Аверина Мария Александровна

Российский поэт и прозаик. Живёт и работает в Москве. Окончила Московский педагогический государственный университет им. В.И. Ленина (Учитель начальных классов, 2009), Московский институт открытого образования (Учитель географии, 2011), Институт гуманитарных наук Московского городского педагогического университета (Магистратура — Филология, 2017).

Выпускница Русской театральной школы, отделения «Теория стиха и прозы» (2011).

В настоящее время — аспирант кафедры русской литературы Московского городского педагогического университета, специализируется на изучении русской литературы XIX века.

Является членом Российского союза профессиональных литераторов (Московское отделение) и Союза писателей России (Московская городская организация).

На сегодняшний день работает в сфере образования, преподавателем русской литературы (Международный Славянский Институт, Институт среднего профессионального образования имени К.Д. Ушинского ГАОУ ВО МГПУ), помощником директора института среднего профессионального образования имени К.Д. Ушинского в Московском городском педагогическом университете.

В 2016 году по итогам XII Международного поэтического конкурса «Союзники» вышел авторский сборник стихов: «Я не ищу внутри слова́». Является модератором литературного блога в социальных сетях «Литературный клуб Марии Авериной», который на данный момент собрал более 20 000 подписчиков.

Ее дебютный роман «Контур человека: мир под столом» в 2020 году номинирован на Всероссийскую литературную премию «Национальный бестселлер».

