Дорогой Кит.
Продажа оружия и трёхлетние знойные скакуны, что их может связывать? Одно движение руки, три красавца остались бы живы и взяли бы ещё больше барьеров, а на все Европу прогремел бы оружейный завод. Но увы, отстоять свое мнение без потери нельзя. Даже вы, Кит, умудрились пострадать от этой подписи, но упороно продолжили помогать хозяину, выполнять свои прямые обязанности жакея, а так же смогли удержать свою возлюбленную.
Без сомнений, шантаж - отвратительное занятие, но ставить на кон чью-то жизнь ещё хуже. Да, с точки зрения закона, убийство лошади - порча имущества. Никто не учитывает вложенные в эту лошадь силы и средства, никто не задаётся вопросом: "Может это лошадь - все для этого человека?" А если убили троих?
Кит, мастерски утешаете хозяйку и помогаете ей поверить, что всё это очень скоро закончиться, а мерзавец, не в жизнь, не взглянет ни на одну лошадь.
С уважением, Ваш читатель.
Отзывы на книги автора Фрэнсис Дик
Пример неудачной компановки
Серия "Лучшие мировые детективы" составлена, насколько я могу судить, в целом весьма неплохо, но конкретно эта книга вышла неудачной. В томик, посвященный Дику Фрэнсису, собрали далеко не самые лучшие его произведения. Если, скажем, Агата Кристи и Жорж Сименон писали свои детективы относительно равномерно, с незначительным понижением качества (что неизбежно для много пишущих коммерческих авторов), то у Дика Фрэнсиса поздние произведения заметно хуже ранних. А в этом томике из раннего Фрэнсиса - только "Нерв". Другие же два романа относятсятся к позднему периоду его творчества: автор сохранил способность придумывать интересную завязку, но затем сюжет начинал провисать. Если читатель начнет знакомство с Фрэнсисом с этого сборника, то у него создастся представление о нем как о каком-то второстепенном авторе-ремесленнике. А ведь Фрэнсиса не зря награждали всеми премиями за произведения детективного жанра, какие только есть в Великобритании! Лучшей компоновкой было бы повторение того издания Дика Фрэнсиса, которое вышло где-то в начале 1990-х: "Фаворит" + "Последний барьер" + "Ставка на проигрыш" + "Перелом". Это была, пожалуй, лучшая детективная книга, которую я прочел в своей жизни.
Кони, деньги, а стволов нет
Обычно Дик Фрэнсис делал героями своих конно-спортивных детективов жокеев и других непосредственных участников этого «спорта королев». Но затем он начал пробовать нестандартные подходы к родной теме. В этом романе, например, речь пойдет о деятельности банкиров, которые дали ссуду владельцу конно-спортивной фермы и, понятное дело, ввязались в детективную историю. Этот роман я отношу к числу лучших произведений Фрэнсиса. У книги довольно сильный эффект втягивания: начав читать, трудно остановиться. Зрелый Фрэнсис показал, что он умеет очень увлекательно описывать «секреты» даже таких профессий, которые лишь косвенно связаны с конным спортом.
По опасному пути
Помнится, какому-то королю, который захотел сочинить что-то музыкальное, вежливый, но честный придворный сказал: «Сир, Вы захотели создать плохое произведение, и Вам прекрасно это удалось». Читая «позднего» Фрэнсиса, нередко вспоминаешь этот исторический анекдот. Всё же нельзя до глубокой старости непрерывно писать отличные книги, возраст своё берёт. Вот эта книга – как раз яркая тому иллюстрация. Есть интересная завязка сюжета, но после первой четверти книги дальше всё как-то провисает и вяло плетётся. Видимо, фантазия у «позднего» Фрэнсиса начала всё же истощаться, вот он и пошел по опасному пути, продолжая выдавать каждый год по новому роману, но качеством похуже. Наши книгоиздатели, наверное, правильно поступили, что издали «до кучи» и этот не самый лучший роман. Читатель должен знать, что и на солнце бывают старческие пятна.
«Фаворит» – это фаворит!
Очень часто бывает так, что первый роман начинающего автора оказывается самым лучшим, а потом пишется всё хуже и хуже. У Дика Френсиса тоже самым лучшим романом считают его «Фаворита», с которого он и начал ровно полвека назад, в 1962 году, писать свои знаменитые конно-спортивные детективы. На мой взгляд, «Фаворит» - не САМЫЙ лучший, а скорее ОДИН ИЗ САМЫХ лучших. Определенно можно назвать у Фрэнсиса еще два-три романа не худшего, а в чем-то даже лучшего качества («Последний барьер», «Ставка на проигрыш»…). Но всё же «Фаворит» останется в России «визитной карточкой» Фрэнсиса: его у нас еще в 1970-е первым перевели и даже экранизировали. И сейчас, когда я его перечитываю, замечаю разные интересные детали: скажем, злодеи из рэкетирской фирмы, с которыми борется главный герой, почти не имеют огнестрельного оружия, обходятся в основном дубинками и кулаками. Хорошая жизнь была в старой доброй Англии полвека назад!
