Азиатская литература до сих пор кажется многим российским читателям далекой и непонятной. Непривычные имена, новые реалии, незнакомая философия и иной взгляд на жизнь. И все же люди есть люди, так что многие проблемы, страхи и надежды у нас схожи. Китайские произведения гораздо ближе и понятнее, чем кажутся, особенно если начать знакомство с ними с правильных книг.
Собрали для вас сборники новелл и роман, которые очаруют даже самых консервативных читателей.
Записки о поисках духов. Гань Бао
Создавая эту книгу Гань Бао — придворный историк и правитель округа Шиань — решил доказать, что «путь духов — вовсе не обман». Именно поэтому он собрал несколько сотен историй, которые будто бы подтверждают существование магических тварей.
-22% Записки о поисках духов 551 ₽ 707 ₽ -22% В корзину
Со временем часть текста была утрачена, а до нас дошли 464 рассказа, объединенных в 20 разделов. Но и то, что осталось, запросто может открыть читателям дверь в мир волшебства. А уж верить ли в существование сверхъестественного, каждый решит для себя сам.
«„Записки о поисках духов“ — один из древнейших памятников китайской литературы, созданный еще в IV веке. Это сборник рассказов об удивительных существах: о растениях и животных-оборотнях, о зловредных бесах, о душах умерших и чудесных предметах. Гань Бао собирал старинные легенды и предания, а также записывал множество необычных случаев, произошедших с его современниками. Сегодня его сборник считается одной из наиболее универсальных книг о сверхъестественном, а сюжеты из него используются уже не одним поколением писателей».
Варвара Осокина, редактор отдела классической прозы и поэзии «Эксмо»
Танские новеллы
Танская новелла — это целый жанр китайской литературы, сформировавшийся в эпоху династии Тан (618–907). Именно в этот период короткие рассказы, анекдоты и былички приобрели законченный вид, четкую композицию и особый стиль повествования. Авторы стремились не только увлечь читателя необычными сюжетами — о любовных перипетиях, невероятных приключениях или горестях разлуки, — но и передать поучения «мудрых и совершенных» людей.
-22% Танские новеллы 505 ₽ 648 ₽ -22% В корзину
Важной чертой жанра была вера в историческую достоверность: авторы ссылались на знакомых или даже представляли себя участниками событий. Эти истории распространялись в народе через устные предания и песни, а позже оказали влияние на драматургию XIII–XVI веков. Со временем танская новелла стала важной частью богатого литературного наследия Китая.
«Мое знакомство с классической китайской литературой, которое переросло в большую любовь, началось именно с танских новелл. Они стали для меня одним из главных литературных открытий. Написанные преимущественно в VII — IX веках десятками разных авторов, рассказы поражают своей яркостью, образностью, мистицизмом и неожиданными сюжетными поворотами. Читаются эти небольшие истории легко и очень приятно, а после — хочется еще и еще.
Книга из серии „Магистраль“ — переиздание лучшего сборника новелл, который вышел еще в 1960 году и впоследствии стал библиографической редкостью. Так что это отличный шанс приобщиться к китайской классике. Для первого знакомства идеально подойдут рассказы „Гуляка и волшебник“ и „Волшебная подушка“. После них вы, скорее всего, уже не сможете остановиться».
Станислав Сивков, шеф-редактор Журнала «Эксмо»
Жемчужная рубашка. Китайские новеллы
Этот сборник — своеобразный китайский «Декамерон», вместивший в себя захватывающие любовные драмы, детективы, бытовые зарисовки, рассказы о дружбе, исторические хроники и фантастические новеллы.
-30% Жемчужная рубашка. Китайские новеллы 891 ₽ 1272 ₽ -30% В корзину
В издание вошли истории из пяти известных китайских сборников, созданных в период конца XVI — первой половины XVII столетия. Именно это время называют «золотым веком» жанра хуабэнь, или «городских повестей», когда китайские книжники собирали по всей стране лучшие образцы этих произведений.