Читать полностью Свернуть текст

Книги

Отзывы

23 Октября 11:0
Контур человека: мир под столом Книга Марии Авериной рассказывает о времени «девяностых», на которое выпало детство маленькой героини романа, когда все устоявшееся в нашей стране десятилетиями «переворотилось» и никак не спешило «укладываться». Читатель почувствует здесь живую историю, увиденную детскими глазами — поэтому в книге столько искренности и художественной достоверности. Но за детским взглядом стоит взрослое «перепереживание» всего происходящего, глубокое и серьезное. Приключения девочки Маши, главной героини, увлекательны, прежде всего потому что ее непоседливая душа очень неравнодушна к миру, в который она пришла вроде бы не вовремя, но на самом деле — промыслительно. Читатель точно не заскучает и откроет в себе, вместе с Машей, невероятные силы живучести и любви. Герои романа — в основном, женщины, «случайно оказавшиеся на дороге истории» — люди одновременно простые и удивительные, они столько излучают света, столько в них тепла. Читаешь о них — как они детей растили, в очередях стояли, «гуманитарку» ели, сериалы смотрели, да просто жили, спокойно и твердо, потому что так выпало на их долю — и понимаешь, как люди вообще выжили в те нелегкие времена. Они выжили благодаря любви, которая, посреди всеобщего хаоса и разрухи, разливалась удивительным теплом, как это было и в мире Турбиных у Булгакова. Только в книге Марии Авериной в роли кремовых занавесочек выступают Мишка и Слоник, картофельное пюре с котлеткой и вечная Бабушка — спасительница и хранительница. Ей некогда было плакать и горевать. Только однажды, когда в мир пришла нежданная девочка, она плакала и молилась перед иконой Богородицы. А далее просто жила и очень-очень любила и внучку, и дочку, и людей, и жизнь. Роман Марии Авериной, как и положено роману, захватывает много тем, но самое главное, что эта книга о любви, о Бабушкиной всепобеждающей любви, которую героиня всегда будет нести в себе, и потому ей не будет страшно шагнуть в мир, который выше стола. Вдумчивый читатель наверняка захочет сравнить свои впечатления от книги Марии Авериной с автобиографической повестью Павла Санаева "Похороните меня за плинтусом". В чем-то они похожи, но в самом важном решительно отличаются: личный мир девочки, героини Марии Авериной, внутри очень целостен, поэтому он преодолевает ужас от рвущегося по швам мира. Маша — наследница Бабушкиного мира, как и наша Россия — Бабушкина страна — может быть оттого и Богоспасаема. Ирина Анатольевна Беляева филолог, историк литературы Читать далее
23 Октября 11:8
Контур человека: мир под столом Современный читатель в основной своей массе крайне тороплив. Поглощенный занимательностью сюжета – а в почти извращенной причудливости его ходов сегодня, по большей части, и заключается основное содержание современной литературы! – он жадно переворачивает страницу за страницей в надежде узнать, наконец: «кто убил?», «женится он на ней или нет?», «победит ли светлая Сила темную Силу?» и т.д. и т.п., все в том же духе. Любителям подобного времяпрепровождения новую книгу молодого автора Марии Авериной «Контур человека: мир под столом», только-только изданную «ЭКСМО», рекомендовать вряд ли стоит. Он отчетливо заскучает, поскольку нет тут ни «брутальных» героев, ни эффектных событийных головоломок, ни всесжигающей иронии, ни занимательного, захватывающего сюжета. Более того, сюжета в его нынешнем понимании, совсем нет! Просто маленькая Маша, родившись в России на излете ХХ века, с неподдельным изумлением рассматривает тот мир, в который волей Бога и Судьбы она попала и с совершенно детской непосредственностью излагает нам свои впечатления. В то же время книга М. Авериной – своеобразная «шкатулка с секретом», ключ от которой найдется только у вдумчивого, терпеливого читателя, в согласии со знаменитым Питером Бруком, ценящего в искусстве прежде всего способность невидимое сделать видимыми, т.