Преступлений нет, а детектив всё же есть
В этом романе Дик Фрэнсис раскрутил очень интересный сюжет, который, в сущности, лишён привычного детективного содержания. Ни убийств, ни ограблений… Жокей, от лица которого идет повествование, будет искать и, конечно, отыщет того подлеца, который сломал ранее карьеру нескольким жокеям и теперь пытается испортить жизнь главному герою. Страсти будут нешуточные, книга читается с большим напряжением и интересом, и только задним числом читатель осознает, что под видом детектива он прочитал просто книгу о жизни в мире британского конного спорта, да еще и с мелодраматическим уклоном. Не зря Фрэнсису дали все премии за книги детективного жанра, какие только есть в Англии. Написать детектив без преступления – это почерк великого мастера детективного жанра. Кстати, этот роман был у Фрэнсиса вторым (после «Фаворита») – похоже, после оглушительного успеха детектива с убийствами Фрэнсис сознательно решил поэкспериментировать и написать предельно «мирный» детектив. Эксперимент прекрасно удался!
Последний хороший роман Дика Фрэнсиса
Эта книга является, по-моему, последним хорошим детективным романом, написанным Фрэнсисом Диком. Поскольку автору было в это время около 80 лет, то надо не огорчаться тому, что в оставшиеся чуть более 10 лет он не написал ничего по-настоящему хорошего, а тому, что и в таком возрасте умудрялся писать временами весьма неплохо. Чем больше Фрэнсис писал, тем в большей степени выходил в своих романах за пределы конно-спортивного мира. Конкретно в этом романе речь пойдет о мире политики, где за спиной «красных кардиналов» часто стоят «серые кардиналы». Конечно, в сравнении с российской политической жизнью британские страсти – игра детей в песочнице. Нет ни профессиональных киллеров, ни грязного компромата в СМИ, ни платных митингов. Поэтому этот детектив читать интересно, а детективы про нашу жизнь – грустно.
Фотолабораторный детектив
Помню, как в далеком 1989 году (треть века назад! как летит время…) я впервые читал этот роман, когда он печатался в «Звезде Востока» под названием «Отражение». Тогда он произвел на меня вдвойне сильное впечатление. С одной стороны, детективное расследование носит очень своеобразный характер: главный герой «расшифровывает» фотоархив погибшего журналиста. С другой стороны, по ходу сюжета меняется сам герой-рассказчик: второстепенный жокей с мутными перспективами постепенно находит свое место в жизни, становясь сильной и ответственной личностью. Считаю этот роман одним из лучших у Дика Фрэнсиса, вполне сопоставимым с «Фаворитом». В 2000-е так хорошо писать у него уже не получалось…
Выигрыш «Ставки на проигрыш»
Лучшим романом Дика Фрэнсиса считают «Фаворита», но «Ставка на проигрыш», по-моему, еще лучше. Неизбежной и одновременно тривиальной стороной детектива является хэппи-энд (исключения, как у Буалло-Нарсежак, не всем читателям нравятся). В этом романе злодей будет героически повержен, но перспектив счастливой жизни у главного персонажа, увы, нет. Кажется, больше ни в одном своем романе Фрэнсис не пытался добавить в сюжет каплю трагизма, поэтому «Ставка на проигрыш» сильно выделяется в лучшую сторону на фоне, других, более "благополучных" книг британского детективщика.
Дик на Феликс = ?
Эта книга относится, как и «Заезд на выживание», к самым последним романам недавно умершего британского автора конно-спортивных детективов Дика Фрэнсиса. Строго говоря, у этой книги два автора – Дик Фрэнсис писал последние романы в соавторстве с сыном Феликсом. Но залить в старые меха новое вино, на мой взгляд, так и не удалось. Всё же свои лучшие книги Дик Фрэнсис написал в начале своей писательской карьеры («Фаворит», «Последний барьер»), «зрелый» писал не столь ярко, хотя и неплохо («Игра по правилам», «Миллионы Стреттон-парка»), а «поздний» Дик Фрэнсис ощутимо выдохся. Вот и этот роман получился весьма умеренно интересным. Авторы придумали интересную завязку сюжета: букмекер, от лица которого идет рассказ, неожиданно знакомится со своим отцом, которого он считал погибшим много лет назад, но буквально через несколько минут отца убивают на глазах сына. Конечно, букмекер сам, не полагаясь на полицию, пытается разобраться в своей семейной истории. Однако затем действия романа начинают «буксовать», чтобы оживиться только к финалу. Середину читать откровенно скучно. А семейные проблемы главного героя напоминают сюжет ранней замечательной «Ставки на проигрыш», заставляя подозревать Дика Фрэнсиса в автоплагиате.
Проигранный заезд
Завершая свою литературную карьеру, да и жизненный путь, знаменитый Дик Фрэнсис начал писать свои конно-спортивные детективы в соавторстве со своим сыном Феликсом. Однако на детях гениев природа обычно отдыхает, так что результат соавторства получился довольно средненько. Как и в большинстве произведений «позднего» Фрэнсиса, у «Заезда» начало и финал получились довольно интересные, а вот середина «проседает». Да и конно-спортивных элементов оказалось заметно меньше, чем в предыдущих романах. Сюжетная интрига «Заезда» связана с адвокатской профессией главного героя, а его жокейское хобби выглядит, на мой взгляд, как не очень обязательный довесок. Сильной стороной Дика Фрэнсиса была высокая эмоциональность изложения, когда читатель мог сопереживать персонажу, от имени которого идет повествование. Но у Дика Фрэнсиса, видимо, в пожилом возрасте страсти утихли, а Феликс Фрэнсис усвоил «поздний ум отцов». Так что, увы, от соавторства особого прока не вышло – соревнование за внимание читателей авторы проигрывают.