«Сага о Форсайтах». Джон Голсуорси (лауреат Нобелевской премии по литературе (1932).
Хочу рассказать тем, кто ещё не прочёл, об известной книге, которая навсегда поселится у меня в голове и на книжной полке. «Сага о Форсайтах».
Для меня, в первую очередь, это история о «нелюбви».
История нелюбви Ирэн к Сомсу, нераздёлённой любви Сомса к Ирэн, нелюбви Сомса к другой женщине.
О том, что самодостаточные люди не живут с нелюбимым: ни от страха одиночества, ни из-за достатка и прочее. Даже если это женщина. А самодостаточная женщина - это редкость. О том, что все крутят пальцем у виска и думают про себя - чего она нос воротит, такой кавалер, строит из себя. Это всё - те женщины, которые живут с «хорошими людьми» из страха одиночества и у которых больше одного предложения не было, те женщины, которых задевает такое «разбрасывание» поклонниками, тем более, когда их количество больше одного.
Но их жизни напоминают строки Андрея Дементьева «…но это будет значить, что ты умер, хотя ты будешь думать, что живёшь».
Так как, не познав настоящего счастья, построив семью по причинам: пришло время, все создали семью, нежелание жить в одиночестве, хорошая партия, будешь всю жизнь вспоминать несложившуюся любовь, подглядывать за жизнью некогда любимых, хоть и больно, но как мазохист, делать это опять и снова. Это горькая плата всей своей жизнью за трусость. Плата отсутствием личного счастья, детьми от нелюбимых, непониманием для чего всё это, воспоминаниями, которые бередят душу, ревностью, на которую не имеешь права и тяжкими супружескими обязанностями, потому что «надо». И невозможностью ничего изменить, «потому что дети»…
«Жить» такую жизнь может только тот, кто не познал настоящего пьянящего счастья, пусть даже и с падениями и горькими разочарованиями...
Ирэн не такая. Она исключение из правил. А учитывая время, которое описывается в саге – это немыслимо – небогатой женщине, которой повезло удачно построить свою судьбу, будучи бедной сиротой, проживающей с мачехой, бросить мужа, уйти и жить одной, наконец! И, несмотря, на горькие попытки мужа, вернуть любимую всей душой жену, не поддаться, потому, что не любишь.
Не поддаться, не смотря на то, что человек, действительно хороший, порядочный и горячо любит, это очень тяжело, это как столкнуть в пропасть человека, для которого ты, несмотря на все земные блага, луч света, самое важное, самое большое, горячо любимое, но и самое горькое.
Быть жестоким, даже невольно, очень тяжело!
Говорят, если история закончилась плохо, это ещё не конец.
Ирэн, возможно, за свою смелость получит подарок от судьбы.
А Сомс – нет. Злая шутка. Он уже получил (хотя я бы сказала – заполучил) когда – то Ирэн, но это не сделало его счастливым, скорее наоборот.
Хитросплетения жизни этой семьи очень интересные. К чему приведёт история несчастной любви Сомса к Ирэн? Рассказывать не буду.
Кто заинтересуется, прочтёт. Книга всемирно известная. И многими любимая. Качественная. Думаю, никто не станет с этим спорить. Так как это классика.
Это книга о любви и нелюбви, о жизни в целом, об одной семье «собственников», семье, стоящей выше всех остальных.
Но это не «мыльная опера» из «Союзпечати» с херувимами, розами и парой красивых людей на обложке, где женщина с оголёнными плечами, закрыла глаза от страсти»).
Всем советую.
Особенно юным девушкам. Для развития вкуса.
Эта книга говорит о том, что любви от благодарности не случается, потому что люди не собаки. О том, что дети должны быть плодом любви, потому что люди не животные.
Очень понравилось, как автор написал финал, где главный герой рассуждает о своей ранее прожитой жизни. БЕЗУМНО понравилось.
Книга объёмная, много персонажей, много маленьких историй из жизни каждого представителя большой семьи.
Всё, как я люблю. Начиная читать, делаешь это с удовольствием, т.к. знаешь, что впереди ещё много – много страниц.
Очень понравился слог Голсуорси. Я считаю его прекрасным представителем английской литературы, которую не просто обожаю, это от начала и до конца всё «моё».
