Вы когда-нибудь задумывались о личностях людей, которых видите на картинах? Художники Возрождения, например, любили работать с женскими образами, но мало заботились о том, чтобы кто-то из потомков мог вспомнить имена их героинь. Сегодня специалистам приходится по крупицам собирать информацию об этих женщинах.
-12% Фениксы и сфинксы: дамы Ренессанса в поэзии, картинах и жизни 1742 ₽ 1979 ₽ -12% В корзину Контент 18+
Искусствовед Софья Багдасарова изучила множество источников и на их основе создала полухудожественные биографии дам, когда-то вдохновивших живописцев на великие полотна. Эти рассказы собраны в книге «Фениксы и сфинксы». Мы же решили коротко пересказать истории трех картин и их героинь.
Гадкий утенок Возрождения: Вероника Гамбара
Женский портрет кисти Антонио Корреджо, ок. 1518
Этот «Женский портрет» вы можете увидеть в Эрмитаже. Его автор Корреджо (Антонио Аллегри) прославился своими картинами на мифологические сюжеты, наиболее известными из которых стали работы цикла «Любовные похождения Юпитера». Однако картина выше — это портрет современницы художника. Никаких вам чувственных сцен, обнаженных фигур и патетических лиц.
Женщина спокойно сидит под сенью лавра, который символизирует ее поэтический дар. Плющ вокруг лаврового ствола должен демонстрировать ее супружескую любовь и верность, а вот цвета одежды говорят о том, что она вдова. Кроме того, на серебрянном блюде, которое незнакомка держит в руках, выгравировано греческое слово «непеф» (трава забвения). Кто же эта молодая женщина со спокойной и несколько лукавой улыбкой? Искусствоведы считают, что это Вероника Гамбара — итальянская поэтесса и государственный деятель эпохи Возрождения.
Юная Вероника вызывала сочувствие современников своей грубоватой внешностью, но поражала талантом стихосложения, голосом и великолепным владением риторическим искусством. Она была умна, знала несколько языков и активно изучала точные науки. Замуж Вероника вышла в 23 года (довольно поздно по тем временам), зато брак оказался счастливым. Муж, граф Гиберто да Корреджо, не только окружил ее заботой и любовью, но и по достоинству оценил ее умственные способности, ввел в политику и посвятил в дела управления городом. Так что, овдовев, Вероника не потерялась в мире сильных мужчин:
«Вокруг бушевали Итальянские войны, кичливые французы грабили все подряд, ручейки беженцев не иссякали, папа ругался с императором, часто случались неурожай и голод, крепостные стены требовалось укреплять и поддерживать в порядке. Надо было лавировать, подлаживаться и изобретать, чтобы небогатое графство Корреджо оставалось в безопасности. Таких политиков, каким стала Вероника, было поискать и среди мужчин».
«Фениксы и сфинксы», Софья Багдасарова
В тихом омуте: Лукреция Бути
Фрагмент фрески «Пир Ирода» работы фра Филиппо Липпи. Из цикла «Житие св. Иоанна Крестителя», 1452–1465 гг.
В кафедральном соборе Прато, знаменитом своими фресками, выполненными художником фра Филиппо Липпи, можно увидеть изображение пира Ирода. На фото выше — его фрагмент. Самой яркой фигурой пира и в легенде, и на фреске является Саломея, чей танец стал поводом обезглавить Иоанна Крестителя.
Как правило, иудейские царевны, коей была Саломея, представляются жгучими брюнетками, а в работе Липпи мы видим ангелоподобную блондинку. Видимо, этот женский типаж всегда нравился монаху-художнику, похожие лица появлялись и в ранних его картинах. Но конкретно у этого образа была натурщица. Исследователи считают, что тут Липпи изобразил свою любовницу Лукрецию Бути. Вы только посмотрите, с каким чувством и подробностью прорисована каждая складочка на одежде танцующей!
