...я тихо лечу по Берлину за героями Бочкова. Ощущение постоянного движения и бурлящей, такой моей, настоящей жизни... В этом, легко ставшим родным, городе . Легкие упоминания всем известных достопримечательностей не могут удержать от падений в темную дыру прошлого. И вот уже не я лечу на велосипеде сквозь туристские потоки Унтер - ден - Линден. Мой дед. В дымящейся, громкой пустоте, на своем Т34.. . Вместо селфи на фоне знаменитых ворот - его фотография на ступенях Рейхстага, в компании американских солдат.
"Берлинская латунь" Бочкова для меня - это не просто хорошо написанная, интересная история о сплетении времен..это ощущение.
Реальное ощущение сегодняшнего Берлина, который я знаю и того, предпобедного, о котором так любил вспоминать мой, двадцатидвухлетний тогда, дед.
"Тут же представил себе чумазых славян, облепивших броню «тридцатьчетверки», несущейся по Унтер-ден-Линден в сторону Бранденбургских ворот, солдаты все в медалях, весело палят из автоматов по окнам. Палят короткими очередями. Между очередями пьют чай. На башне танка дымит самовар."
Валерий Бочков "Берлинская латунь"
Отзывы на книги автора Бочков Валерий Борисович
Натура творческая
Читаешь и наслаждаешься, наблюдая за тем, как главный герой обретает маниакально-депрессивный психоз. А все потому, что слог, стиль, сюжет держат тебя в фокусе постоянно.
Однозначно Валерий - мастер художественного слова и автор с большой буквы
Это наслаждение чтением. Особый стиль Валерия Бочкова - глубина и серьезность темы. Всегда с непредвиденным поворотом событий. О вечном и страшном через историю самовара. С вкраплениями маленьких "валериков" Очень красивая история. Настоящая и живая. И о той войне иначе, чем привыкли читать, но потрясающе глубоко и проникновенно. Спасибо Валерию Бочкову за роман. Да все у Бочкова надо читать не глотая быстро и запоем. А как многолетнее выдержанное вино медленно, не спеша, маленькими глоточками, наслаждаясь каждой фразой, каждой мыслью, каждым поворотом событий. Читайте и сами убедитесь!
Апокалипсис и человек
Роман Валерия Бочкова «Время воды» очевидно перекликается и с сюжетом о рукотворной катастрофе деревни Матёра из распутинского «Прощания с Матёрой», и являет собою чрезвычайно интересную версию «Корабля дураков» (причём, это, скорее, даже собирательная, аллегорическая версия явления, нежели только, собственно, сюжетная подоплёка) и, наконец, это очевидное обращение к известнейшему религиозному сюжету о ковчеге в попытке, однако, осмыслить его неакадемически, некультурологически или ещё как угодно из этого ряда, а, напротив, смело вводя в свою версию катастрофы игровую, даже подчас фарсовую основу. В романе в немалой степени присутствует и мистицизм. И, безусловно, очевидны и чётко ясны пророческие нотки.
Однако есть ещё одна удивительная сторона этой вещи — как мне кажется, пока лучшей из произведений писателя. Роман Уильяма Голдинга «Шпиль» - об усердном пастыре, который, в надежде на божье провидение, всё надстраивает и надстраивает шпиль монастыря вопреки всем разумным научным земным законам и, конечно, оказывается жертвой и сам, и губит многих смертных рядом с собой. Во «Времени воды» ни такого стержня, ни такого героя нет, однако немалую часть книги составляет именно вопрос трагической тщетности поиска бога, разочарования в нём, хотя при этом — вновь и вновь, настойчиво и яростно — обращение к нему, чтобы ответом было лишь, в лучшем случае, молчание.
Блаженный Августин обращается к своем Богу — по вертикали! По вертикали (ибо уже не на что и не на кого надеяться) обращается к Нему и главная героиня «Времени воды».
«Время воды» - не только роман-катастрофа, роман-фарс и философский роман. Он — попытка осмыслить и найти в человеке особую «срединность» - то, где заканчивается, собственно, человек и начинается неуловимое. Дух, суть, смысл, предназначение, Путь.
Произведение исполнено увлекательных и замечательных по задумке и воплощению поворотов, а также характеров. Как и всегда у Бочкова, характеры и здесь точны, законченны, филигранно и многопланово выстроены и очень живы и подвижны. Пожалуй, именно человеческое и человечное в этом произведении вышли на первый план так многообразно, как ни в одной больше книге или рассказе Бочкова. И при этом попытка осмыслить вот ту самую «срединность» человека через, казалось бы, самый для этого «неудобный», неподходящий характер — забавной, наивной, но очень сильной Филимоновой — выходит здесь на первый план.
Книге, безусловно, будет высоко оценена читателем.
