Встречи с авторами Подбор подарка
18 марта, 2025

Русские горки Эдуарда Веркина

Литературный критик Василий Владимирский — о феномене писателя

Русские горки Эдуарда Веркина

Мы, поклонники Эдуарда Веркина, — несчастные люди. Особенно те, кто начал собирать книги писателя не с самого начала, не с дебютных повестей 2004 года («Гонки на „Пчеле-убийце“», «Челюсти — гроза округи», «Пятно кровавой луны»), а несколько позже. С тех пор автор написал два десятка романов, почти четыре десятка повестей и бог знает сколько рассказов —далеко не все эти тексты переиздавались на бумаге, а иные днем с огнем не сыщешь и «в электронке». Причем не всегда это проходные, второстепенные вещи, с некоторыми хитами те же проблемы: исчезли бесследно, отыскать можно только случайно, у букинистов. Полное собрание сочинений, как ни бейся, не соберешь.

С другой стороны, тем, кто на протяжении этих двадцати лет исправно читал Веркина, ничего не пропуская, не легче. Писателю не сидится в одной нише, на одной теме, он скачет, как наскипидаренный. Только привыкнешь к Веркину «для среднего школьного возраста», а он уже перешел к хоррору для старших подростков («Страж водопоя», «Цвет страха» и т. д.).

Издания подростковых произведений Эдуарда Веркина

Привыкнешь к Веркину-фантазеру, — а он возьмет, да и напишет «Облачный полк», подчеркнуто реалистический роман о Великой Отечественной войне, отмеченный премиями имени Крапивина и «Книгуру» и вышедший в финал «Ясной Поляны». Привыкнешь к доброму сказочнику, — а он цинично вывернет наизнанку историю Кира Булычева о «девочке, с которой ничего не случится», покажет темное подбрюшье утопии («Звездолет с перебитым крылом»). И таких примеров не счесть.

Даже в рамках одного цикла жанр и адресат веркинского послания может меняться до неузнаваемости: скажем, пятикнижие «Хроники Страны Мечты» начинается с лихих приключений подростка-попаданца в вымышленном фантастическом мире — и постепенно трансформируется в замысловатую притчу с развернутой рефлексией по поводу двойственной природы творчества и нелегкой писательской судьбы (что, стоит напомнить, не помешало романам из этой пенталогии дважды завоевать премию «Заветная мечта»).

Остров Сахалин -46% Остров Сахалин Эдуард Веркин 592 ₽ 1096 ₽ -46% В корзину Контент 18+

Ну а в последние годы, когда Веркин наконец отошел от «литературы для юношества», вообще начались какие-то русские горки. В 2018-м вышла его книга «Остров Сахалин», не первый постапокалиптический роман писателя, но первый — сугубо для взрослой аудитории: совсем не добрая история о мире, пережившем зомби-апокалипсис, о людях, мечущихся по кругам ада, и о последнем оплоте цивилизации на планете, заполненной ходячими мертвецами.

cнарк снарк. Книга 1: Чагинск -33% cнарк снарк. Книга 1: Чагинск Эдуард Веркин 671 ₽ 1002 ₽ -33% В корзину

В 2022-м появился роман-эпопея «снарк снарк», огромный двухтомник на полторы тысячи страниц об обыденном абсурде русской провинции, — и сразу вышел в финал «Большой книги» и «Ясной Поляны». Ну а в 2025-м Веркин опубликовал научно-фантастическую «Сороку на виселице»: на страницах этой книги буквально распахивается портал из надежной, подчеркнуто рациональной вселенной «старой доброй советской фантастики» в сюрреалистическое юнгианское пространство навязчивых состояний и безумных фантазий.

Сорока на виселице -25% Сорока на виселице Эдуард Веркин 866 ₽ 1155 ₽ -25% В корзину

Писателя так и мотает из стороны в сторону, бросает от жанра к жанру, — а ведь, казалось бы, ничто не предвещало! И что прикажете делать постоянному читателю? Остается каждый раз перестраиваться вслед за автором, обживаться в новых декорациях, пересобирать образ Веркина у себя в голове.

Сам Эдуард Николаевич, надо сказать, совсем не помогает нам с выбором единственно верного пути. В его романах и повестях, даже подростковых, нет дидактики, нет вкрадчивого закадрового голоса, который нежно шепчет в ушко: «Вот это правильно, это хорошо, так и надо поступать, — а так делать нельзя ни в коем случае, фу, бяка». Писатель обходится без поучений, нотаций и наставлений — такое ощущение, что это его главное творческое кредо. Читатель вынужден сам расставлять акценты, разбираться, что такое хорошо и что такое плохо, и никто не подбросит шпаргалку с правильными ответами — что, безусловно, тревожит.

Читайте также: «Сорока на виселице»: 10 цитат из нового романа Эдуарда Веркина «Сорока на виселице»: 10 цитат из нового романа Эдуарда Веркина

Зато в книгах Веркина полно шатких теорий, противоречивых версий и ненадежных рассказчиков, а также внезапных отступлений и многостраничных диалогов на отвлеченные темы, особенно в романах для взрослых. Но и в условно-подростковых повестях такого добра, если приглядеться, с избытком, достаточно вспомнить «ЧЯП», отмеченный премией «Новые горизонты». Излагает ли веркинский герой-повествователь достоверные факты, сознательно ли водит читателя за нос или сам становится жертвой когнитивных искажений, — об этом нам никто не расскажет, никто не намекнет. Верность наших собственных догадок автор не подтвердит и не опровергнет — в лучшем случае аккуратно обыграет самые безумные фанатские теории в следующем романе. Ну не вредительство ли, в самом деле?!

Читайте также: «Сорока на виселице» Эдуарда Веркина: 5 причин прочитать роман «Сорока на виселице» Эдуарда Веркина: 5 причин прочитать роман

Шутки шутками, но в этом, вероятно, и состоит суть феномена (или, если хотите, рецепт успеха) писателя Эдуарда Веркина. Избыточность, предельное жанровое разнообразие, ненавязчивость, максимальная открытость для самых экстравагантных, даже диких интерпретаций, — если суммировать, все это дает необычайную свободу выбора. Кого любить, а кого ненавидеть, с кем из героев яростно спорить, а с кем молча соглашаться, в какие «теории заговора» поверить, а в каких усомниться, в конце концов, какие книги Веркина читать обязательно, а какие скрепя сердце пропустить — решаем сами, на свой страх и риск.

Лучше бы, конечно, не пропускать никакие: почти все романы и повести автора связаны, иные на сюжетном уровне, другие на уровне общих тем, мотивов, типажей. Можно зевнуть важную подсказку или целый эпизод из жизни героя, не заметить явную аналогию, очевидную параллель, выпасть из контекста, который многое проясняет. Но и отказ от необходимости вникать в детали, копаться в обширном корпусе текстов, искать совпадения и, простите за выражение, синхронности — тоже одно из проявлений свободы выбора.

Можно и так, почему нет.

Эдуард Николаевич, думаю, не обидится. А если и обидится — с загадочным видом промолчит и заварит чагу.


Василий Владимирский, редактор, книжный обозреватель, ведущий подкаста «ФантКаст».

Книги по теме
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 81898 книг
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 81898 книг

Комментарии

Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь и заполните информацию в разделе «Личные данные»
Написать комментарий
Написать комментарий
Спасибо!
Ваш комментарий отправлен на проверку и будет опубликован в течение 5 дней при условии успешной модерации