Всевозможные привидения встречаются еще в древних мифах и не теряют популярности уже тысячи лет. Сегодня мы продолжаем читать истории о призрачных мстителях, вспоминать страшилки про зеркала и замирать от страха, уютно устроившись под пледом.
Почему же «байки из склепа» так живучи в культуре и что именно нас в них цепляет? Разбираемся вместе с авторами наших книг!
Ностальгия
В детстве, в лагере или на даче, многие из нас рассказывали и слушали страшилки. Эти небылицы про чертей и Пиковую даму, русалок и домовых, привидений и желтые занавески действительно могли напугать, но в основном служили развлечением для тех, кто не хотел засыпать после отбоя. Современные истории о призраках можно воспринимать как ностальгию по тем временам.
Так же, как и много лет назад, мы готовы ненадолго поверить в существование потустороннего мира и окунуться в уютную атмосферу старых добрых небылиц, чтобы вынырнуть из нее в заботы взрослой жизни.
«Я сторонник теории, что читатели любят пугаться. Но при этом пугаться комфортно. В нашей повседневной жизни есть огромное количество поводов для страха и панических атак, но мы сейчас говорим не про них. Нет, мне (как читателю) нужен особый вид испуга: тот, что испытываешь за интересной книгой, закутавшись в плед, с чашечкой чая и под включенной лампой. Не чистокровный хоррор, а скорее страшилки, что мы в детстве рассказывали друг другу у костра. Чем страшнее кругом — тем уютнее и увлекательнее должны быть ужасы книжные».
Игорь Евдокимов, писатель
Безопасный страх
Но не стоит воспринимать истории о призраках только как уютные сказки. Игорь Евдокимов уверен, что напугать такие сюжеты тоже могут:
«Кто-то, например, не способен читать кровавые и жестокие сцены, а кто-то глотает их, не замечая, но, как только дело доходит до экзистенциального ужаса бытия, захлопывает книжку и пару часов сидит, уставившись в пространство немигающим взглядом. У каждого свои страхи и фобии, от этого и зависят вкусовые предпочтения».
Действительно, страшные романы и рассказы о привидениях дают читателям дозу адреналина, которого не хватает в почти стерильных условиях современной жизни, а значит, они могут стать заменой экстремальным видам спорта. Более того, хорроры понижают уровень повседневного стресса и помогают в борьбе с фобиями. Подробнее об этом мы рассказали в нашем материале.
Иллюстрации к романам о Владимире Корсакове. Автор: Александра Чу
Иллюстрации к романам о Владимире Корсакове. Автор: Александра Чу
Итак, страх можно считать одной из важных причин того, почему публика очарована сюжетами о духах. Но писательница и редактор Мария Руднева, рассказавшая читателям о похоронном бюро «Хэйзел и Смит», видит в них куда больший потенциал:
«Истории о призраках манили меня с детства. У меня была антология „Тень призрака“ — викторианские рассказы в пересказе Майка Стокса. Наверное, они заронили во мне любовь к мистике. Викторианские истории о призраках — это мурашки по коже и ужас перед непознанным, но не только!»
Человеческие судьбы под непривычным углом
По словам Марии, сюжеты о духах, страшные они или нет, — это еще и истории о «людях, несправедливости, ошибках и катастрофах». А поскольку, согласно легендам, призраки стремятся к справедливости и прощению, чтобы найти покой, то во многих «байках из склепа» можно рассмотреть мотив покаяния.
«Призраки — это метафора человеческой совести. А еще — следствие неизбежных размышлений о том, что ждет после смерти. Для меня любая история о призраках — это история о людях. Мои герои, гробовщики Дориан и Валентайн, в каждой главе сталкиваются с новыми проявлениями не только человеческого горя, но и злобы, мелочности и, наоборот, великодушия и любви. Общаясь с призраками, исполняя желания покойных, они соприкасаются с тем, насколько многогранна и неоднозначна жизнь. Я стала писать о гробовщиках-медиумах именно для того, чтобы показать калейдоскоп человеческих судеб. А траурные традиции викторианской эпохи помогают в этом».
Мария Руднева, писательница и редактор
Иллюстрации к романам «Похоронное бюро „Хэйзел и Смит“» и «Похоронное бюро „Хэйзел и Смит“. Египетский переполох». Автор: Norberto Rosewhite
Иллюстрации к романам «Похоронное бюро „Хэйзел и Смит“» и «Похоронное бюро „Хэйзел и Смит“. Египетский переполох». Автор: Norberto Rosewhite
Благодаря частным, но глубоким сюжетам об умерших Мария старалась показать большие человеческие проблемы. И не так уж важно, идет ли речь о паре мать — дочь, где деспотичная родительница всю жизнь выбирала для дочери наряды, из-за чего право самостоятельно выбрать платье девушка получила лишь после смерти. Или о том, что талантливый человек не обязательно бывает смелым и честным, за что судьба его и наказывает.
