Алекс Анжело — одно из ярких имен в российском Young Adult. Ее цикл «Мир Дэвлата» с первой книги завоевал симпатии аудитории своей продуманной вселенной, хитросплетениями сюжета и неординарными героями. Новая книга писательницы «Кай» вдохновлена сказкой о Снежной королеве. Она рассказывает о юном художнике, который много лет назад чудом выжил в ночную метель. Его прошлое окутано тайной, но однажды появляется Дева Льда, желающая забрать сердце Кая.
Специально для журнала «Эксмо» Алекс Анжело рассказала, как работает над своими книгами.
Писать о том, что зажигает
Перед тем как начать книгу, я должна по-настоящему вдохновиться ее задумкой. Например, к созданию «Кая» (ретеллинг знаменитой «Снежной королевы») меня подтолкнуло то, что мне всегда хотелось немного другую концовку у сказки. Именно это желание дало силы для ежедневной работы над книгой на протяжении нескольких месяцев. Всегда должен присутствовать личный интерес к затронутой теме.
Pinterest и искусственный интеллект для вдохновения
Продумывание мира всегда довольно долгий процесс, но оно того стоит. Мне важно видеть в голове картинку происходящего, поэтому я точно должна представлять локации, в которых живут мои герои. Этому немало помогает собирание досок на Pinterest. Порой я прибегаю и к нейросетям, генерируя персонажей или обстановку под запрос. Это очень выручает. Особенно с второстепенными персонажами. А вот главных героев тяжело генерировать. Я слишком ярко представляю их, и очень сложно получить изображение, которое придется по вкусу.
Порой, чтобы лучше «чувствовать» персонажа, я стараюсь ассоциировать его с героем какой-нибудь другой книги, сериала или иного произведения. Это очень помогает. Когда же нащупываю типаж, то начинаю продумывать индивидуальные особенности именно моего героя. Его страхи и прошлое, как на него повлияли место и время, в котором он живет. И постепенно в голове выстраивается довольно четкий образ, уже отличающийся от того, кем изначально персонаж был вдохновлен.
Внешне яркие герои
Я всегда продумываю запоминающийся визуальный облик персонажей. Одна из главных целей — чтобы при создании иллюстраций герои были хорошо узнаваемыми. Из-за того, что я пишу фэнтези, это сделать легче. Желательно, чтобы особенности были связаны с сюжетом.
Например, если у героя есть тату, то оно существует не просто потому, что персонаж когда-то бесцельно сделал его. Возможно, оно обозначает принадлежность к какому-то закрытому обществу или герой потерял кого-то, а изображение напоминает ему об ушедшем. Из-за этой мелкой детали персонаж сразу приобретает глубину, и читатель начинает ему сопереживать.
Сначала карты, потом текст
Если мир большой, как в моих книгах по циклу «Мир Дэвлата», то еще до того, как сесть за текст, я обязательно создаю карту мира. На ней могут быть не все локации, но материки, острова и некоторые города должны быть обозначены.
У такого подхода есть преимущества. Во-первых, создавая локации, ты невольно продумываешь сюжет. Например, пустыня или лес потребуют от героев разных действий. Во-вторых, при создании карты, если локация особенная, ты продумываешь условия ее появления, а значит, историю своего мира. Так он оживает. Если автор начинает в него верить, то и читатель поверит.
-22% Сон и Пепел. Оформление Сары 535 ₽ 686 ₽ -22% В корзину
Например, у меня в «Мире Дэвлата» есть Зеркальный остров. Он почти полностью состоит из скал, покрытых кристаллами, отчего сверкает при ярком солнце и даже получил второе название среди людей — «Звезда». Идея этого острова пришла мне еще до того, как я написала хотя бы строчку, но в дальнейшем он вдохновил меня на историю появления богов в моем мире. Не буду вдаваться в подробности, чтобы не заспойлерить, но повторюсь, что такие детали придают уникальность истории и выделяют ее среди других книг.
