Талантливый человек талантлив во всем? В случае Михаила Сегала это так. Режиссер, писатель, композитор и даже поэт, он снимает фильмы по собственным сценариям и пишет к ним песни. Не так давно у автора вышли и сборник рассказов, и новая кинодрама.
Мы поговорили с Михаилом Сегалом о кино и литературе.
Почти одновременный релиз картины «Слоны могут играть в футбол» и сборника «Почерк» — случайное совпадение?
Приятное совпадение. «Почерк» должен был выйти немного раньше, но задержался. Так что даже хорошо, что, представляя на многочисленных премьерах и встречах со зрителями фильм, я мог также представлять людям книгу.
В предисловии к вашему сборнику Дмитрий Быков сокрушается, что вы опять уйдете снимать кино, и русская словесность снова на время потеряет талантливого писателя. Можно ли говорить о том, что кинематограф для вас на первом месте, а литература — просто приятное хобби?
Нет, я так не могу сказать. Просто кино занимает больше времени в моей жизни, с ним связаны все мои, как сейчас говорят, «активности», меня всё время видят в качестве режиссера. Поэтому кажется, что я «пишущий режиссер», где ключевое слово «режиссер». А когда я пишу прозу, то я один, меня никто не видит. Вот и кажется, что меня нет.
Перед подготовкой к интервью мне пришлось прочесть сборник очень-очень быстро. Каждый рассказ настолько самодостаточный и цельный, что я не уловила единую линию, которая могла бы их все связать. Дадите подсказку? Или оставите «домашнее задание» для внимательных читателей?
Это просто сборник лучших рассказов, от совсем старых до совсем новых. Единая линия — это то, что их все написал я, это мои мысли в разные периоды жизни. Мне кажется, этого достаточно. Если я беру сборник рассказов Чехова, Шукшина или О. Генри, мне совершенно не нужна какая-то концептуальная линия построения, общая тема и тому подобное. Я просто хочу взять книжку и почитать побольше рассказов Чехова, Шукшина или О. Генри.
Трейлер фильма «Слоны могут играть в футбол»
В «Кино про Алексеева» вы стали еще и автором песен. Опубликована ли где-то ваша поэзия?
Нет, и я очень хотел бы это сделать. Останавливает меня только понимание того, что это абсолютный анахронизм — выпускать сейчас бумажный томик стихов. Поэзия сейчас живет в других формах. Но, может быть, я не прав, и это можно сделать интересно.
Ваш первый полнометражный фильм был снят по чужому произведению: повести Алеся Адамовича «Немой». Дальше, насколько я понимаю, вы работали только с теми сюжетами, которые придумали сами. С каким материалом работать сложнее, а с каким интереснее?
«Franz+Polina» — это была возможность снять первый фильм. Это открыло мне двери в мир большого кино, было бы глупо этого не сделать. Но в дальнейшем я работал только с тем, что написал сам. Кстати говоря (и это не очень хорошо), я процентов 50 у Адамовича изменил и дописал. В общем, я не очень понимаю: как можно вообще снимать то, что не ты сам придумал. Как это? Не понимаю. Зачем? Это же не твои мысли.
Думали ли вы переделать сценарий к этому фильму в повесть или роман?
Да, это будет моя следующая книга. «Слоны» выйдут в обозримом будущем как повесть. И я действительно «переделываю» историю, чтобы она стала прозой. Добавляю новые эпизоды, детали, героев. Это мое ноу-хау, так никто больше не делает. Я сначала снимаю кино, а потом пишу по нему прозу.
Беседовала Раиса Ханукаева
С 28 ноября по 2 декабря 2018 года в Москве в Центральном Доме Художника будет проходить международная ярмарка интеллектуальной литературы non/fiction № 20. На ней вы сможете приобрести новую книгу Михаила Сегала. Программу мероприятий издательства «Эксмо» вы можете посмотреть здесь.