Ошибка издательста
Судя по ознакомительному фрагменту, название книги и аннотация книги относятся к "Допустимой погрешности", а текст - это роман "Допустимый ущерб" Чингиза Абдуллаева.
Судя по ознакомительному фрагменту, название книги и аннотация книги относятся к "Допустимой погрешности", а текст - это роман "Допустимый ущерб" Чингиза Абдуллаева.
У Дронго в последних романах - одна и та же дилемма: богатеньких "новых русских" он не любит (как и автор), но почему-то с заказами на расследования к нему обращаются одни только олигархи. Видать, расценки у доброго Дронго такие, что обычные люди не смеют его беспокоить... А расследование темных дел русских олигархов каждый раз заканчивается тем, что Дронго обличает преступника, а потом намекает заказчику, что он и сам - не моральная личность. Определенно надо посоветовать Дронго поберечь нервы, плюнуть на крупные гонорары и переключиться на помощь более приличным людям. Да только его автор общается, видимо, всё больше с теми самыми олигархами, а потому их жизнь знает куда лучше, чем проблемы обычных россиян.
Очередной роман про Дронго не блестящ, но имеет интересные сюжетные повороты. В убийстве арабского олигарха подозревают крупных врагов, а отравителем окажется маленький человек с мелкими (по меркам убитого олигарха) денежными проблемами. Обычно новые книги Абдуллаева я, прочитав, сдаю обратно в магазин или меняю на "Лабиринте", но эту всё же решил оставить. Не блеск, но и не мрак.
Когда в последние годы я читаю романы Абдуллаева про знаменитого сыщика-аналитика Дронго, то заранее предчувствую, что качество будет глубоко так себе, и обычно предчувствия меня не обманывают. Но иногда бывают приятные ошибки. Вот конкретно эта книга производит хорошее впечатление. Дронго здесь расследует трагедию, связанной с событиями давно минувшей войны в Чечне, где одни погибали, а другие получали за это деньги. И главным злодеем окажутся не чеченские бандиты, а те, кто "продавал" своих товарищей. Роман не блестящий, у "раннего" Абдуллаева часто получалось сильнее, но определенно хороший, выше "среднероссийского" уровня. Есть еще у Абдуллаева порох в пороховницах! Почаще бы он его доставал...
Этот триилер, впервые опубликованный лет 15 назад, я считаю одним из лучших произведений Абдуллаева. Автор, видимо, тоже так считал, поэтому решил сделать главным героем не обычного Дронго, а... самого себя. Главного положительного персонажа этой книги зовут Тенгиз Абуладзе, почти как Чингиза Абдуллаева. Кажется, больше Абдуллаев своё "альтер эго" в свои романы никогда не вводил. Роман с удовольствием читается и сейчас: стремительные события, схватки/перестрелки, а главными злодеями окажутся генералы, готовые "играть" биологическим оружием, чтобы достроить личную дачу. Увы, об этом можно было бы написать и в наши дни. Только Абдуллаев давно уже ТАК не пишет.
Нестандартная для Абдуллаева книга, написанная про политиков и бандитов не России, а соседней Украины. Помнится, впервые она была опубликована, когда у соседей в очередной раз «бодались» антироссийские (киевские) либералы и пророссийские (донецкие) государственники. В книге Абдуллаева, понятное дело, донецкий политик показан как положительный персонаж с непростой судьбой, которому уготовано спасать нацию. Лично у меня есть ощущение, что Абдуллаев «зашифровал» в этой книге реальных персонажей, но поскольку я не слишком хорошо знаю персонажей украинской истории последних лет, то для меня «легенда» этой книги остается неразгаданной. Можно ее, конечно, воспринимать просто как политический триллер средней руки…
В последних романах Абдуллаева героический Дронго ведёт себя почти как Эркюль Пуаро: всех расспросил, поработал серыми клеточками, созвал всех, обличил злодея, сорвал аплодисменты. Между тем изначально сериал про Дронго был скорее триллером, чем детективом, т.е. главный герой не только разгадывал загадки, но и активно бегал/дрался/стрелял. Конкретно в этом романе экс-интерполовцу предстоит спасти сразу троих президентов – российского, армянского и азербайджанского: во время встречи президентов на них планируется покушение. Этот роман написан где-то в середине 1990-х, когда Абдуллаев писал еще весьма неплохо, поэтому и сейчас его можно читать с изрядным интересом.