«В ту эпоху по городам Поднебесной ходили сказители, которые собирали на площадях толпы народа и рассказывали им „удивительные истории нашего времени и древности“. Содержание этих историй было очень разным: от совершенно фантастических рассказов про небожителей, духов и оборотней до реалистичных семейных драм о пропойцах-мужьях, ходящих к певичкам, или даже детективных расследований судей и чиновников (кто бы что ни говорил, но первые настоящие детективные произведения появились именно в Китае, а не в Европе и США, а если не верите, то прочтите повести „Сожжение храма Драгоценного Лотоса“ и „Две монахини и блудодей“). Писатели Фэн Мэнлун и Лин Мэнчу скрупулезно собирали рассказы этих сказителей, олитературивали их — и издавали в виде сборников, пользовавшихся огромной популярностью на протяжении столетий.
„Городские повести“ — это настоящая народная литература, местами грубая, иногда фривольная, порой жестокая, но при этом атмосферная, живая и всегда необычная. Сказителям было важно удерживать внимание аудитории, поэтому при всей кажущейся витиеватости хуабэнь очень увлекательны и понятны даже современному некитайскому читателю. И эти истории, как и другие книги из нашей статьи, могут стать для вас отличным проводником в мир традиционного Китая и классической прозы Поднебесной».
Станислав Сивков, шеф-редактор Журнала «Эксмо»
Новеллы Пу Сунлина
Мастер фантастической прозы Пу Сунлин — один из наиболее известных китайских писателей XVII-XVIII веков.
-22% Странные истории 459 ₽ 589 ₽ -22% В корзину
Его знаменитый сборник «Ляо-чжай-чжи-и» («Описание чудесного из кабинета Ляо») включает около 500 новелл, где реальность переплетается с мистикой. Ориентируясь на народные предания, он создал оригинальные произведения, которые и сами уже стали фольклором. В серии «Магистраль» вышло четыре книги китайского классика: «Странные истории», «Рассказы о людях необычайных», «Монахи-волшебники» и «Лисьи чары».
«Короткие, но при этом очень яркие и самобытные рассказы „о необычайном“ погружают в интереснейший мир традиционного Китая, где в жизнь самых обычных людей вмешиваются потусторонние силы: различные духи, оборотни, бесы и прочая нечисть. Их автор Пу Сунлин взял за основу сюжеты танских и сунских новелл, фольклор и идеи даосизма — и создал легкие, приятные и порой достаточно неожиданные истории. Наряду с классическими романами они стали „визитной карточкой“ китайской литературы».
Станислав Сивков, шеф-редактор Журнала «Эксмо»
Цветы в зеркале. Ли Жу-чжэнь
Роман XIX века, одновременно ставший и последним великим классическим произведением китайской литературы, и, благодаря вниманию к женским образам, первым образцом феминистской прозы в Поднебесной.
-30% Цветы в зеркале 799 ₽ 1140 ₽ -30% В корзину
В этой фантастической истории мир переворачивается с ног на голову: боги ведут себя как люди, а смертные обретают бессмертие, за внешними недостатками прячется великий талант, а за красивыми лицами скрываются невежество и пустота. «Цветы в зеркале» объединили в себе две философские концепции — конфуцианство и даосизм — и несколько литературных жанров.
«Это увлекательное фантастическое произведение, и Ли Жу-чжэнь в этом тексте умело переплел приключения, сатиру и философские размышления. Богиня Цветов оказывается низвергнута на землю. Чиновник Тан Ао отправляется в далекое путешествие, чтобы следовать пути Дао и обрести бессмертие. В фантастических странах он сталкивается с удивительными чудесами, абсурдом и глубокими моральными дилеммами. Тем временем дочь Тан Ао — реинкарнация Богини Цветов — отправляется на поиски отца».
Варвара Осокина, редактор отдела классической прозы и поэзии «Эксмо»