К этой книге я подступала два раза. Оба раза убирала обратно на полку, даже не открыв. Не время.
В начале недели я ее прочитала за два дня. Просто все сошлось - текст и настроение. А вернее душевное состояние идеально легко на книгу.
В этом сборнике пять произведений. Они не связаны персонажами, но связаны надеждой на появление солнце. Внутри.
Да, это печальные истории, но с надеждой на будущее. Где-то меня разрывало от безнадежности, от тоски, жалости, непонимания. Где-то от какой-то слишком идеальности.
Но несмотря на то, что сквозной линией шло безразличие (от родных, близких), у читателя возникает ощущение что люди найдут свое тепло. Ведь им это просто необходимо.
После этой книги начинаешь думать о том, что для тебя действительно важно. Может пора прекратить ссориться с соседом? А лишний раз поговорить с ребенком и спросить как у него дела? А может просто посмотреть фильм?
Жизнь. Люди. Вера в лучшее.
Отзывы на книги автора Аверина Мария Александровна
Невероятная искренность автора делают текст родным и близким, а семью маленькой девочки, от лица которой ведётся повествование, своей семьёй! Замечательный, яркий, акварельный язык, удивительная и точная прорисовка персонажей, вещность и описание деталей - все это оживляет книгу, ты просто погружаешься в эту атмосферу 90-х и живешь, проживаешь, перепроживаешь! Спасибо! !Книга превзошла все ожидания!!!
Эта история про маленькую девочку (собирательный образ) родившуюся в конце 80, начале 90-х годов. И про тех, кто не только застал тот период, но и просто был ребёнком, носил варежки на резинках, катался на санках, кормил котят на улице, просил игрушку у мамы или папы, любил горки и мороженое, а ещё, всех-всех, потому что все дети чистые, светлые, любящие!
Это не просто книга или роман, это - История невероятной силы и глубины, история радости и огорчений, побед и поражений, история нашей страны, спасаемой Богом, потому что люди в этой стране, в нашей стране, добрые, любящие, искренние, готовые на все ради своих детей и внуков.
Эту книгу хочется читать и перечитывать, на столько она легко, искренне и живо написана. Пока читала, мурашки по коже, так это написано, великолепно!
Моя оценка 20 из 10
Книга полюбилась с первых строк и никого не оставит равнодушным!
Спасибо автору за теплоту и сердечность с которой эта книга написана!
Впечатляющая драма не просто об отдельно взятых людях, а обо всех нас, о нашей многострадальной России, о всех кто попал под каток обстоятельств 90-х, кто пережил режим, те страшные годы, когда все стало дозволено.
Написано легко и образно, глубокая, качественная, классическая проза. Роман затягивает и его не возможно не дочитать.
Такую книгу не стыдно подарить.
Контур человека: мир под столом
Современный читатель в основной своей массе крайне тороплив. Поглощенный занимательностью сюжета – а в почти извращенной причудливости его ходов сегодня, по большей части, и заключается основное содержание современной литературы! – он жадно переворачивает страницу за страницей в надежде узнать, наконец: «кто убил?», «женится он на ней или нет?», «победит ли светлая Сила темную Силу?» и т.д. и т.п., все в том же духе.
Любителям подобного времяпрепровождения новую книгу молодого автора Марии Авериной «Контур человека: мир под столом», только-только изданную «ЭКСМО», рекомендовать вряд ли стоит. Он отчетливо заскучает, поскольку нет тут ни «брутальных» героев, ни эффектных событийных головоломок, ни всесжигающей иронии, ни занимательного, захватывающего сюжета. Более того, сюжета в его нынешнем понимании, совсем нет! Просто маленькая Маша, родившись в России на излете ХХ века, с неподдельным изумлением рассматривает тот мир, в который волей Бога и Судьбы она попала и с совершенно детской непосредственностью излагает нам свои впечатления.
