Встречи с авторами Подбор подарка
22 марта, 2024

Музы художников Возрождения

Рассказываем о судьбах женщин, изображенных на знаменитых полотнах

Раиса Ханукаева
Редактор сайта eksmo.ru
Музы художников Возрождения

Вы когда-нибудь задумывались о личностях людей, которых видите на картинах? Художники Возрождения, например, любили работать с женскими образами, но мало заботились о том, чтобы кто-то из потомков мог вспомнить имена их героинь. Сегодня специалистам приходится по крупицам собирать информацию об этих женщинах.

Фениксы и сфинксы: дамы Ренессанса в поэзии, картинах и жизни -12% Фениксы и сфинксы: дамы Ренессанса в поэзии, картинах и жизни Софья Багдасарова 1742 ₽ 1979 ₽ -12% В корзину Контент 18+

Искусствовед Софья Багдасарова изучила множество источников и на их основе создала полухудожественные биографии дам, когда-то вдохновивших живописцев на великие полотна. Эти рассказы собраны в книге «Фениксы и сфинксы». Мы же решили коротко пересказать истории трех картин и их героинь.

Гадкий утенок Возрождения: Вероника Гамбара

Этот «Женский портрет» вы можете увидеть в Эрмитаже. Его автор Корреджо (Антонио Аллегри) прославился своими картинами на мифологические сюжеты, наиболее известными из которых стали работы цикла «Любовные похождения Юпитера». Однако картина выше — это портрет современницы художника. Никаких вам чувственных сцен, обнаженных фигур и патетических лиц.

Женщина спокойно сидит под сенью лавра, который символизирует ее поэтический дар. Плющ вокруг лаврового ствола должен демонстрировать ее супружескую любовь и верность, а вот цвета одежды говорят о том, что она вдова. Кроме того, на серебрянном блюде, которое незнакомка держит в руках, выгравировано греческое слово «непеф» (трава забвения). Кто же эта молодая женщина со спокойной и несколько лукавой улыбкой? Искусствоведы считают, что это Вероника Гамбара — итальянская поэтесса и государственный деятель эпохи Возрождения.

Юная Вероника вызывала сочувствие современников своей грубоватой внешностью, но поражала талантом стихосложения, голосом и великолепным владением риторическим искусством. Она была умна, знала несколько языков и активно изучала точные науки. Замуж Вероника вышла в 23 года (довольно поздно по тем временам), зато брак оказался счастливым. Муж, граф Гиберто да Корреджо, не только окружил ее заботой и любовью, но и по достоинству оценил ее умственные способности, ввел в политику и посвятил в дела управления городом. Так что, овдовев, Вероника не потерялась в мире сильных мужчин:

«Вокруг бушевали Итальянские войны, кичливые французы грабили все подряд, ручейки беженцев не иссякали, папа ругался с императором, часто случались неурожай и голод, крепостные стены требовалось укреплять и поддерживать в порядке. Надо было лавировать, подлаживаться и изобретать, чтобы небогатое графство Корреджо оставалось в безопасности. Таких политиков, каким стала Вероника, было поискать и среди мужчин».

«Фениксы и сфинксы», Софья Багдасарова

В тихом омуте: Лукреция Бути

В кафедральном соборе Прато, знаменитом своими фресками, выполненными художником фра Филиппо Липпи, можно увидеть изображение пира Ирода. На фото выше — его фрагмент. Самой яркой фигурой пира и в легенде, и на фреске является Саломея, чей танец стал поводом обезглавить Иоанна Крестителя.

Как правило, иудейские царевны, коей была Саломея, представляются жгучими брюнетками, а в работе Липпи мы видим ангелоподобную блондинку. Видимо, этот женский типаж всегда нравился монаху-художнику, похожие лица появлялись и в ранних его картинах. Но конкретно у этого образа была натурщица. Исследователи считают, что тут Липпи изобразил свою любовницу Лукрецию Бути. Вы только посмотрите, с каким чувством и подробностью прорисована каждая складочка на одежде танцующей!

Эта история кажется совершенно невероятной: оба монахи, она почти на 30 лет моложе своего избранника, оба нарушили обет безбрачия, причем Лукреция — дважды. И все-таки эти люди на самом деле существовали и в свое время бросили вызов общественной морали.

Юную Лукрецию отдали в монастырь, потому что у семьи не было денег на приданое для нее и ее младшей сестры. И кажется, девушка вполне смирилась со своей участью, до тех пор пока духовником ее обители не стал знаменитый художник. Они влюбились друг в друга, и Лукреция ушла жить к Липпи, благо его дом находился через дорогу от ее монастыря. Только вдумайтесь: Италия, середина XVI века, а два монаха съезжаются, как уставшие от родительской опеки подростки.