Мужество исповедальности
Книга эта - любимая. И из всей серии, и даже, пожалуй, из всего созданного автором вообще. Нигде больше с такой чистотой и точностью не выверена и не звучит так ясно нота подкупающей откровенности. Бесстрашно и ярко. Эта, несомненно, во многом автобиографическая книга, с первых страниц обещает раскрыть далеко не только первый план, собственно, повествования, рассказа. Хотя, повторяю, повествования предельно открытого, честного, исповедального. Хотя и сам рассказ увлекателен. В том и сила хорошей литературы, что, доверяясь и принимая приглашение, принимая руку, которая тебе автором протянута, ты отправляешься в путешествие и, уже в предвкушении приключений, перестаёшь видеть перед собой слова и предложения, а видишь необыкновенные события.
Не смог отложить книгу, пока не прочитал до конца. Захватывающий сюжет, живые персонажи, главный герой потрясающе хорош. Браво! Это продолжение "Коронации зверя", тоже великолепной книги. Тоже умной, познавательной и динамичной.
Наконец у нас стали издавать качественную литературу для нормальных интеллигентных читатаелей, а не заумную муть с претензией на философию, именуемой элитарной прозой, которая на деле просто смертельно скучная бодяга.
Хроника РУССКОГО АПОКАЛИПСИСА
Всё, что мы хотели узнать о себе, но боялись спросить. Беспощадная Правда. Беспощадная Карма.
На этот раз чуда не будет. Энергия зла и вранья не исчезнет, она не превратится в дым. Не растает невинно в синеве. Нет. Энергия зла и вранья вернётся к нам бумерангом. Именно об этом роман «ХАРОН». Главная идея книги заключается в том, что мы все, современники, несём коллективную ответственность за будущее.
Роман В. Бочкова «Коронация Зверя» стал первым произведением писателя, которое мне посчастливилось прочитать. Сразу скажу, что роман замечательный и выгодно отличается от аналогичных, созданных в формате «реконструкция истории». Во-первых, великолепный образный русский язык! В наше время это встречается столь редко, что читатель уже почти забыл, что этакое настоящее писательское мастерство! Во-вторых, это не просто реконструкция, но экстраполяция текущей российской ситуации в наше очень недалекое будущее. Кстати, ничего хорошего нас там не ждет. И, наконец, великолепно прописанные и оттого безошибочно узнаваемые персонажи нашей новейшей (текущей) истории. И, конечно, лихо закрученный сюжет, неоднозначный герой и, несмотря на драматическое завершение, все- таки открытый финал, оставляющий читателю надежду, что у истории может быть продолжение. Тем более, что автор обещает трилогию!
Книга ПОТРЯСАЮЩАЯ!
Мне эту книгу посоветовал почитать отец. Прочитал за одну ночь, держит в напряжении до самого конца, переворачивает воображение. Я читаю Льва Толстого, Шекспира, Вальтера, Пелевина, Голдинга... Теперь на полочке и Валерий Бочков.
Это хорошая книга. Не смотря на всю фантастичность описания, понимаешь, что именно так все и бывает. Напоминает о том, что жизнь огромного количества людей вдруг может резко поменяться из-за одного, в общем-то предсказуемого фактора. И уже нельзя будет сказать - ах, меня это не касается, я живу своей жизнью, далекой от политики. Еще как коснется.
Жизненная история
Замечательная и очень проникновенная история о молодой учительнице, которая не найдя себя в крупном городе решила перебраться в глубинку и поработать учительницей. История о нашей соотечественнице, которая живя в Нью-Йорке перебралась в Данциг, маленький городок к югу от Вирджинии. Мне эта история очень пришлась по душе и вызвала множество эмоций. Эмоций совершенно разных и противоречивых. А какой неожиданный финал у этой истории. Жаль было героиню, запутавшуюся молодую женщину, которой в жизни не очень везло. А этот городок Данциг. Как маленькая семья, в которой хватало всего и ненависти и злости, но были также любовь и радость, сострадание. И очень опасная тайна, раскрытие которой грозило Полине чем-то страшным.
Очень советую почитать. Это несомненно один из лучших авторов, пишущих в этом жанре.
О правосудии, преступлении, наказании и обретении свободы
Почему я влюбилась в этого автора? Потому что он перевернул моё представление о мире с ног на голову, а может быть, и наоборот - мир обрёл естественное положение и равновесие. Бочков пишет о том, о чём я иногда себя спрашиваю, не вслух, а мысленно, и потому мне безумно интересна точка зрения. У Бочкова небольшие по объёму романы, но он затрагивает множество тем, давая пищу для размышления.