Кроме длинного-предлинного сериала про великого сыщика-аналитика Дронго у Абдуллаева есть более короткая серия про Марину Чернышеву, офицера советской/российской разведки. Этот роман – самый лучший в этой серии. Наша Марина едет в Германию восстанавливать контакты с внедренными еще в советские времена агентами штази. Самым интересным в этой книге является именно рассказ об этих агентах, которые изрядно искалечили жизнь не только себе, но и окружающим. Жизнь разведчика показана не как приключение a la Джеймс Бонд или постоянный подвиг a la Штирлиц, а скорее как постоянный компромисс между служебным долгом и обычной совестью. Эта книга была написана Абдуллаевым, кажется, лет 10-15 назад, нынешний Абдуллаев редко пишет так хорошо.
Книга для Абдуллаева, казалось бы, очень странная: ведь он пишет о современных шпионских и бандитских «разборках», а тут – история заговора Каталины в Древнем Риме. Похоже, что этот роман есть своеобразная «проба пера»: когда Абдуллаев решил податься из отставных разведчиков в популярные писатели, то он решил «набить руку», оттачивая стиль на изложении заданного сюжета. Получилось весьма недурно! Персонажи яркие и колоритные, изложение политических «разборок» позволяет чётко заявлять личную моральную позицию, обличая негодяев по обе «стороны баррикад», фактура тоже не общеизвестная. Выработав авторский стиль, в дальнейшем Абдуллаев к цицеронам и цезарям уже не возвращался. С учетом того, что в последние годы у Абдуллаева явственно заметен «кризис жанра» (сюжеты стали шаблоннее, суждения – слишком морализаторскими, стиль изложения – бесцветным), ему есть прямой резон снова погрузиться в Древний Рим и поучиться «чаще поворачивать стиль».
Этот роман у Абдуллаева относится к тому давно прошедшему времени, когда его любимый Дронго еще был более-менее живым персонажем, а не ходячим манекеном, как в произведениях последних лет. И с фантазией у тогдашнего Абдуллаева было весьма недурно. Этот роман немного напоминает конспирологические истории Ладлэма – тут тоже сюжет связан с «масонским заговором». Реалистичность такого заговора, безусловно, вызывает сомнения, но вот в историю композитора, которого ценят не за музыку, а как «агента влияния», - веришь. Да, сейчас Абдуллаев так уже не пишет… Впрочем, «не говори с тоской – их нет…»
В предыдущих книгах великому сыщику Дронго приходилось ловить злодейских маньяков за рубежом, на фоне всяких Венеций и других красивых мест. Теперь Абдуллаев решил заставить своего героя ловить маньяка в России. Первый роман трилогии о том Дронго с коллегами вылавливал сексуального маньяка-убийцу получился откровенно вымученным. Роман начинается с того, что некий гениальный ученый предсказывает на основе «чисто научных» методов появление нового чикатилы, и он, конечно, вскоре появляется. Такие предсказания пахнут чем-то паранаучным. А потом изображенный Абдуллаевым ученый начинает доказывать (на нескольких страницах) влияние имени человека на его характер. А потом он к тому же заявляет, что пойманные маньяки живут в тюрьмах «в среднем не более 10 лет, и это – предельный максимум». М-да… Новой книге Абдуллаева не хватило, как минимум, внимательного редактора, а как максимум – мусорного ведра.