Отзывы на книги автора Голсуорси Джон
Очень хочется переиздания данного шедевра в этой серии
Жизнь есть путь
Наверное, имя английского писателя Джона Голсуорси у многих из нас ассоциируется, прежде всего, с его знаменитой «Сагой о Форсайтах», повествующей о судьбе нескольких поколений семьи и приоткрывающей изнанку внешне успешной, респектабельной, счастливой жизни, за которой подчас скрываются страдания, предательства, ненависть, интриги и обман.
Однако в сборнике «Прогулка в тумане» Джон Голсуорси предстает перед нами как мастер жанра короткого рассказа, тем не менее схватывающего в объектив все противоречивые стороны человеческой натуры. Автору удается вскрыть внутренние конфликты, показать эволюцию психологического состояния своих героев, что на протяжении всей книги объединено общими темами и художественными приемами.
В первом рассказе этого сборника «Первые и последние» главные герои - успешный адвокат Кит Даррант и его брат Ларри - представляют собой два противоположных характера: первый – воплощение рассудочности, а другой – чувственности. Ларри случайно в целях обороны убивает бывшего мужа своей возлюбленной Ванды и признается в этом своему брату. Оба этих героя сталкиваются со сложной для каждого из них и актуальной для любого человека во все времена проблемой выбора: у Лоренса это конфликт между любовью к девушке и своей совестью, а у Кита – это выбор между родственными чувствами к брату и справедливостью, долгом законопослушного гражданина и представителя правосудия. Однако это противоречие в последнем случае осложняется тем, что за этой внешней «правильностью» выбора стоит еще и собственная выгода, поскольку Кит не в последнюю очередь думает о себе, своей репутации и положении в обществе. Что же окажется сильнее и станет решающем в этом столкновении, как поведет себя в этой непростой ситуации каждый из персонажей - это и составляет главную интригу рассказа. Само название и эпиграф наталкивают нас на мысль о том, что в жизни все непредсказуемо и может в любой момент поменяться местами, а также заставляет задуматься, в чем же истинная сила, а где слабость поступка каждого из героев.
Второй рассказ «Цвет яблони» продолжает заданную линию. Вновь в самом начале перед нами два противоположных человеческих типа – романтик Фрэнк Эшерст и его более прагматично настроенный друг - Роберт Гартон. В эпицентре острого внутреннего конфликта находится Фрэнк – он тоже оказывается перед непростым выбором между своим чувством и порывом – любовью к простой деревенской девушке Мигэн - и долгом, который претит ему воспользоваться искренними чувствами девушки. Но не скрывается ли за этим внешним благородством вновь подмена понятий, и не оказывает ли социального положение решающего влияния на выбор Фрэнка? На этот вопрос каждый читатель должен ответить сам.
В этом рассказе появляется еще один важный элемент, штрихи которого были намечены прежде и который постоянно присутствует далее, еще одно главное действующее лицо – это природа. Элементы пейзажа и описания природы играют здесь важную роль, становясь источником вдохновения для героев и представляя собой прием психологического параллелизма, но нередко, напротив, они также могут оттенять и контрастировать с происходящим (например, в рассказе «Странности жизни»). Кроме того, здесь же возникает еще одна сквозная тема всего сборника - тема искусства, неуловимости и хрупкости красоты окружающего мира и природы, невозможности ее запечатлеть и передать. Появляется мысль о том, что современный человек часто не замечает и не ценит этого, что порождает конфликт и непонимание между цивилизацией и чистой, первозданной природой, что воплощено на уровне персонажей в образах Фрэнка и Мигэн. Эта идиллическая пасторальная тема, тема весны, обновления, заданная в самом начале и во многом способствующая зарождению чувств между героями, контрастирует с финалом рассказа, где становится ясно, как кратковременен, мимолетен и хрупок по сравнению с вечной красотой природы этот «период весны» в жизни каждого человека. Ретроспективная композиция, строящаяся на воспоминаниях молодости героя, придает этому произведению оттенок меланхоличности, тонкий лиризм и грусть (тот же самый прием используется и в рассказе «Санта-Лючия»).
