Автор статьи: Галина Нилова
Москва прекрасна не только своей исторической застройкой, уютными переулками и живописными двориками, но и потрясающими особняками. В некоторых из них сохранились или частично восстановлены старинные интерьеры, их интересно рассматривать не только снаружи, но и изнутри.
В преддверии зимних каникул мы решили рассказать о зданиях, в которые несложно попасть.
ГЭС-2
Адрес: Болотная набережная, 15 к 1
Одна из старейших электростанций Москвы и бывшая трамвайная электрическая станция. Ее запустили в 1907 году. Стиль постройки — модерн с элементами древнерусской архитектуры, а башенка напоминает колокольню кафедрального собора святых Петра и Павла в Старосадском переулке.
-22% Москва фабричная. Промышленная архитектура столицы: от кирпичных замков к лофтам 2039 ₽ 2615 ₽ -22% В корзину
К каждой из труб, которые сегодня можно увидеть снаружи здания, были подключены паровые котлы, находившиеся под землей вместе с насосами, качающими воду для охлаждения турбин. Также под землей находились резервуары для нефти, спроектированные Владимиром Шуховым. В 1920-е годы станцию стали называть МГЭС-2, она отапливала знаменитый Дом на набережной, построенный Борисом Иофаном в 1931-м.
Вскоре в Москве появились более современные энергетические предприятия, и ГЭС-2 стала терять актуальность. В 1956 году ее сделали филиалом ГЭС-1 на Раушской набережной. В конце 1970-х там работал охранником Венедикт Ерофеев. В 2000-х ГЭС-2 вывели из эксплуатации, а в 2009 году решили реконструировать по проекту архитектора Ренцо Пьяно, который превратил здание в «Храм света» для залов с выставками современного искусства. Собственно, на одну из выставок вы точно сможете попасть в зимние праздники 2025 года.
Больше информации о ГЭС-2 вы найдете в книге «Москва фабричная».
Artplay
Адрес: Нижняя Сыромятническая улица, 10
Музей под открытым небом, созданный на территории Московского приборостроительного завода «Манометр», который, в свою очередь, занял производственные корпуса чугунолитейного и арматурного заводов Федора Гакенталя.
В 1930-е «Манометр» был единственным предприятием в стране, которое изготавливало оборудование для метрополитена. В 2008 году власти перевели производственные мощности завода в город Энгельс, а в московских цехах поместили Центр современного искусства Artplay. Теперь здесь размещаются архитекторы и дизайнеры, а также производители оборудования, продавцы мебели, керамики и отделочных материалов. Но, несмотря на специфику новых владельцев, Artplay интересен как общим антуражем, так и временными выставками или предрождественскими ярмарками, которые располагаются на территории бывшего завода.
Больше о центре Artplay вы узнаете из книги «Москва фабричная».
Гостиница «Ленинградская»
Адрес: Каланчевская улица, 21/40
Самая низкая, самая дорогая, но при этом самая доступная для посещения из всех семи сталинских высоток, построенных в Москве. Прямо под гостиницей текут две подземные реки, поэтому для того, чтобы сделать крепкий фундамент, пришлось рыть котлован и пускать по его периметру трубки с раствором, охлажденным до минусовой температуры. При входе можно увидеть первую в СССР дверь-вертушку, сразу за которой часто стояла табличка «мест нет».
Москва: 101 здание, изменившее город. Атлас столичной архитектуры 659 ₽ На Литрес
Здесь во времена СССР останавливались иностранцы и некоторые командированные советские граждане. Внутри можно полюбоваться богатыми интерьерами, которые архитекторы успели спроектировать и построить до начала борьбы с «архитектурными излишествами». И поверьте, посмотреть на это непременно стоит!
По всей высотке установлены торшеры, увитые виноградными лозами. В спирали одной из лестниц висит самая длинная бронзовая люстра в мире. Сейчас в здание можно зайти через кафе в лобби гостиницы. Так что наш вам совет: воспользуйтесь на досуге этой лазейкой, чтобы почувствовать дух ушедшей эпохи.
Больше о гостинице «Ленинградская» вы узнаете из книги «Москва: 101 здание, изменившее город».
Особняк Тарасова
Адрес: улица Спиридоновка, 30/1
Здесь часто проводят экскурсии. Исследователь архитектуры Селим Хан-Магомедов назвал этот особняк одним из самых загадочных домов XX века. И, конечно, посетить его однозначно стоит. Он построен в форме итальянского палаццо, и не удивительно: спроектировал его архитектор Иван Жолтовский, скопировав палаццо Тьене из итальянского городка Виченца. При этом соотношение этажей по требованию заказчика он взял из другого образца — Дворца дожей.