Новое расследование поднадоевшего суперрасследователя Дронго в очередной раз можно оценить где-то между троечкой и четвёрочкой. Абдуллаев, как обычно в «дронгоидных» романах, использует метод a la Агата Кристи: детектив-консультант поочередно встречается с каждым из участников событий, а в финале собирает их всех вместе, чтобы назвать злодея, объяснить ход своих гениальных мыслей и скромно принять нескромные поздравления. Официальная полиция при этом, понятное дело, вставляет гениальному сыщику палки в колёса, но в финале садится в лужу. Поскольку речь идет о преступлении с предположительно политическими мотивами, то Дронго временами начинает читать окружающим мини-лекции о балканских политических делах, будто балканцы сами о них не знают. Видимо, для читателей такой ликбез полезен, но выглядит он уж слишком нарочито. Сконструированная автором политическая подоплёка сюжета (с убийством окажутся связаны неназванные западные враги Сербии и всего миролюбивого человечества) вообще заставляет припомнить советские времена. Эх, Чингиз Акифович…
Продолжение "Удара бумеранга" получилось несколько лучше начала. Если в первой книге трилогии великий Дронго в основном знакомился с обстоятельствами дела, то во второй он, наконец, берется за работу и довольно быстро находит злодейского маньяка. Справедливости ради, злодей сам ему подыграл, начав с сыщиком переписку по Интернету. Маньяки они такие, непредсказуемые - то хитроумно продумывают очередное убийство, то буквально лезут в руки охотящемуся на него сыщику. Для читателей, которым расследования Дронго несколько поднадоели, дополнительной приманкой является желтая полоска на обложке книги: пусть книга так себе, но купил таких с десяток, и можно дарить любимой девушке халявный косметический набор. Так что жертва читателя в пользу многопишущего автора частично возмещается скромным призом. Такой вот "Синдром жертвы".
Подавляющая часть романов Абдуллаева являются сюжетно завершенными, но время от времени он сочиняет трилогии. В одних случаях ему удается придумать интересный длинный сюжет (про покушение на российского Президента, про поиск маньяка-убийцы по всей Европе), но в других случаях получается откровенная "тянучка". Трилогия, начатая "Ударом бумеранга", - это откровенный пример "тянучки": сюжет вполне укладывается в одну книгу, но автор растягивает его на три книжки. Скажем, описание предсказания появления нового маньяка является абсолютно лишним. Почти половину книги занимает описание жизни будущего маньяка - в силу каких причин он, бедный, начал насиловать и убивать. Поймают этого злодея только в следующем романе, "Синдром жертвы". Странно как-то издавать такую книгу в серии "Современный русский шпионский роман" - и автор не совсем русский, и роман совсем не шпионский.
В длящейся уже почти четверть века серии романов про гениальнейшего детектива-аналитика Дронго был длинный период, когда в каждом романе автор как бы мимоходом упоминал, от какой фирмы у нашего Дронго ремень на брюках и каким парфюмом он душится. Потом автору, видимо, намекнули, что плейсмент - дело денежное, но такое женственное внимание персонажа к деталям своей внешности плохо вяжется с имиджем мужественного литературного героя. Теперь Абдуллаев эксплуатирует новую плейсментовую подработку: в книгах последних лет волей автора Дронго мечется по всему свету (Монте-Карло, Майорка, французская Полинезия, курорт Турции…), что позволяет Абдуллаеву как бы мимоходом рекламировать всякие туристические достопримечательности. Конкретно в этом романе Дронго вместе с женой занесло под Новый год в Вену в отель «Мариотт», а рядышком в очередной раз зарезали богатенького российского буржуя. Налицо - законный повод описать и достопримечательности Вены, и "Мариотт" впридачу. Сюжет, увы, довольно предсказуемый: к финалу наш гениальный сыщик найдет злодея, которым окажется кто-то из ближайшего окружения убитого. Ведь наши предприниматели, если верить Абдуллаеву, и сами почти поголовно злодеи, и около себя держат в основном аморальных личностей. В целом роман получился, как чаще всего у Абдуллаева в последние годы, довольно средненький, для одноразового чтения.
