В начале июля на «Кинопоиске» стартовала премьера сериала «Этерна». В его основу лег фэнтезийный цикл Веры Камши «Отблески Этерны». Мы поговорили с писательницей об экранизации, источниках авторского вдохновения, персонажах и вселенной Кэртианы.
С чего началась история «Отблесков Этерны»? Был ли изначально замысел именно цикла? Вы писали первую книгу «Красное на красном» с заделом на экранизацию?
История началась как раз с пары написанных «в стол» повестей о том, как в землю Кэртианы были брошены пресловутые «зубы дракона», давшие обильные всходы в основном цикле. «Пламя Этерны» уводит в седую древность, во многом сопоставимую с земной Античностью, «Талигойская баллада» — аналог земного Средневековья, «Красное на красном» и далее — условный XVII век. Ни о каком цикле я не думала и вообще собиралась заняться совершенно другим, как нынче выражаются, проектом.
-15% Красное на красном 1699 ₽ 2005 ₽ Купить в ЧГ
«Красное на красном» было написано стремительно и, можно сказать, случайно. То, что в итоге меня затянет в двадцатилетнюю воронку, я и помыслить не могла. Ни о какой экранизации, само собой, не думалось, хотя определенный «знак судеб» при желании углядеть можно — «боевка» в первых двух книгах сделана с подачи Александра Домогарова, за что я его честно и поблагодарила в посвящении. Никакой другой связи с кино не было.
Вдохновлялись ли вы конкретными историческими эпохами или персонажами при создании мира?
Я всегда стараюсь придерживаться исторических реалий, но Кэртиана (основной мир «Отблесков Этерны») не является калькой Земли соответствующих эпох, там имеются существенные расхождения, обусловленные логикой мира. Что до персонажей, то завуалированных «портретов» конкретных исторических личностей (как в «Хрониках Арции» фигуранты Войны Роз или в «К вящей славе человеческой» — Игнатий Лойола) в цикле нет. Но есть герои, с поправкой на сюжет и местную специфику идущие тем же путем, что и земные полководцы/политики.
К примеру, герцог Алва в Фельпе принимает решения, сходные с решениями спартанского полководца Гилиппа, который прибыл на помощь Сиракузам, осажденным войсками Афинского морского союза. Правда, в реальности Гилипп (согласно Фукидиду) на глазах у афинян построил перпендикулярно их неоконченной осадной стене свою, но это было бы слишком фантастично. Не осведомленные о Пелопонесской войне читатели в такое просто бы не поверили, потому у меня стена существует изначально, Алва же просто дополняет ее искусственным обвалом.
А в литературе? Какое произведение или автор оказали наибольшее влияние на становление вас как писателя?
Тем, что я стала писать именно фэнтези и издаваться в «Эксмо», я обязана Нику Перумову, который меня подбил на это дело и без моего ведома отослал первый роман в издательство. Но, думаю, писать бы я все равно стала, только начала бы, скорее всего, с детективов в историческом антураже и с немалой долей пародии. Возможно, потом я бы и на исторический роман замахнулась, и до исторического фэнтези бы дошла, но получилось как получилось.
-15% От войны до войны 1899 ₽ 2241 ₽ Купить в ЧГ
Что до чисто литературного влияния, то фантастику я и сейчас-то знаю не слишком хорошо, а когда начинала, была и вовсе от нее страшно далека, хотя другую литературу читала взахлеб. Я была тем самым «книжным ребенком» из песни Высоцкого, читанные в детстве книги и сделали меня и как человека, и как автора. Тому, что я пишу сейчас, пожалуй, созвучней всего «Россия молодая» Юрия Германа, «Великий Моурави» Анны Антоновской, «Потоп» Генрика Сенкевича, «Звезды Эгера» Гезы Гардони, «Фаворит» Владимира Пикуля, «Черный замок Ольшанский» Владимира Короткевича и так далее, хотя самая главная для меня книга — «Живые и мертвые» Константина Симонова.
Как вы создавали персонажей, таких как Ричард Окделл и Рокэ Алва? Какие черты характеров были для вас наиболее важными при создании героев?
На такой вопрос парой фраз и не ответить. Начну с того, что мир «Отблесков Этерны» во многом построен на эллинской основе, соответственно, в центре повествования — герои в прямом, эллинском смысле этого слова. То есть смертные, в жилах которых течет какая-то часть божественной крови. В древнегреческой традиции герои щедро одарены физически и хороши собой, но судьба их, как правило, не щадит. По сути, они самим фактом своего рождения обречены на тяжелейший выбор и испытания, которые и пройти почти невозможно, и не пройти нельзя. В моем цикле те, кого называют «эориями», и являются такими героями, потомками создателей этого мира. Именно на них, как на тех атлантах, и держится мир Кэртианы. Правда, ни они сами, ни их окружение этого не знают, просто их вроде бы личный выбор либо дает миру шанс, либо толкает его к гибели. Это что касается фантэлемента, теперь о конкретных персонажах.