Теме вечного поиска красоты в искусстве, которому можно посвятить всю свою жизнь, довольствуясь лишь мимолетным счастьем, когда приходит вдохновение и, как кажется, наконец-то удалось ухватить то невидимое, которое постоянно ускользает от нас, и запечатлеть душу природы, что затем вновь часто оказывается иллюзией и обманом, посвящен еще один рассказ этого сборника - «Бересклет».
Не оставляет без внимания автор и острые социальные катаклизмы и противоречия рубежа 19-20 веков. Так, в рассказе «Поражение» на фоне событий Первой мировой войны перед нами раскрывается трагическая судьба немецкой девушки, в сердце которой не осталось больше веры, а только боль и одиночество, но тем не менее теплится привязанность к своей родной земле и остаются живы воспоминания о прежде счастливой мирной жизни. Писателю здесь на важны национальности, точнее он хочет показать, что война убивает все и всех и этому нет оправдания. Эта история служит всего лишь иллюстрацией загубленных судеб миллионов ни в чем неповинных людей. Джон Голсуорси выступает здесь с обличительным пафосом, он против самой сути войны, губящей все лучшее, что есть в человеческой натуре.
Интересны и сами женские образы, которые нередко выступают в контрасте (например, образ матери и дочери в рассказе «Странности жизни»). Зачастую героинями рассказов Голсуорси становятся падшие женщины, которые, тем не менее, вызывают сострадание и сочувствие («Странности жизни», «Поражение») и в которых причудливым образом уживается нравственность, кротость, искренняя любовь, готовность к самопожертвованию («Первые и последние»), напоминающие тем самым по своему типажу героиню Ф. М. Достоевского Сонечку Мармеладову.
Несмотря ни минорную тональность большинства новелл этого сборника, Джону Голсуорси не чуждо ироническое отношение к жизни и происходящему (например, это отчетливо просматривается в рассказе «Надежды»). Эта ирония иногда превращается в горькую усмешку судьбы («Лес») или же помогает передать неоднозначное отношение к герою, его поступкам, выбору, жизненному кредо, несмотря на положительную в целом оценку его личностных и человеческих качеств (например, в рассказе «Человек с выдержкой»).
Наконец, квинтэссенцией всего сборника становится заглавный рассказ «Прогулка в тумане», который представляет собой философскую метафору и аллегорию человеческой жизни, хотя некоторые, возможно, упрекнут его в отсутствии фабулы и развития сюжета как такового. Здесь сходятся воедино все черты писательской манеры Джона Голсуорси: пейзажные зарисовки вторят внутреннему состоянию героя, и малейшие изменения в природе символизируют тончайшие движения человеческой души, изменения в психологическом состоянии и эмоциональном плане, а также знаменуют собой этапы человеческой жизни в целом. Оставшись один на один с этим первозданным, естественным природным миром, человек призван испытать единение и слиться с ним, прислушаться к нему и почувствовать себя его органичной частью, ведь самое ценное – это достигнуть гармонии внутри себя и с миром вокруг нас.
Надо отметить, что во всех рассказах этого сборника вы не найдете однозначно счастливого хеппи-энда: все они пронизаны тонкой меланхолической грустью, а иногда после прочтения остается некое чувство недосказанности. Этот открытый финал, с одной стороны, еще больше приближает их к реальной жизни, что прекрасно вписывается в литературный и культурный контекст эпохи рубежа 19-20 веков. С другой стороны, это оставляет надежду на то, что лучик света обязательно появиться на горизонте, послужит путеводной нитью и укажет дорогу тем, кто сбился со своего жизненного пути, который часто застилает туман неизвестности, невзгод, печалей, проблем, суетных мыслей, и что наша дорога к будущему окажется яснее, светлее, полной надежд и веры в лучшее.
Ужасное издание этой замечательной книги. На страницах поля практически отсутствуют, печать слепая. Читать невозможно. Если хотели выпустить в одном томе, формат сделали бы больше. Издательству должно быть стыдно за такую халтуру. Жалко потраченных денег.
Удивительная книга!
Автор гениального произведения «Сага о Форсайтах» английский писатель Джон Голсуори. В центре большая семья, канва эпоха, а внутри суетливая жизнь.