Разумеется, разразился скандал, но, видимо, о нем все быстро забыли. Потому что Лукреция, родив сына, по каким-то причинам вернулась в монастырь, пока Липпи был в отъезде. Но как только любовник вновь озарил собственный дом присутствием, юная монахиня второй раз нарушила обет.

«​​Никаких серьезных последствий для обоих влюбленных со стороны Церкви эта история не имела. Только фра Филиппо все-таки уволили с должности капеллана монастыря святой Маргариты, и то не сразу.

И „Мадонну с Поясом“ недописанной поставили к стенке мастерской.

Только шесть лет спустя ее, так уж и быть, доделает для монастыря фра Диаманти. Новому ученику Липпи по имени Сандро Боттичелли эту работу не доверили, хотя уже было ясно, что он восхитительно умеет писать блондинок».

«Фениксы и сфинксы», Софья Багдасарова

Настоящая история Золушки: Чечилия Галлерани

Пожалуй, после «Портрета госпожи Лизы дель Джокондо» (или просто «Джоконды») «Дама с горностаем» — одно из наиболее известных полотен Леонардо да Винчи.

Картина стала революционной, поскольку оказалась не похожа на традиционные двухмерные итальянские портреты, где герои изображались в профиль. Плечи девушки повернуты влево, в то время как печальное сосредоточенное лицо — вправо, будто она к чему-то прислушивается, пальцы напряжены и с настороженной ласковостью прикасаются к шкурке горностая. Художнику удалось передать и аристократизм своей героини, и ее сложное душевное состояние. А искусствоведы смогли выяснить имя девушки — Чечилия Галлерани.

Эту атрибуцию подтверждают и свидетельства современников, и зверек на картине: горностай по-гречески — «гале», что созвучно с фамилией героини. Кто же такая была эта Чечилия? Историкам она известна как любовница миланского герцога — одного из самых могущественных политиков Италии.

«Лодовико Сфорца был горд ею и был холост. Соперниц ей не существовало. Поэтому Чечилию воспевали все придворные певцы и поэты. Скалигеро слагал сонеты, Беллинчионе — мадригалы. Герцог пригласил своего любимого живописца, мастера Леонардо да Винчи, написать портрет возлюбленной. Тот не любил работать на заказ, хотя всю жизнь приходилось, поэтому обычно капризничал и саботировал. Но Чечилия заворожила мастера. В ней была та юная прелесть, та чистота, из-за которой она не была неприкрыто женственной в том смысле, который так не любил Леонардо. Наоборот, в ней ощущалась какая-то мальчишеская робость и угловатость. Леонардо понравилось писать ее портрет, и он даже закончил его вовремя».

Сам же Сфорца менял женщин как перчатки, но умной и спокойной Чечилии Галлерани удалось сохранить высокое положение даже после «отставки». Герцог выдал ее замуж за мелкопоместного дворянина и дал за бывшей возлюбленной неплохое приданое. Чечилия умудрилась подружиться с другими любовницами Сфорца и даже нашла общий язык с его законной женой.

Подробности этих и многих других историй читайте в книге «Фениксы и сфинксы» Софьи Багдасаровой, на которую мы дарим скидку 20% по промокоду ЖУРНАЛ.

Книги по теме
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 79913 книг
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 79913 книг

Комментарии

Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь и заполните информацию в разделе «Личные данные»
Написать комментарий
Написать комментарий
Спасибо!
Ваш комментарий отправлен на проверку и будет опубликован в течение 5 дней при условии успешной модерации

Читайте также

Что хотел сказать автор: секреты трех знаменитых картин

Что хотел сказать автор: секреты трех знаменитых картин

Рассказываем о работах Яна ван Эйка, Леонардо да Винчи и Питера Брейгеля-старшего

Христианский хоррор: о каких муках рассказывают изображения святых

Христианский хоррор: о каких муках рассказывают изображения святых

Раскрываем секреты картин и икон

Ад, эротика и меланхолия, или Нескучный тест об искусстве

Ад, эротика и меланхолия, или Нескучный тест об искусстве

От либретто до балета: история высокого искусства в 12 фактах

От либретто до балета: история высокого искусства в 12 фактах

Рассказываем интересные истории из книги об артистах, хореографах, композиторах и их творениях

Воры, вандалы, идиоты, или Три преступления против искусства

Воры, вандалы, идиоты, или Три преступления против искусства

Короткое видео по книге Софьи Багдасаровой

Русская Венеция: интервью с искусствоведом Екатериной Колосовой

Русская Венеция: интервью с искусствоведом Екатериной Колосовой

О причудах великих людей и итальянском городе на воде

Женщины, изменившие мир искусства

Женщины, изменившие мир искусства

3 истории великих художниц

Вид на Сент-Виктуар со стороны Петера Хандке

Вид на Сент-Виктуар со стороны Петера Хандке

Почему Поль Сезанн был одержим одной-единственной горой