В то же время книга М. Авериной – своеобразная «шкатулка с секретом», ключ от которой найдется только у вдумчивого, терпеливого читателя, в согласии со знаменитым Питером Бруком, ценящего в искусстве прежде всего способность невидимое сделать видимыми, т.е. у того, кто привык извлекать из текста смысл. Ведь кажущиеся главными героями романа - сама Маша, и ее любимая Бабушка, за чью руку во всех перипетиях будней России конца ХХ века так крепко держится маленькая рассказчица, на самом деле у автора такие же рядовые персонажи, как и множество других лиц и судеб, населяющих страницы этой книги. Время – вот подлинный главный герой, тот самый великий «невидимка», кого никто никогда не видел «в лицо», но чье присутствие мы ощущаем, рассматривая костюмы, в которое Оно рядится, маски, которое Оно примеряет, декорации, в которых Оно разворачивается и события, в которых Оно себя проявляет. И если читать роман без суеты, вслушиваясь в текст и, главное - в те собственные, глубоко-личные чувства, которые он пробуждает, то окажется, что в книге нет ни одной случайной детали, ни одного «просто так», для красоты выписанного портрета или пейзажа, ни одного «проходного» описания. Как бы «кодируя» ими текст, М. Аверина предлагает открывшему книгу в каком-то смысле стать соавтором своего произведения: собственная фантазия читателя, его личные ассоциации, переживания, чувства и мысли, рождающиеся по ходу чтения, на самом деле и придают этой внешне крайне «немудрящей» вещи подлинный объем и глубину. Благодаря этому молодой автор неожиданно оказывается наследником и посильным продолжателем того «символического реализма», который является одним из самых главных стилей классической русской литературы. Ибо выписанные М. Авериной, казалось бы, совершенно бытовые ситуации и неприметные, «простые герои», на самом деле глубоко символичны. И если внимательно «считывать» всю эту «пирамиду смыслов», то окажется, что Бабушка и Маша – это своеобразный собирательный портрет двух поколений: уходящей в прошлое «советской» страны и народившейся, новой, молодой России.
Несомненной удачей молодого автора является и то, что при всей масштабности поставленной перед собой задачи, текст написан лёгким, современным языком, и буквально искрится подлинным юмором, не содержащим ни тени издевки, насмешки или жалящего сарказма. Чувствуется, что Мария Аверина относится к своим многочисленным, даже самым мелким и «проходным» персонажам с огромной любовью и теплотой. И этой своей подкупающе-искренней авторской интонацией вполне успешно увлекает вдумчивого и внимательного читателя в мир своего «многонаселённого», «многоголосного» многопланового и многособытийного романа.
Руководитель «Отделения стиха, прозы и драматургии»
Русской театральной школы
К.П. Горюнова
Контур человека: мир под столом
Книга Марии Авериной рассказывает о времени «девяностых», на которое выпало детство маленькой героини романа, когда все устоявшееся в нашей стране десятилетиями «переворотилось» и никак не спешило «укладываться». Читатель почувствует здесь живую историю, увиденную детскими глазами — поэтому в книге столько искренности и художественной достоверности. Но за детским взглядом стоит взрослое «перепереживание» всего происходящего, глубокое и серьезное.
Приключения девочки Маши, главной героини, увлекательны, прежде всего потому что ее непоседливая душа очень неравнодушна к миру, в который она пришла вроде бы не вовремя, но на самом деле — промыслительно. Читатель точно не заскучает и откроет в себе, вместе с Машей, невероятные силы живучести и любви.
Герои романа — в основном, женщины, «случайно оказавшиеся на дороге истории» — люди одновременно простые и удивительные, они столько излучают света, столько в них тепла. Читаешь о них — как они детей растили, в очередях стояли, «гуманитарку» ели, сериалы смотрели, да просто жили, спокойно и твердо, потому что так выпало на их долю — и понимаешь, как люди вообще выжили в те нелегкие времена. Они выжили благодаря любви, которая, посреди всеобщего хаоса и разрухи, разливалась удивительным теплом, как это было и в мире Турбиных у Булгакова. Только в книге Марии Авериной в роли кремовых занавесочек выступают Мишка и Слоник, картофельное пюре с котлеткой и вечная Бабушка — спасительница и хранительница. Ей некогда было плакать и горевать. Только однажды, когда в мир пришла нежданная девочка, она плакала и молилась перед иконой Богородицы. А далее просто жила и очень-очень любила и внучку, и дочку, и людей, и жизнь.
Роман Марии Авериной, как и положено роману, захватывает много тем, но самое главное, что эта книга о любви, о Бабушкиной всепобеждающей любви, которую героиня всегда будет нести в себе, и потому ей не будет страшно шагнуть в мир, который выше стола.
Вдумчивый читатель наверняка захочет сравнить свои впечатления от книги Марии Авериной с автобиографической повестью Павла Санаева "Похороните меня за плинтусом". В чем-то они похожи, но в самом важном решительно отличаются: личный мир девочки, героини Марии Авериной, внутри очень целостен, поэтому он преодолевает ужас от рвущегося по швам мира. Маша — наследница Бабушкиного мира, как и наша Россия — Бабушкина страна — может быть оттого и Богоспасаема.
Ирина Анатольевна Беляева
филолог, историк литературы