07 октября, 2020

Вид на Сент-Виктуар со стороны Петера Хандке

Почему Поль Сезанн был одержим одной-единственной горой

Вид на Сент-Виктуар со стороны Петера Хандке

В издательстве «Эксмо» опубликована тетралогия лауреата Нобелевской премии по литературе Петера Хандке, куда вошла повесть «Уроки горы Сен-Виктуар». Начиная с 1978 года писатель стал активно интересоваться искусством, посещать музеи, читать письма Сезанна и работы, посвященные художнику, о чем свидетельствуют заметки в его записных книжках. В следующем году он дважды ездил в Экс-ан-Прованс, где разными маршрутами исследовал горный массив Сент-Виктуар.

Впечатления от поездки и творчества Сезанна впоследствии легли в основу повести. Хандке писал своему издателю: «Я работал над историей в течение нескольких недель, и мне она очень нравится». К выходу книги мы решили вспомнить о живописи Поля Сезанна, которая так поразила австрийского писателя, и горе, прославленной французским художником.

Уроки горы Сен-Виктуар -10% Уроки горы Сен-Виктуар Петер Хандке Твердый переплет555 ₽617 ₽ В корзину В корзину

Донкихот живописи

Поль Сезанн родился в Экс-ан-Провансе и получил классическое образование в местном коллеже. Отец видел его на поприще юриспруденции, но сын уехал в Париж, где начал обучаться живописи. Его поддерживала мать: «Что вы хотите! Его зовут Поль, так же как Веронезе и Рубенса!»

В столице молодой художник прилежно изучал старых мастеров и упорно работал, стараясь поступить в Школу изящных искусств, а затем — в Салон французских художников. Он жил между Парижем, где пытался пробиться как живописец, и Провансом, который бесконечно любил. Он был строг к себе, неустанно делал эскизы и писал картины.

Художественное наследие Сезанна составляет порядка 800 работ маслом, не считая акварелей и других произведений. «Истинный донкихот живописи», — назвал его в своей книге знаменитый маршан Амбруаз Воллар.

Гора, которую Сезанн запечатлел почти 90 раз

Говорим «Сент-Виктуар» — подразумеваем «Сезанн». Почему же гора, которая на самом деле даже не является отдельной вершиной (это горная гряда), стала символом не только великого художника, но и целого поколения его последователей?

Сезанн с юных лет любил и исследовал окрестные пейзажи, прогуливаясь вместе со своим другом по коллежу Эмилем Золя. В том числе их влекла гора Сент-Виктуар, которую прекрасно видно из любой точки Экса. Ландшафты Сент-Виктуар разнообразны: от острых скал до густых хвойных лесов и пустошей, но именно при взгляде из городка массив словно поворачивается к зрителю боком, притворяясь одинокой голой горой.

По подсчетам искусствоведов, Сезанн создал 44 работы маслом и еще 43 акварели с видами Сент-Виктуар — с разных точек и высот, зимой и летом, в непогоду и ясный день, на рассвете и на закате. Методично он описывал состояния горы, но его, в отличие от импрессионистов, не интересовали нюансы света и сиюминутная перемена погоды. Его образы не случайны, они выходят за пределы времени. Выстраивая композиции, выбирая и интерпретируя сюжеты, Сезанн пытался подчеркнуть их вечность, нерушимость, незыблемость, что делает его произведения монументальными. В них нет мягких предметов, отсутствует светотень. Трудолюбивый и сосредоточенный на своем творчестве, Сезанн сам был словно человек-гора. И он искал саму суть своей горы.

Избранные виды

В ранних пейзажах гора чаще всего выступает в виде фона, как на полотне «Траншея с горой Сент-Виктуар» (1870, Мюнхен, Новая Пинакотека). Для этих работ характерны мрачноватые оттенки, пока еще далекие от знаменитой сезанновской яркой гаммы. Историю этой картины связывают со строительством первой в этих местах железной дороги. Сезанн был в ярости и категорически протестовал, но дорогу все равно построили. В наше время сюжет имел продолжение: в 2009 году правительство задумало проложить новую скоростную магистраль из Парижа в Ниццу, прорубив в Сент-Виктуар тоннель. Против выступил не только правнук художника Филипп Сезанн, но и местные жители и общественные организации. На этот раз гору отстояли.

В работах 1880-х Сезанна начинает интересовать сама гора, он пишет ее с разных точек, исследуя новые ракурсы, экспериментируя с композицией и цветовыми оттенками для передачи глубины. Однако гора все еще не является абсолютной доминантой композиции, оставаясь одним из элементов пейзажа, как, например, на картине «Гора Сент-Виктуар под сосной» (1887, Институт искусств Курто в Лондоне). В эти годы художник чаще всего писал Сент-Виктуар из имения своей сестры Розы, а также изучал окрестности: помимо самой горы, в этюдах появляются долина реки Арк, виадук, сосны, замок Шато-Нуар, Бибемюские каменоломни.