Эта книга удивительная, объемная, правдивая, она совершенна, многообразна. Мне безумно понравилась история Форсайтов она меня просто заворожила. Язык, стиль изложения покорили сразу и навсегда. Я прочитала от корки до корки всю историю, посмотрела экранизацию и у меня не хватает слов, что бы описать это произведение. Читайте, думаю, вам понравится, ведь в этом произведении каждый найдет для себя что-то свое, то, что затронет душу и останется в ней навсегда.
Книга читается легко, но не быстро, объем-то не маленький))
Сага о Форсайтах
Как только я впервые увидела эту книгу, меня испугал размер. Казалось, что я никогда не осилю её. Но все стало гораздо проще, когда я начала читать. На самом деле прочитала я так быстро, что удивилась сама. Наверное, потому что затянуло повествование. Здесь мы видим главных героев на протяжении долгого отрывка времени, наблюдаем, как они меняются, как складывается их жизнь. За это время герои стали для меня друзьями. Я считаю, что это очень важно. Покорили, конечно, описания и сравнения. Очень красочно и красиво. Я нисколько не жалею, что прочитала эту книгу. В ней можно найти эмоции, нравы того времени, красивую природу и интересных персонажей. Не все складывается так просто. Главной героине предстоит пережить достаточно потерь.
Браво!
Спасибо редактору за выбор интересного произведения для данной серии, уже как-то надоело всякие приключения детские читать, а тут серьезное произведение авторитетного писателя. Была очень довольна упражнениями - подобраны с умом. Видно, что в этот раз постарались!
Хорошая книга для «фанатов Форсайтов» (и не только для них)…
Это – очень интересный роман. Он не так известен, как «Сага о Форсайтах», но тоже хорошо написан. Голсуорси – лауреат Нобелевской премии. Действие происходит в Англии. В романе рассказывается о леди и джентльменах. Этот роман можно считать удачным продолжением «Саги о Форсайтах». Но тот, кто не читал «Сагу» может спокойно начинать чтение Голсуорси с «Конца главы», так как это – совершенно отдельное произведение. Просто некоторые герои «Саги» есть и в «Конце главы». Например, Флер Форсайт – дочка Сомса – действует и в «Конце главы». А главной героиней «Конца главы» является Динни Черрел. Она – двоюродная сестра Майкла Монта – мужа Флер. Роман состоит из трёх частей. В первой части главная проблема в том, что брат Динни в далёкой экспедиции убил человека. Брат считает, что был прав. А Динни и другие родственники хотят, чтобы брата не посадили за убийство… В третьей части книги главная тема – бракоразводный процесс сестры Динни с жестоким мужем, который не хочет разводиться… Динни – очень привлекательная. На протяжении всей книги у неё появляются разные поклонники. А во второй части романа Динни встретила поэта Дезерта, которого до этого видела только однажды. Динни полюбила поэта, но я не буду заранее рассказывать, как будут складываться их взаимоотношения. Кстати, этот поэт в «Саге о Форсайтах» был влюблён во Флер Форсайт и ухаживал за ней. А ещё скажу, что в «Конце главы» у поэта возникла серьёзная проблема. Он много путешествовал по Востоку. И во время последней поездки он попал в плен и принял там ислам. А если бы он отказался, его бы убили. Когда он вернулся в Англию, он не собирался об этом рассказывать… Но что будет, если произойдёт «утечка информации»? В Англии джентльмены должны следовать принципу: «Лучше умереть стоя, чем жить на коленях»…
Советую прочитать эту книгу!
Сага не о вампирах (окончание)
Эта книга является классикой мировой литературы. Здесь – второй том широко известной «Саги о Форсайтах». Голсуорси – лауреат Нобелевской премии. Действие происходит в Англии. В романе рассказывается о леди и джентльменах. Есть и второстепенные сюжетные линии. Форсайты – это большая семья. Точнее, это не одна семья, а множество родственников. Книга хорошо написана и легко читается.
Главные герои первого тома - Сомс и Ирэн Форсайты - развелись. После этого Сомс женился, и у него родилась дочка. А Ирэн вышла замуж, и у неё родился сын. Во втором томе главные герои – дочка Сомса и сын Ирэн. Сюжет пересказывать не буду. А из книги вы узнаете, что будет, если эти дочка и сын познакомятся и полюбят друг друга. Как отреагируют на это Ирэн и Сомс? Как сложатся взаимоотношения героев книги? Роман очень интересный.
Всем советую прочитать эту книгу!