Как и роман "К югу от Вирджинии", "Медовый рай" мне понравился. Роман, несмотря на такое красивое и сладкое название, полон грусти и боли. В качестве главной героини мы видим юную девушку - ей всего восемнадцать, и вместо наслаждения всеми жизненными удовольствиями она находится в тюрьме: "Медовый рай", между прочим, единственное на всю Аризону женское исправительное учреждение, где приводят в исполнение высшую меру наказания - смертную казнь. Вот такие нерайские условия для молодой, красивой, доброй, стеснительной и интеллигентной девушки, какой она предстаёт в начале романа. Эта девушка, Соня Белкина, располагает к себе искренностью, простотой и любовью к людям. Она родилась в Москве, но когда Соне было три года, родители переехали в США: снова, как и в романе "К югу от Вирджинии", тема "Русские в Америке". Зачем, почему они уехали из страны? В поиске лучшей жизни, высокооплачиваемой работы, прочь от разрухи, отчаяния, нищеты? А что в итоге? Увольнение отца Сони с кирпичного завода, отсутствие денег и шанса положительного отклика на множество разосланных резюме, а Россия, вопреки представлениям о крахе, жива, расширяет границы и обладает каким-никаким авторитетом в мире.
Почему Соня оказалась в тюрьме? Это для меня откровение, наводящее на мысли о состоянии хвалёного правосудия. Представьте, девушку изнасиловал наркодилер; отца, желающего защитить дочь, расстреляли полицейские; Соня ранила одного из бравых защитников Отечества, а тот возьми и умри. В результате Соня в тюрьме. И вроде преступление налицо, но справедливо ли наказание? Почему жаль девушку? Почему в этом мире всё решают деньги и сила? Отец хотел мести за дочь, но погиб, дочь защищала отца, но оказалась в тюрьме, а тот богатенький "властелин мира" разгуливает на свободе, наслаждаясь жизнью. Как-то это глупо и неправильно, и щемит в сердце от боли и грусти. Нет в мире справедливости, и такое зло берёт от такого вывода!
Тем не менее, Соне грозит смертная казнь, но в судебном заседании прокурор вдруг приходит к выводу, что это наказание слишком милосердно для подсудимой. Милосердно? Ну, конечно, для осознания вины пусть лучше девушка отбывает 110 лет срока. Уму непостижимо, ей, изнасилованной и потерявшей отца, - пожизненное заключение, а виновник всего произошедшего на свободе. В этом тема наказания и возмездия преступнику, которое-таки его настигнет, правда не благодаря системе правосудия, а личной мести Сони, после которой, кстати, девушка стала свободной, но какую свободу она выбрала - читайте в романе.
Что ещё поразило и выбило почву из-под ног? Случай в тюрьме, когда одна из заключённых - Глория - будучи спровоцированной, в наказание посажена в клетку над плацем на всеобщее обозрение, и приближается торнадо, и клетка качается из стороны в сторону, но только Соня просит отпустить, а остальные женщины равнодушны. Конечно, ведь проще всего наблюдать со стороны, ничего не делая. Главное, что опасность сейчас грозит не им. А Соня умница, вот только бороться в одиночку всегда сложно.
Валерий Бочков, на мой взгляд, хороший мастер слова. У него всегда всё по-мужски жёстко и точно, а небольшие, но прекрасные описания природы, вплетённые в текст, очень привлекают внимание красивыми эпитетами. В романе "Медовый рай" я особо удивилась тому, что автор назвал электрический стул Рыжей Гертрудой: цвет понятен, потому что такой была краска, но вот почему у стула женское имя? Вопрос неслучаен: описание данного предмета интерьера (назову его так) очень брутальное - ножки сравниваются с брёвнами, а имя - женское. Может быть, потому что стул олицетворяет смерть, а она - явление женского рода. Вообще, этот предмет вызывает у меня отвращение: не только потому, что на нём осуществляется смертная казнь, а потому что для приведения в действие стула существуют инструкции, которые, увы, не всегда исполняются в полной мере, и тогда человек умирает не мгновенно, а испытывая мучения, а это, на мой взгляд, издевательство и жестокость.
А ещё мне понравилось, как называют заключённые коменданта тюрьмы - Пасечник. Это, пожалуй, символично: тюрьма ведь - "Медовый рай", а он - своеобразный Бог в этом царстве; когда-то он хотел стать духовником, а оказался правителем в тюрьме. В романе проскальзывают христианские мотивы и связаны они именно с Пасечником. Это он рассуждает о рае и аде, о жизни и смерти, говорит, что без ведома Бога ни один волос с головы человека не упадёт. Да что уж говорить, что Пасечник - какой-никакой проводник в жизнь после смерти.
Вот такой замечательный получился роман у Бочкова. Вновь затронуто много острых и неоднозначных вопросов, вновь работает душа в поисках ответов, вновь невозможно забыть содержание.