Садовник или архитектор?
У меня всегда есть план книги, но он довольно условный. Мне важно понимать, в какой ситуации находятся герои, какое испытание их ждет и к чему я должна привести их в финале. Но это больше наброски. Когда же начинаешь работать и в процессе все задуманное наполняется деталями, картина преображается. Многое добавляется, что-то удаляется, пару раз я меняла задуманную концовку, потому что в процессе понимала, что предыдущий финал в связи с новыми сюжетными линиями не подходит.
Это сугубо индивидуально. Некоторые авторы не могут писать без подробного плана и не отходят от него — это писатели-архитекторы. Другие, наоборот, не могут работать по четкому плану, и их идеи «вырастают» в процессе — это писатели-садовники. Мне кажется, я использую оба варианта, но все же принцип писателей-садовников мне ближе.
Все в слова и заметки
По каждой книге я веду заметки. Что-то пишу в тетрадь, но очень многое — на телефоне и в компьютере. Так, у меня есть файлики, посвященные персонажам с кратким их описанием. Это помогает не сбиться и не ошибиться, когда герой встречается в сюжете в следующий раз. Отдельно файлик, посвященный локациям мира. И есть даже заметка, которая называется «Примеры диалогов».
-22% Кровь и Плен 764 ₽ 980 ₽ -22% В корзину
Прописывать живые диалоги для меня сложнее всего, и я часто записываю какие-то интересные и смешные цитаты, которые мне довелось услышать. В дальнейшем это помогает мне вдохновиться на свой собственный текст, переработать записанное и создать что-то свое.
Анализ других произведений для вдохновения
При написании книги главное — регулярность. Вдохновение не всегда приходит само, зачастую его приходится искать. В этом мне помогают другие произведения (книги, манхва, аниме, сериалы, фильмы), обычно в жанре фэнтези. Важно, чтобы язык автора был схож с моим. Иначе я сбиваюсь и мне приходится долго редактировать свой текст.
Еще я часто изучаю пересказы сюжетов популярных игр. Отмечаю то, как сценаристы прописали персонажа и сам мир. В интернете можно отыскать сотни видео-разборов на этот счет, и из них можно многому научиться и почерпнуть интересные сюжетные ходы. Но опять же, речь идет не о копировании, а о вдохновении. Когда чужая мысль становится толчком для появления собственной задумки.
-22% Кай 722 ₽ 925 ₽ -22% В корзину
Также настроиться на текст помогает музыка, но очень важно, чтобы ее ритм соответствовал темпу повествования. Если я описываю какую-то боевую сцену, то зачастую слушаю альтернативный рок, а если трогательный момент, то что-то мелодичное и неспешное.
Тонкости редактуры
Для меня редактура текста — это процесс, который занимает едва ли не половину времени работы над книгой. Не считая первой редактуры чернового текста, я за время создания произведения несколько раз перечитываю уже написанное. Распечатываю текст и читаю, оставляя заметки на полях.
Перечитывание на бумаге позволяет посмотреть на работу другим взглядом. Это помогает отследить характеры персонажей, чтобы они соответствовали заявленному, проверить логику сюжета и взглянуть на текст как читатель. После перечитывания я обычно чувствую себя увереннее, и порой приходят новые мысли и идеи.
Но, конечно же, каждое возвращение к уже готовому тексту дается с трудом. Ведь мало написать, надо еще вновь пересмотреть весь текст вместе с литературным редактором и в довершение прочитать верстку книги перед тем, как она отправится в печать. Единственная помощь в таком деле — это самодисциплина и любовь к своей истории.
Пока я горжусь тем, что, даже читая текст в седьмой или восьмой раз, несмотря на очевидную усталость от него, я все еще нахожу его интересным. В этом есть главный секрет. Надо любить то, над чем ты работаешь.
На книги Алекс Анжело действует скидка 20% по промокоду ЖУРНАЛ.