Абдуллаев пишет удивительно много – впору заподозрить, что под его именем работает целая фабрика литературных «негров». В пользу этой гипотезы свидетельствует не только тематическая широта (от исторического романа до детектива и триллера), но и странная разнокачественность. Серия про аналитическое агентство «Миллениум», которое за деньги почти законно организует почти всё что угодно, показалась мне на фоне прочей «абдуллаевщины» наиболее слабой. С одной стороны, фирменным знаком автора является гиперкритическое отношение к нашим буржуинам и их приспешникам, и этого добра в «Плутократах» полно. С другой стороны, кроме этого самого отношения чего-то другого в «Плутократах» мне обнаружить не удалось. Когда понимаешь, что все персонажи – негодяи и мерзавцы, то книгу просто не хочется дочитывать до конца.
В «Пути воина» наш знаменитый сыщик-аналитик расследует преступление аж в самой Стране восходящего солнца. Попытка совместить традиционный детектив с рассказом об особенностях японского бизнеса и культуры получилась, на мой взгляд, довольно успешной. Автор придумал такой сюжет, который «работает», пожалуй, только на японском материале. Хотя впервые этот роман опубликован, помнится, не то 5, не то 10 лет назад, его заслуженно переиздают до сих пор.
Обычно в романах последних лет знаменитый эксперт-криминалист Дронго занимается расследованием чисто уголовных дел, но в этом романе снова «пахнет» политикой. Автор смог найти любопытный сюжет, помогающий читателю понять хитросплетения современного «столкновения цивилизаций», за которым нередко скрываются примитивно-корыстные интересы отдельных людей. Роман получился, на мой взгляд, нестандартным и вполне хорошим, хотя и не блестящим.
Абдуллаев пишет в основном «мужские» романы, но изредка встречаются у него и романы, где главный персонаж – представитель прекрасной половины человечества. Правда, пишет он исключительно про мужественных женщин, которые заткнут за пояс многих мужчин. Серия произведений про Марину Чернышеву, полковника спецслужб, - яркий тому пример. Правда, конкретно этот роман запоминается не образом дамы-«чекистки», а образом российского олигарха, в окружение которого она внедряется. Абдуллаев обычно показывает «новых русских» людьми морально несостоятельными и достойными презрения, но тут он попытался проявить объективность, и это ему, пожалуй, удалось. Прообразом теневого координатора бизнеса и мафии являются, видимо, личности типа Березовского. Автор интересно показывает, что подобные личности обладают яркой харизматичностью, а их нелегальная деятельность в определенной степени полезна для страны. Жаль, что в более поздних романах Абдуллаев «скатился» к более упрощенному изображению богатеньких «новых русских».
Еще один роман не о Дронго и снова, как не странно, вполне приличный. Видимо, Абдуллаеву уже не раз говорили, что его книги последних лет как-то напоминают стародавние романы Агаты Кристи, и он решил, в пику критикам, написать детектив, одновременно и похожий, и непохожий на Кристи. Героиней этого детектива будет немолодая незамужняя женщина, которую по ходу дела сравнивают со знаменитой мисс Марпл. Но сюжет получился вполне оригинальным, сильно отличающимся от «марплоидных» детективов. Мисс Марпл расследовала дела других людей, а нашей русской дай бог спасти свою жизнь. Любопытно, что если наших «новых русских» Абдуллаев изображает, как правило, аморальными личностями, то к зарубежным миллионерам он «классовой ненависти» не испытывает. Вот и тут – покушаться на русскую «миску» будет проходимец, изображающий богатого человека, а спасти жизнь ей поможет «интеллигентный, добрый и порядочный» миллиардер Арчи.