Снаружи особняк кажется массивным и сложенным из камня, но на самом деле сделан он из бетона! Зато внутри вас встретит псевдо-Италия: копии полотен итальянских классиков писали Евгений Лансере, Игнатий Нивинский и Викентий Трофимов.
И немного о владельце: Николай Тарасов — выходец из Армении (настоящая фамилия Торосян), самый интересный представитель семейства Тарасовых. Щеголь и ловелас с трагической судьбой, он был одним из основателей знаменитого кабаре «Летучая мышь». Сейчас в этом здании находится Институт Африки.
Больше об особняке Тарасова вы узнаете из книги «Москва: 101 здание, изменившее город».
Дом-музей Станиславского
Адрес: Леонтьевский переулок, 6 стр 1
Мемориальный музей Константина Сергеевича Станиславского в представлении не нуждается. Выходец из купеческой семьи, предприниматель, директор золотоканительной фабрики, он стал знаменитым на весь мир театральным режиссером.
В этот дом Станиславский переехал, уже будучи режиссером. Вход в особняк — со двора, поскольку тут здание выглядит значительно более уютным, чем с улицы. В основе — палаты XVII века, часть дома — деревянная. Станиславский оценил бывший купеческий особняк, особенно акустику в театральном зале. Сам он разместился в трех комнатах на втором этаже дома. Здесь же находился зал, где проходили репетиции оперной студии Большого театра.
Знаменитый режиссер прожил в этом доме до конца своей жизни. Примерно через 10 лет после смерти Станиславского там был организован музей. С тех пор в здании мало что изменилось.
Больше о доме-музее Станиславского вы узнаете из книги «Москва: 101 здание, изменившее город».
Бывшая кондитерская фабрика «Большевик»
Адрес: Ленинградский проспект, 15
Советский «Большевик» поселился в корпусах кондитерской фабрики Адольфа Сиу. В 1853 году этот молодой предприниматель вместе с женой переехал в Москву по приглашению парфюмера Альфонса Ралле. Семейство Сиу одним из первых в России начало производство шоколада и кофе.
Большая часть продукции — мармелад, пряники, ириски, драже, пастила — была для нашей страны новинкой. Так что много внимания фабрикантам пришлось уделить рекламе. С ними, например, сотрудничал художник Альфонс Муха. Не упускали из виду они и внешний вид своего предприятия. Так, для Сиу и его фабрики архитектор Оскар Дидио построил «пряничные» домики, которые сохранились до наших дней.
Производство «Большевика» было выведено из исторических корпусов в 2012 году. В 2019-м была завершена реставрация фабрики, во время которой строители и архитекторы постарались сохранить аутентичные детали, но спроектировали закрытый теплый атриум, объединивший три здания. Нагрузку стеклянного навеса несут пилоны в центре помещения, а температура здесь всегда поддерживается в районе 22 градусов. Вся территория ежедневно открыта 24 часа. Самое интересное, что в музее мукомольного цеха разместили современное выставочное пространство — Музей русского импрессионизма, который точно стоит увидеть!
Больше о корпусах фабрики «Большевик» вы узнаете из книги «Москва фабричная».
Кинотеатр «Художественный»
Адрес: Арбатская площадь, 14
Это первое в Москве здание, построенное специально для кинотеатра. В начале XX века внутри могли поместиться около 400 человек. Но популярность кинематографа росла очень быстро, и в итоге было решено расширить «Художественный». В качестве архитектора пригласили Федора Шехтеля, который до этого создал здание Московского Художественного театра (МХТ). Шехтель поменял внешний облик строения, сделав его неоклассическим, и расширил внутреннее пространство до 900 мест. Сюда ходили такие известные зрители, как Лев Толстой и Сергей Есенин.
После революции 1917 года кино было объявлено «важнейшим из искусств», а к самому зданию был повышенный интерес. В 1926-м кинотеатр задекорировали под броненосец для показа фильма «Броненосец Потемкин», а билетеров одели в матросскую форму. С тех пор «Художественный» пережил много изменений и переделок, пока не закрыл свои двери в 2014 году.
Не так давно была завершена реставрация, кинотеатру придали тот вид, который он имел в 1913 году, а в само здание вернулась старинная атмосфера. Так что теперь поход в кино может быть не только интересным, но и красивым!
Больше о кинотеатре «Художественный» вы узнаете из книги «Москва: 101 здание, изменившее город».