е. у того, кто привык извлекать из текста смысл. Ведь кажущиеся главными героями романа - сама Маша, и ее любимая Бабушка, за чью руку во всех перипетиях будней России конца ХХ века так крепко держится маленькая рассказчица, на самом деле у автора такие же рядовые персонажи, как и множество других лиц и судеб, населяющих страницы этой книги. Время – вот подлинный главный герой, тот самый великий «невидимка», кого никто никогда не видел «в лицо», но чье присутствие мы ощущаем, рассматривая костюмы, в которое Оно рядится, маски, которое Оно примеряет, декорации, в которых Оно разворачивается и события, в которых Оно себя проявляет. И если читать роман без суеты, вслушиваясь в текст и, главное - в те собственные, глубоко-личные чувства, которые он пробуждает, то окажется, что в книге нет ни одной случайной детали, ни одного «просто так», для красоты выписанного портрета или пейзажа, ни одного «проходного» описания. Как бы «кодируя» ими текст, М. Аверина предлагает открывшему книгу в каком-то смысле стать соавтором своего произведения: собственная фантазия читателя, его личные ассоциации, переживания, чувства и мысли, рождающиеся по ходу чтения, на самом деле и придают этой внешне крайне «немудрящей» вещи подлинный объем и глубину. Благодаря этому молодой автор неожиданно оказывается наследником и посильным продолжателем того «символического реализма», который является одним из самых главных стилей классической русской литературы. Ибо выписанные М. Авериной, казалось бы, совершенно бытовые ситуации и неприметные, «простые герои», на самом деле глубоко символичны. И если внимательно «считывать» всю эту «пирамиду смыслов», то окажется, что Бабушка и Маша – это своеобразный собирательный портрет двух поколений: уходящей в прошлое «советской» страны и народившейся, новой, молодой России. Несомненной удачей молодого автора является и то, что при всей масштабности поставленной перед собой задачи, текст написан лёгким, современным языком, и буквально искрится подлинным юмором, не содержащим ни тени издевки, насмешки или жалящего сарказма. Чувствуется, что Мария Аверина относится к своим многочисленным, даже самым мелким и «проходным» персонажам с огромной любовью и теплотой. И этой своей подкупающе-искренней авторской интонацией вполне успешно увлекает вдумчивого и внимательного читателя в мир своего «многонаселённого», «многоголосного» многопланового и многособытийного романа. Руководитель «Отделения стиха, прозы и драматургии» Русской театральной школы К.П. Горюнова Читать далее
26 Октября 21:59
Эта история про маленькую девочку (собирательный образ) родившуюся в конце 80, начале 90-х годов. И про тех, кто не только застал тот период, но и просто был ребёнком, носил варежки на резинках, катался на санках, кормил котят на улице, просил игрушку у мамы или папы, любил горки и мороженое, а ещё, всех-всех, потому что все дети чистые, светлые, любящие! Это не просто книга или роман, это - История невероятной силы и глубины, история радости и огорчений, побед и поражений, история нашей страны, спасаемой Богом, потому что люди в этой стране, в нашей стране, добрые, любящие, искренние, готовые на все ради своих детей и внуков. Эту книгу хочется читать и перечитывать, на столько она легко, искренне и живо написана. Пока читала, мурашки по коже, так это написано, великолепно! Моя оценка 20 из 10 Книга полюбилась с первых строк и никого не оставит равнодушным! Спасибо автору за теплоту и сердечность с которой эта книга написана! Читать далее
26 Октября 20:2
Впечатляющая драма не просто об отдельно взятых людях, а обо всех нас, о нашей многострадальной России, о всех кто попал под каток обстоятельств 90-х, кто пережил режим, те страшные годы, когда все стало дозволено. Написано легко и образно, глубокая, качественная, классическая проза. Роман затягивает и его не возможно не дочитать. Такую книгу не стыдно подарить. Читать далее
Все отзывы