«Мои герои — Дориан и Валентайн — наблюдают, помогают и направляют, но не вмешиваются, потому что правильно для духа — быть прощенным и покинуть смертный мир, а для живого человека — жить дальше с теми уроками, которые жизнь ему преподносит».
Итак, истории о призраках могут дать нам повод для размышлений о том, кто мы, какие мы, существует ли загробный мир и что мы ответим, если когда-нибудь после смерти нас спросят, хорошими ли мы были людьми.
Необычные авторские миры
Современные сюжеты о привидениях — это не только про страх или вечные вопросы. Это еще и возможность вырваться из повседневности в новое и яркое пространство, а может быть, даже перенести кусочек этого литературного мира в свою жизнь.
«Не могу припомнить, чтобы мне за жизнь удавалось встретить парня с тыквой вместо головы, поучаствовать в кровавом жертвоприношении или пообщаться с умершим. Наша реальность серая и скучная, и только вера в то, что где-нибудь в тенях притаились чудища, делает ее хоть на сколько-то увлекательной».
Анастасия Гор, писательница
Иллюстрация к роману «Самайнтаун». Автор: Ольга Левина
Анастасия уверена, что истории о призраках не устареют никогда, потому что каждую из них можно рассказать по-своему:
«Я пишу в первую очередь для себя, а моя любовь к призракам, нежити и ужасам неисчерпаема, ведь у нее есть стороны, о которых многие не подозревают. Например, моя книга „Самайнтаун“ выворачивает классические тропы хорроров наизнанку и показывает, что даже страшные существа могут быть смешными. Чего только стоит королева фей, случайно открывающая своим возлюбленным голову в порыве страсти!»
Книги, которые стоит почитать, если вам нравятся «байки из склепа»
Мы, конечно, не могли вас оставить без этого мини-списка. И с удовольствием посоветуем книги, в которых вы обязательно встретите разного рода призраков и прочую нежить.
«Похоронное бюро „Хэйзел и Смит“. Египетский переполох», Мария Руднева
Лондон охвачен египтоманией: саркофаги, артефакты и древние тайны волнуют умы и... будоражат загробный мир. Вскрытие мумии приводит к череде мистических смертей, а распутывать дело придется гробовщикам Хэйзелу и Смиту.
«Сказания о мононоке», Анастасия Гор
В стране духов и древних заветов юная экзорцистка Кёко мечтает восстановить честь семьи — и для этого бросает вызов легендарному изгнаннику монстров. Ей придется пройти туда, куда боятся заглядывать даже мстительные духи.
«Темный двойник Корсакова. Оккультный детектив», Игорь Евдокимов
В Смоленске начинается серия жутких убийств с посланием, адресованным Владимиру Корсакову: «Блудный сын вернулся домой». Пытаясь понять, кто преступник, главный герой все ближе подбирается к тайне, которую он оставил в горах Болгарии, когда приобрел свой дар видеть мертвых и... потерял кое-что важное.
«Министерство мертвых. Невозможная принцесса», Ольга Пашнина
Во вселенной, полной темной магии, душа погибшей девушки получает второй шанс и становится угрозой самому порядку мироздания. Страж и принц теней должен остановить ее, но в итоге влюбляется. И это чувство пугает его сильнее смерти.
«Хозяйка старого дома», Лена Обухова
Юля с друзьями просто хотела повеселиться в старой усадьбе. Но они не знали, что нарушают границы потустороннего мира. В итоге одну из девушек находят мертвой, а сама Юля начинает ощущать чье-то жуткое присутствие. Теперь Хозяйка выбрала новую цель, и у Юли мало времени, чтобы понять, как остановить ее.
«Бес лести предан», Элиот Лилит
Алексей Аракчеев с детства видит бесов — существ, питающихся смертью и тьмой людских мыслей. Он становится защитником цесаревича, но служба оборачивается борьбой не только с врагами трона, но и с древним злом, которое затаилось в сердце Петербурга.
«Милые кости», Элис Сиболд
Сюзи Сэлмон было всего 14, когда ее убили. Теперь, наблюдая с небес, она видит, как ее семья рушится, а убийца живет безнаказанно. Между памятью, болью и надеждой Сюзи ищет покой, но может ли сердце, переставшее биться, все еще ждать справедливости?
Рейтинги