинцева, ведущий редактор «Черным-бело»