Задайте вопрос автору

Чат

Чат
Лучшие отзывы
Чат
Лучшие отзывы
23 Октября 11:0
Контур человека: мир под столом Книга Марии Авериной рассказывает о времени «девяностых», на которое выпало детство маленькой героини романа, когда все устоявшееся в нашей стране десятилетиями «переворотилось» и никак не спешило «укладываться». Читатель почувствует здесь живую историю, увиденную детскими глазами — поэтому в книге столько искренности и художественной достоверности. Но за детским взглядом стоит взрослое «перепереживание» всего происходящего, глубокое и серьезное. Приключения девочки Маши, главной героини, увлекательны, прежде всего потому что ее непоседливая душа очень неравнодушна к миру, в который она пришла вроде бы не вовремя, но на самом деле — промыслительно. Читатель точно не заскучает и откроет в себе, вместе с Машей, невероятные силы живучести и любви. Герои романа — в основном, женщины, «случайно оказавшиеся на дороге истории» — люди одновременно простые и удивительные, они столько излучают света, столько в них тепла. Читаешь о них — как они детей растили, в очередях стояли, «гуманитарку» ели, сериалы смотрели, да просто жили, спокойно и твердо, потому что так выпало на их долю — и понимаешь, как люди вообще выжили в те нелегкие времена. Они выжили благодаря любви, которая, посреди всеобщего хаоса и разрухи, разливалась удивительным теплом, как это было и в мире Турбиных у Булгакова. Только в книге Марии Авериной в роли кремовых занавесочек выступают Мишка и Слоник, картофельное пюре с котлеткой и вечная Бабушка — спасительница и хранительница. Ей некогда было плакать и горевать. Только однажды, когда в мир пришла нежданная девочка, она плакала и молилась перед иконой Богородицы. А далее просто жила и очень-очень любила и внучку, и дочку, и людей, и жизнь. Роман Марии Авериной, как и положено роману, захватывает много тем, но самое главное, что эта книга о любви, о Бабушкиной всепобеждающей любви, которую героиня всегда будет нести в себе, и потому ей не будет страшно шагнуть в мир, который выше стола. Вдумчивый читатель наверняка захочет сравнить свои впечатления от книги Марии Авериной с автобиографической повестью Павла Санаева "Похороните меня за плинтусом". В чем-то они похожи, но в самом важном решительно отличаются: личный мир девочки, героини Марии Авериной, внутри очень целостен, поэтому он преодолевает ужас от рвущегося по швам мира. Маша — наследница Бабушкиного мира, как и наша Россия — Бабушкина страна — может быть оттого и Богоспасаема. Ирина Анатольевна Беляева филолог, историк литературы
23 Октября 11:8
Контур человека: мир под столом Современный читатель в основной своей массе крайне тороплив. Поглощенный занимательностью сюжета – а в почти извращенной причудливости его ходов сегодня, по большей части, и заключается основное содержание современной литературы! – он жадно переворачивает страницу за страницей в надежде узнать, наконец: «кто убил?», «женится он на ней или нет?», «победит ли светлая Сила темную Силу?» и т.д. и т.п., все в том же духе. Любителям подобного времяпрепровождения новую книгу молодого автора Марии Авериной «Контур человека: мир под столом», только-только изданную «ЭКСМО», рекомендовать вряд ли стоит. Он отчетливо заскучает, поскольку нет тут ни «брутальных» героев, ни эффектных событийных головоломок, ни всесжигающей иронии, ни занимательного, захватывающего сюжета. Более того, сюжета в его нынешнем понимании, совсем нет! Просто маленькая Маша, родившись в России на излете ХХ века, с неподдельным изумлением рассматривает тот мир, в который волей Бога и Судьбы она попала и с совершенно детской непосредственностью излагает нам свои впечатления. В то же время книга М. Авериной – своеобразная «шкатулка с секретом», ключ от которой найдется только у вдумчивого, терпеливого читателя, в согласии со знаменитым Питером Бруком, ценящего в искусстве прежде всего способность невидимое сделать видимыми, т.е. у того, кто привык извлекать из текста смысл. Ведь кажущиеся главными героями романа - сама Маша, и ее любимая Бабушка, за чью руку во всех перипетиях будней России конца ХХ века так крепко держится маленькая рассказчица, на самом деле у автора такие же рядовые персонажи, как и множество других лиц и судеб, населяющих страницы этой книги. Время – вот подлинный главный герой, тот самый великий «невидимка», кого никто никогда не видел «в лицо», но чье присутствие мы ощущаем, рассматривая костюмы, в которое Оно рядится, маски, которое Оно примеряет, декорации, в которых Оно разворачивается и события, в которых Оно себя проявляет. И если читать роман без суеты, вслушиваясь в текст и, главное - в те собственные, глубоко-личные чувства, которые он пробуждает, то окажется, что в книге нет ни одной случайной детали, ни одного «просто так», для красоты выписанного портрета или пейзажа, ни одного «проходного» описания. Как бы «кодируя» ими текст, М. Аверина предлагает открывшему книгу в каком-то смысле стать соавтором своего произведения: собственная фантазия читателя, его личные ассоциации, переживания, чувства и мысли, рождающиеся по ходу чтения, на самом деле и придают этой внешне крайне «немудрящей» вещи подлинный объем и глубину. Благодаря этому молодой автор неожиданно оказывается наследником и посильным продолжателем того «символического реализма», который является одним из самых главных стилей классической русской литературы. Ибо выписанные М. Авериной, казалось бы, совершенно бытовые ситуации и неприметные, «простые герои», на самом деле глубоко символичны. И если внимательно «считывать» всю эту «пирамиду смыслов», то окажется, что Бабушка и Маша – это своеобразный собирательный портрет двух поколений: уходящей в прошлое «советской» страны и народившейся, новой, молодой России. Несомненной удачей молодого автора является и то, что при всей масштабности поставленной перед собой задачи, текст написан лёгким, современным языком, и буквально искрится подлинным юмором, не содержащим ни тени издевки, насмешки или жалящего сарказма. Чувствуется, что Мария Аверина относится к своим многочисленным, даже самым мелким и «проходным» персонажам с огромной любовью и теплотой. И этой своей подкупающе-искренней авторской интонацией вполне успешно увлекает вдумчивого и внимательного читателя в мир своего «многонаселённого», «многоголосного» многопланового и многособытийного романа. Руководитель «Отделения стиха, прозы и драматургии» Русской театральной школы К.П. Горюнова
26 Октября 21:59
Эта история про маленькую девочку (собирательный образ) родившуюся в конце 80, начале 90-х годов. И про тех, кто не только застал тот период, но и просто был ребёнком, носил варежки на резинках, катался на санках, кормил котят на улице, просил игрушку у мамы или папы, любил горки и мороженое, а ещё, всех-всех, потому что все дети чистые, светлые, любящие! Это не просто книга или роман, это - История невероятной силы и глубины, история радости и огорчений, побед и поражений, история нашей страны, спасаемой Богом, потому что люди в этой стране, в нашей стране, добрые, любящие, искренние, готовые на все ради своих детей и внуков. Эту книгу хочется читать и перечитывать, на столько она легко, искренне и живо написана. Пока читала, мурашки по коже, так это написано, великолепно! Моя оценка 20 из 10 Книга полюбилась с первых строк и никого не оставит равнодушным! Спасибо автору за теплоту и сердечность с которой эта книга написана!
26 Октября 20:2
Впечатляющая драма не просто об отдельно взятых людях, а обо всех нас, о нашей многострадальной России, о всех кто попал под каток обстоятельств 90-х, кто пережил режим, те страшные годы, когда все стало дозволено. Написано легко и образно, глубокая, качественная, классическая проза. Роман затягивает и его не возможно не дочитать. Такую книгу не стыдно подарить.
Все отзывы