1 сентября дети разных возрастов снова сели за парты, а их родители разделились на два лагеря. Одни в социальных сетях радуются букетам, линейкам (там, где их разрешили) и хотя бы нескольким часам свободы от школьников, другие сетуют на программу, которая не дает современному ребенку достаточных знаний и отбивает любовь к учению.
Досталось и литературному канону. Разбираемся, в чем его проблемы.
Несуразность
10 июля в Закон об образовании были внесены поправки, которые предусматривают использование школами так называемой «примерной рабочей программы» — нового документа с перечнем школьной литературы. Школам предлагается на добровольных началах опробовать программу и предоставить федеральным чиновникам список учебных организаций, которые взяли ее на вооружение. Не исключено, что региональные управленцы кинутся исполнять это поручение сломя голову и соревнуясь в количестве. Таким образом весьма спорная программа из «примерной» может превратиться в официальную.
В основе своей этот документ повторяет список 2017 года, часто критикуемый за жесткую и необоснованную привязку конкретных произведений к годам обучения, наличие «деревенской прозы», которая не интересна детям, и современной литературы.
-17% Капитанская дочка Твердый переплет 499 ₽ 599 ₽ -17% Добавить в корзину
Председатель Гильдии словесников Антон Скулачев заметил, что лирическую «Капитанскую дочку» разработчики документа предлагают проходить на восьмом году обучения, а более жестокого и неоднозначного «Тараса Бульбу» — на седьмом. С «Илиадой» или «Одиссеей» предлагается познакомиться уже в 6 классе, а через год прочесть «Поучение Владимира Мономаха».
Сексизм
Литературный критик Егор Михайлов пеняет на андроцентризм школьной программы. 95% авторов в ней — мужчины, и проблемы в этом не видят ни учителя, ни школьники, ни их родители. Поэтому из года в год юноши и девушки повторяют «Коня на скаку остановит, / В горящую избу войдет», даже не замечая, что самим женщинам слова как не давали, так и не дают.
По словам Михайлова, программа создает впечатление, что до появления Марины Цветаевой и Анны Ахматовой женщины вообще писать не умели. Причем не только в России. Так, стандарт подразумевает изучение романов Джека Лондона и Роберта Льюиса Стивенсона, но о важном полемическом тексте Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» авторы поправок будто и не слышали. Джейн Остен или сестер Бронте в документе тоже нет. Что уж говорить о менее известных широкому читателю Надежде Дуровой, Надежде Тэффи или Марко Вовчок?
«...базовые знания о русскоязычной литературе выносятся именно из школы — и, как правило, не сильно изменяются после. Дуб — дерево, роза — цветок, поэт — Пушкин: сексистская культура порождает сексистскую школьную программу, а та неизбежно закрепляет сексистские стереотипы в головах выпускников и выпускниц».
Егор Михайлов
Франкенштейн, или Современный Прометей Мягкая обложка
Отрыв от современности
Большинство канонических текстов было написано 150 — 200 лет назад. Герои такой литературы — преимущественно помещики и разночинцы, не имеющие ничего общего с современными подростками. Многие произведения написаны взрослыми для взрослых, и это надо понимать, прежде чем винить ребенка в отсутствии интереса к чтению. В эпоху стремительных перемен школьнику непросто понять коллизию «Мертвых душ» и оценить юмор Пушкина в «Евгении Онегине». Настоящие трагедии крепостных крестьян или уходящих на каторгу декабристов для них могут так и остаться просто строчками в книге.
«Текстов очень много — больше, чем можно осмысленно прочитать, и в основном это XIX век: крестьянские дети, незнакомые современным школьникам реалии», — сетует Антон Скулачев.
Примерная программа допускает изучение современных авторов, но, по словам писательницы Ирины Лукьяновой, их наличие вызвало в чиновничьих кругах ропот недоверия: а вдруг эти литераторы не тех политических взглядов!
Евгений Онегин Электронная книга 619 ₽ На Литрес
Невероятные объемы
Есть и хорошие новости: сами школьники не видят ничего плохого в разрыве эпох. По данным социолога Любови Борусяк, 57% опрошенных ею подростков считают классику по-прежнему актуальной и вдохновляющей на саморазвитие. Вот только читают книги на самом деле немногие.
В своих исследованиях Борусяк показывает, что 65% учащихся утвердительно ответили на вопрос «Случалось ли вам вместо чтения этих книг (книг из школьной программы: прим. ред.) знакомиться с их кратким изложением или смотреть их экранизации, слушать аудиокниги?» В самих аудиокнигах, по мнению эксперта, нет ничего плохого, и вопрос о том, считать ли их полноценным чтением, зависит от договоренности.
Однако проблема налицо: дети просто не могут освоить всю школьную программу, и за три месяца лета они прочитывают, например, «Войну и мир», но не в комплекте с другими книгами. Нехватка времени приводит к тому, что в конце обучения школьники не способны отрефлексировать свои чувства и эмоции по поводу прочитанного.
«Дело в том, что в начальном и среднем звене, где проходят небольшие по объему произведения, большинство детей читают. А вот в старших классах школьную программу по литературе, по моим опросам, в полном объеме читает менее 10% учеников, а больше половины осиливает только отдельные произведения».
Любовь Борусяк, «Диктат классики приводит к непониманию современности»
Впрочем, понять произведения литературного канона именно в школе едва ли возможно. И это учителя и педагоги должны это осознавать. Единственный способ по-настоящему освоить классику — это вернуться к ней, будучи взрослым.