Лик Победы 249 ₽ На Литрес
Говорить о Ричарде Окделле нужно в паре не столько с Алвой, сколько с Робером Эпинэ, поскольку их истории начинаются похоже. Оба эории и последние мужчины в своем роду. Оба по факту принадлежности к своим семьям оказываются в стане врагов правящей в Талиге династии, причем Робер к началу книги успел принять участие в военном мятеже и оказаться в эмиграции. Обоих судьба сводит с защитником Талига герцогом Алва. Обоим раз за разом предстоит выбирать из двух, трех, множества зол. В итоге один «атлант» встает рядом с Алвой, а второй — «расправляет плечи», и небо для оставшихся становится на четверть тяжелее.
В самом начале издательство поставило передо мной задачу: книга должна быть написана в западноевропейской эстетике и при этом герои и мир не должны повторять «Хроники Арции». В «Хрониках Арции» репортерами являлись ключевые игроки, поэтому расклад читателю сразу становился ясен. Первые книги «Отблесков Этерны» идут от лица героев, которые не только мало понимают в происходящем, но и склонны верить манипуляторам. Подобный прием любят авторы детективов, в фэнтези Ватсоны и Гастингсы в качестве репортеров встречаются нечасто. Я это обстоятельство не учла, в итоге многие читатели приняли то вранье, которое повторяли Ричард и Робер, за чистую монету, но тут уж ничего не поделаешь, книга написана.
Что до Алвы, то с ним была другая проблема. В нашем мире личностей такого масштаба показывать подробно не обязательно. Упомяни Александра Македонского, Чингисхана, Генриха Четвертого, Наполеона — и готово. Читатель сразу представит и эпоху, и расклад, после чего можно спокойно заниматься другими персонажами. В выдуманном мире подобного человека мало обозначить, его надо показать так, чтобы было понятно: этот герой соответствует своей репутации. Ну а «испанцем», то есть, конечно же, соберано Кэналлоа, он стал в развитие «Талигойской баллады» и потому, что это подчеркивало и его необычность, и особый статус.
-15% Из глубин 1999 ₽ 2359 ₽ Купить в ЧГ
Испанской культурой я увлеклась еще в школе, а в бытность журналисткой мне довелось брать интервью у Луиса Ройо. Среди прочего, мы обсудили начатую еще Глинкой тему сходства русских и испанцев: отношение тех и других к жизни, любви и смерти и соответствующую символику, хорошо известную ценителям испанской поэзии. Отсюда и неотъемлемые атрибуты Ворона — клинок, гитара и вороной конь.
Общение с поклонниками — важная составляющая жизни любого автора. Насколько сильно влияет мнение читателей на вашу работу? И прибавилось ли в полку ваших фанатов после выхода сериала?
Рано пока подсчитывать. После пилота новые люди в группе точно появились, но я такие вещи просто не отслеживаю. Пишу-то я для себя и своих друзей, хотя, конечно, рада, когда это становится нужным и интересным кому-то еще. С читателями я общаюсь не слишком много, главным образом — в своей группе, иначе просто не останется времени ни на книги, ни на жизнь. Раньше, по неопытности, я пыталась что-то объяснять, доказывать, убеждать, теперь просто иду своей дорогой. Кому-то это нравится, кому-то — нет, но всем угодить нельзя, да и не нужно. К тому же читатели реагируют на готовые книги, когда работа уже сделана и поезд ушел. У меня есть около десятка бета-тестеров, которые читают промежуточные варианты и высказывают свое мнение, иногда очень жестко высказывают. Иногда я соглашаюсь, иногда — нет, но после такого зверского тестинга я в себе и в книге уверена.
-15% Яд минувшего 1899 ₽ 2241 ₽ Купить в ЧГ
Тем не менее должна сказать, что однажды читатели на меня и впрямь повлияли судьбоносно. В 2014-м у меня просто руки опустились, и я решила, что хватит фэнтези. Вообще хватит. Тогда-то на меня несколько читателей и насело, убедив, что люди ждут и надо продолжать. Одному из них (к несчастью, в нашем мире его больше нет) посвящена недавняя повесть «Ветер Каделы». Так тоже бывает.
Какие советы вы могли бы дать начинающим писателям, мечтающим об экранизации своих работ?
Процитирую Булгакова: «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!» Только, соглашаясь на предложенное, надо иметь в виду неизбежность компромиссов и понимать, что идеал недостижим и кино пока еще дело коллективное, его можно поднять только сообща.
Увлечение, которое поддерживает вашу творческую энергию столько лет?
Никогда о таком не задумывалась, как жила, так и живу со всеми своими друзьями, делами, потерями, находками, книжками и кошками. По всему получается, что «мою творческую энергию» поддерживает просто Жизнь. Как и одного из самых моих любимых литературных персонажей — соловьевского Ходжу Насреддина.
Рейтинги