«Вид на гору Сент-Виктуар со стороны карьера Бибему» (1898-1900, Художественный музей Балтимора) — возможно, один их самых узнаваемых пейзажей Сезанна. В карьерах Бибемю, расположенных в нескольких километрах от Экса, со времен древних римлян добывали желтый известняк. Красота и яркость этих мест наглядно объясняют узнаваемую цветовую гамму полотен художника: сочетание различных тонов охры с синевой и зеленью. Исследования показывают, что палитру составляли шесть красных, пять желтых, три зеленых и три синих пигмента. На основе их смешения Сезанн и создавал насыщенный колорит своих картин.

«Гора Св. Виктории. Вид со стороны Лов (пейзаж в Эксе)» — гордость нашего ГМИИ им. Пушкина. Работу купил в свою коллекцию Сергей Щукин. Картина относится к числу последних изображений Сент-Виктуар, написанных со стороны городка, где располагалась мастерская Сезанна. Любимая гора глубоко символично нарисована в сумерках: картину датируют 1906 годом — годом смерти художника. Для поздних работ Сезанна характерны стремление к структурности, потребность свести многообразие вещей к немногим формам, освобожденным от всего случайного, отказ от перспективы. Образ горы практически распадается на элементы — здесь угадывается будущее и кубизма, и абстрактного искусства.

О картине «Гора Сент-Виктуар» (1897, Бернский художественный музей) стоит сказать отдельно. И не только из-за ее художественных качеств, но и из-за детективной истории, в которую попало полотно. Работа была частью скандальной коллекции Корнелиуса Гурлитта, которую чудом обнаружили в 2012 году в мюнхенской квартире. Более 1400 работ (старые мастера, постимпрессионизм, экспрессионизм) предварительно оценили в 1,4 миллиарда долларов. Картины достались коллекционеру от отца — арт-дилера Хильдебранда Гурлитта. В 1920-е он занимался музейной деятельностью, в 1930-м стал торговать произведениями современных художников. В 1940-е он, работая на Геббельса, конфисковывал или скупал за бесценок, а потом перепродавал в другие страны работы художников, которые нацисты называли «дегенеративными». Однако многое Гурлитт утаивал и оставлял себе. После окончания войны он объявил себя жертвой преследований, а про коллекцию сказал, что она погибла при бомбардировке Дрездена. На самом деле все эти годы собрание хранил его сын. Работу Сезанна Гурлитт еще до своей смерти в 2014-м добровольно передал Музею Берна.

Таланты и поклонники

Следуя за великим пейзажистом, полюбоваться Сент-Виктуар приезжали многие художники. В небольшом городке в Эстаке Сезанна навещал его друг и соратник Пьер-Огюст Ренуар. Из поездки Ренуар привез несколько пейзажей, в том числе свой вид Сент-Виктуар. Позже гору нарисовал Василий Кандинский. Но главным поклонником этих мест после Сезанна стал Пабло Пикассо.

У подножия знаменитой гряды расположен замок Вовенарг. Пикассо приобрел его в 1958-м в поисках уединения. Одной из причин покупки стало исключительное отношение к творчеству Сезанна, которого испанец почитал всю свою жизнь. Еще в 1907 году, увидев ретроспективу коллеги на Осеннем Салоне, Пикассо был покорен. Именно это, по мнению многих искусствоведов, подтолкнуло его к экспериментам с формами и развитию кубизма. Характерные для работ Сезанна уплощение пространства, ломаные линии и сжатие предметов до базовых форм стали для художников ориентиром в поисках нового искусства.

Сезанн говорил: «Все в природе лепится в форме шара, конуса, цилиндра, надо учиться писать на этих простых фигурах, и, если вы научитесь владеть этими формами, вы сделаете все, что захотите».

Автор: Юлия Виноградова, искусствовед

Книги по теме
Поделиться с друзьями
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту, и мы отправим вам книгу на выбор
Мы уже подарили 47837  книг
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту, и мы отправим вам книгу на выбор
Мы уже подарили 47837  книг

Читайте также

Художники, которых никогда не существовало Познавательно
Художники, которых никогда не существовало
Как писатели видят мастеров живописи
Тесты
Ад, эротика и меланхолия, или Нескучный тест об искусстве
Ад, эротика и меланхолия, или Нескучный тест об искусстве
15 цитат из писем Винсента Ван Гога Мнения
15 цитат из писем Винсента Ван Гога
Великий художник об искусстве, книгах и любви
Литературная экскурсия по музеям мира Тренды
Литературная экскурсия по музеям мира
Гуляем по Эрмитажу, Третьяковке и даже Лондонской галерее
Культура и терроризм в Российской империи Познавательно
Культура и терроризм в Российской империи
Рассказываем, как теракты изменили литературу
Петербургские тайны: три истории о людях и домах города на Неве Познавательно
Петербургские тайны: три истории о людях и домах города на Неве
Рассказываем, что скрывается за фасадами северной столицы
Как найти любовника и спасти душу: лайфхаки викторианской леди Познавательно
Как найти любовника и спасти душу: лайфхаки викторианской леди
Разрушаем мифы о женщинах XIX века
Пером и шпагой: в каких войнах участвовали известные писатели? Познавательно
Пером и шпагой: в каких войнах участвовали известные писатели?
Как сложилась судьба знаменитых авторов