Между молотом и наковальней
Интригующая история молодой женщины с забавной фамилией Рыжик изначально настраивает читателей на позитивный лад,постепенно прививая ему любовь и предрасположенность к главной героине. Последний курс в университете, филологический факультет, где в окружении женских сплетен,массивных томов и романтичных книжных героев наша героиня пытается определить свой путь во взрослую жизнь. Любовь к русской литературе и конкретно в Льву Николаевичу Толстому никак не помогает Полине определиться с предназначением. Дела амурные решаются в объятиях взрослого мужчины - профессора - который кроме того, что разделяет любовь Полины к литературе,скрывает свои увлечения студентками от жены.
Привычная неспешная жизнь заканчивается внезапно - жена находит серьги Полины в своем доме и профессор спешно рвет свою связь в девушкой, оставляя её на обочине жизни. Временная работа в еврейском журнале также не приносит девушке удовлетворения и она решает сделать ход конем. Отвергнув предложение о продлении контракта в журнале, Полина решает отправиться в маленький городок,чтобы преподавать там литературу. Кто мог предполагать, что в тихом сонном городе хранятся свои скелеты?!
Роман изобилует разноплановыми характерными героями, каждый из которых волнует мысли читателя, с которыми интересно знакомиться и пытаться понять их поступки и чувства. Противоречивая Полина Рыжик, в которой редкая девушка не узнает себя в юном и цветущем возрасте, когда кажется, что море по колено и в мире столько возможностей,но на лбу возникают всё новые шишки от каждой закрытой двери. Героиня верит в благородство и в добрые намерения людей, сталкиваясь при этом с жестокостью реальной жизни. Автор очень живо и откровенно показывает оборотную сторону волшебного Нью-Йорка: грязные улочки, стрельба, разборки между бандами,тёмный офис,заваленный коробками. Это мир, где каждый выживает как может и стремится пробиться наверх. Очень трогательный момент, особо отмеченный автором - портрет ангела на стене, подписанный именем маленькой девочки. Глория, что значит слава. Этот отрывок пробирает до мурашек, заставляя осознавать скоротечность жизни и смерть.
Город, куда уехала Полина - Данциг - живет по своим внутренним законам и практически управляется одним человеком. Он здесь и бог, и царь, и властитель умов и душ. Полина оказывается в водовороте событий, где творятся странные события: никто не ищет её предшественницу, пропавшую молодую учительницу, вздорный старик-сосед, который на деле оказывается самым близким ей человеком в городе и ученики, которые на деле не так просты. В подростках больше искренности и страсти, чем во взрослых людях, но они также подвержены чувствам и совершают свои непоправимые ошибки. Полине предстоит сразиться один на один с человеческими пороками, чтобы найти себя и выжить.
Человеческие пороки
Книга Валерия Бочкова "К югу от Вирджинии" рассказывает нам о жизни обыкновенной девушки Полины Рыжик в необыкновенных обстоятельствах.
Мисс Рыжик закончила Колумбийский университет, блестяще защитив свой диплом о Льве Толстом. Но как только она закончила учиться, то поняла, что не знает, куда идти работать. Да и серьезная ссора с её любовником подпортила ей все планы. Она из подруг Полины ещё с середины года отослала огромное количество резюме во всевозможные конторы, но её никуда не взяли.
Всё это ввело её в ступор. Мисс рыжик поняла, что такие специалисты как она никому не нужны. Устроившись на короткий срок в еврейскую контору, где разбирала дела о евреях, Полина познакомилась с криминальной жизнью окраины города, что просто поразило её. Решив бросить все невзгоды и переживания большого города, она решила уехать из Нью-Йорка и устроиться учителем литературы в небольшой городок Данциг, который лежит к Югу от Вирдждинии.
Жизнь в этом городке стала настоящим испытанием для Полины, больше моральным, чем физическим. Она пыталась разузнать, что же творится в этом странном месте, что делают его жители. Да и непонятные вещи, происходящие в её доме, просто сводят девушку с ума.
Но попытки прояснить всё были встречены холодна со стороны окружающих. Она было чужой, никто не хотел раскрывать ей свои секреты.
Книга "К югу от Вирджинии" стала для меня настоящим открытием, я перечитал её уже два раза, каждый раз книга предстала передо мной с разных сторон. Персонаж Полины Рыжик- пример храброго человека, но как и все она совершает ошибки, которые способны разрушить всю её жизнь. Я думаю, что Бочков попытался показать человеческие грехи, используя для этого поступки разных героев произведения. Понимая это, я осознал, какие эти грехи ужасные, они способны изменить жизнь в худшую сторону.
Рекомендую Вам прочтение этой книги, так как она обладает не только поучающими мыслями, но и весьма захватывающим сюжетом!