Эта история кажется совершенно невероятной: оба монахи, она почти на 30 лет моложе своего избранника, оба нарушили обет безбрачия, причем Лукреция — дважды. И все-таки эти люди на самом деле существовали и в свое время бросили вызов общественной морали.
Юную Лукрецию отдали в монастырь, потому что у семьи не было денег на приданое для нее и ее младшей сестры. И кажется, девушка вполне смирилась со своей участью, до тех пор пока духовником ее обители не стал знаменитый художник. Они влюбились друг в друга, и Лукреция ушла жить к Липпи, благо его дом находился через дорогу от ее монастыря. Только вдумайтесь: Италия, середина XVI века, а два монаха съезжаются, как уставшие от родительской опеки подростки.
Разумеется, разразился скандал, но, видимо, о нем все быстро забыли. Потому что Лукреция, родив сына, по каким-то причинам вернулась в монастырь, пока Липпи был в отъезде. Но как только любовник вновь озарил собственный дом присутствием, юная монахиня второй раз нарушила обет.
«Никаких серьезных последствий для обоих влюбленных со стороны Церкви эта история не имела. Только фра Филиппо все-таки уволили с должности капеллана монастыря святой Маргариты, и то не сразу.
И „Мадонну с Поясом“ недописанной поставили к стенке мастерской.
Только шесть лет спустя ее, так уж и быть, доделает для монастыря фра Диаманти. Новому ученику Липпи по имени Сандро Боттичелли эту работу не доверили, хотя уже было ясно, что он восхитительно умеет писать блондинок».
«Фениксы и сфинксы», Софья Багдасарова
Настоящая история Золушки: Чечилия Галлерани
«Дама с горностаем» кисти Леонардо да Винчи, 1489–1490
Пожалуй, после «Портрета госпожи Лизы дель Джокондо» (или просто «Джоконды») «Дама с горностаем» — одно из наиболее известных полотен Леонардо да Винчи.
Картина стала революционной, поскольку оказалась не похожа на традиционные двухмерные итальянские портреты, где герои изображались в профиль. Плечи девушки повернуты влево, в то время как печальное сосредоточенное лицо — вправо, будто она к чему-то прислушивается, пальцы напряжены и с настороженной ласковостью прикасаются к шкурке горностая. Художнику удалось передать и аристократизм своей героини, и ее сложное душевное состояние. А искусствоведы смогли выяснить имя девушки — Чечилия Галлерани.
Эту атрибуцию подтверждают и свидетельства современников, и зверек на картине: горностай по-гречески — «гале», что созвучно с фамилией героини. Кто же такая была эта Чечилия? Историкам она известна как любовница миланского герцога — одного из самых могущественных политиков Италии.
«Лодовико Сфорца был горд ею и был холост. Соперниц ей не существовало. Поэтому Чечилию воспевали все придворные певцы и поэты. Скалигеро слагал сонеты, Беллинчионе — мадригалы. Герцог пригласил своего любимого живописца, мастера Леонардо да Винчи, написать портрет возлюбленной. Тот не любил работать на заказ, хотя всю жизнь приходилось, поэтому обычно капризничал и саботировал. Но Чечилия заворожила мастера. В ней была та юная прелесть, та чистота, из-за которой она не была неприкрыто женственной в том смысле, который так не любил Леонардо. Наоборот, в ней ощущалась какая-то мальчишеская робость и угловатость. Леонардо понравилось писать ее портрет, и он даже закончил его вовремя».
Сам же Сфорца менял женщин как перчатки, но умной и спокойной Чечилии Галлерани удалось сохранить высокое положение даже после «отставки». Герцог выдал ее замуж за мелкопоместного дворянина и дал за бывшей возлюбленной неплохое приданое. Чечилия умудрилась подружиться с другими любовницами Сфорца и даже нашла общий язык с его законной женой.
Подробности этих и многих других историй читайте в книге «Фениксы и сфинксы» Софьи Багдасаровой, на которую мы дарим скидку 20% по промокоду ЖУРНАЛ.