Джон Голсуорси

Джон Голсуорси (14 августа 1867 — 31 января 1933) — классик британской литературы и нобелевский лауреат. Крупнейшее его произведение — «Сага о Форсайтах», хроника жизни членов английской семьи, принадлежавшей верхушке среднего класса, аналогичной семье самого писателя.

Семья будущего классика английской литературы была весьма богата, управляла обширными имениями и была известна в светском обществе. Как и следовало ожидать, учился юный Голсуорси в Оксфордском университете. В студенческие годы он увлекся чтением и спортом. Судя по всему, Голсуорси не видел себя в роли адвоката и по окончании учебы отправился в длительное путешествие по Европе, Азии и Австралии.

Когда Голсуорси было 28 лет у него начался тайный роман с женой двоюродного брата. Десять лет спустя после развода Ады Пирсон со своим первым мужем и смерти отца Джона Голсуорси, влюбленные смогли соединить себя узами брака. Позднее Ада Пирсон послужила прототипом для целой вереницы литературных героинь своего мужа.

Первую книгу Голсуорси опубликовал под псевдонимом. Это был сборник рассказов «От четырех ветров». А 1898 годом датирован первый роман «Джоселин».

В наши дни имя Джона Голсуорси связано, прежде всего, с романами, в частности, «Сагой о Форсайтах» — многотомной эпопеей об одноименном семействе и его окружении. Эти книги, как другие произведения писателя, описывают особенности уклада жизни верхушки среднего класса английского общества. Хотя писатель и симпатизирует своим героям, он подчеркивает их ограниченность, снобизм, отношения, построенные на корысти и разрушающие моральные устои общества. Голсуорси рассматривается специалистами как один из первых авторов эпохи короля Эдуарда, который оспаривается общественные идеалы, присущие предыдущему литературному периоды — викторианской Англии.

Буквально за три месяца до своей смерти Джон Голсуорси стал лауреатом Нобелевской премии по литературе.

Читать полностью Свернуть текст

Отзывы

Прогулка в тумане

Жизнь есть путь

Наверное, имя английского писателя Джона Голсуорси у многих из нас ассоциируется, прежде всего, с его знаменитой «Сагой о Форсайтах», повествующей о судьбе нескольких поколений семьи и приоткрывающей изнанку внешне успешной, респектабельной, счастливой жизни, за которой подчас скрываются страдания, предательства, ненависть, интриги и обман.
Однако в сборнике «Прогулка в тумане» Джон Голсуорси предстает перед нами как мастер жанра короткого рассказа, тем не менее схватывающего в объектив все противоречивые стороны человеческой натуры. Автору удается вскрыть внутренние конфликты, показать эволюцию психологического состояния своих героев, что на протяжении всей книги объединено общими темами и художественными приемами.
В первом рассказе этого сборника «Первые и последние» главные герои - успешный адвокат Кит Даррант и его брат Ларри - представляют собой два противоположных характера: первый – воплощение рассудочности, а другой – чувственности. Ларри случайно в целях обороны убивает бывшего мужа своей возлюбленной Ванды и признается в этом своему брату. Оба этих героя сталкиваются со сложной для каждого из них и актуальной для любого человека во все времена проблемой выбора: у Лоренса это конфликт между любовью к девушке и своей совестью, а у Кита – это выбор между родственными чувствами к брату и справедливостью, долгом законопослушного гражданина и представителя правосудия. Однако это противоречие в последнем случае осложняется тем, что за этой внешней «правильностью» выбора стоит еще и собственная выгода, поскольку Кит не в последнюю очередь думает о себе, своей репутации и положении в обществе. Что же окажется сильнее и станет решающем в этом столкновении, как поведет себя в этой непростой ситуации каждый из персонажей - это и составляет главную интригу рассказа. Само название и эпиграф наталкивают нас на мысль о том, что в жизни все непредсказуемо и может в любой момент поменяться местами, а также заставляет задуматься, в чем же истинная сила, а где слабость поступка каждого из героев.  
Второй рассказ «Цвет яблони» продолжает заданную линию. Вновь в самом начале перед нами два противоположных человеческих типа – романтик Фрэнк Эшерст и его более прагматично настроенный друг  - Роберт Гартон. В эпицентре острого внутреннего конфликта находится Фрэнк – он тоже оказывается перед непростым выбором между своим чувством и порывом – любовью к простой деревенской девушке Мигэн  - и долгом, который претит ему воспользоваться искренними чувствами девушки. Но не скрывается ли за этим внешним благородством вновь подмена понятий, и не оказывает ли социального положение решающего влияния на выбор Фрэнка? На этот вопрос каждый читатель должен ответить сам.
В этом рассказе появляется еще один важный элемент, штрихи которого были намечены прежде и который постоянно присутствует далее, еще одно главное действующее лицо – это природа. Элементы пейзажа и описания природы играют здесь важную роль, становясь источником вдохновения для героев и представляя собой прием психологического параллелизма, но нередко, напротив, они также могут оттенять и контрастировать с происходящим (например, в рассказе «Странности жизни»). Кроме того, здесь же возникает еще одна сквозная тема всего сборника - тема искусства, неуловимости и хрупкости красоты окружающего мира и природы, невозможности ее запечатлеть и передать. Появляется мысль о том, что современный человек часто не замечает и не ценит этого, что порождает конфликт и непонимание между цивилизацией и чистой, первозданной природой, что воплощено на уровне персонажей в образах Фрэнка и Мигэн. Эта идиллическая пасторальная тема, тема весны, обновления, заданная в самом начале и во многом способствующая зарождению чувств между героями, контрастирует с финалом рассказа, где становится ясно, как кратковременен, мимолетен и хрупок по сравнению с вечной красотой природы этот «период весны» в жизни каждого человека. Ретроспективная композиция, строящаяся на воспоминаниях молодости героя, придает этому произведению оттенок меланхоличности, тонкий лиризм и грусть (тот же самый прием используется и в рассказе «Санта-Лючия»).
Теме вечного поиска красоты в искусстве, которому можно посвятить всю свою жизнь, довольствуясь лишь мимолетным счастьем, когда приходит вдохновение и, как кажется, наконец-то удалось ухватить то невидимое, которое постоянно ускользает от нас, и запечатлеть душу природы, что затем вновь часто оказывается иллюзией и обманом, посвящен еще один рассказ этого сборника - «Бересклет».
Не оставляет без внимания автор и острые социальные катаклизмы и противоречия рубежа 19-20 веков. Так, в рассказе «Поражение» на фоне событий Первой мировой войны перед нами раскрывается трагическая судьба немецкой девушки, в сердце которой не осталось больше веры, а только боль и одиночество, но тем не менее теплится привязанность к своей родной земле и остаются живы воспоминания о прежде счастливой мирной жизни. Писателю здесь на важны национальности, точнее он хочет показать, что война убивает все и всех и этому нет оправдания. Эта история служит всего лишь иллюстрацией загубленных судеб миллионов ни в чем неповинных людей. Джон Голсуорси выступает здесь с обличительным пафосом, он против самой сути войны, губящей все лучшее, что есть в человеческой натуре.
Интересны и сами женские образы, которые нередко выступают в контрасте (например, образ матери и дочери в рассказе «Странности жизни»). Зачастую героинями рассказов Голсуорси становятся падшие женщины, которые, тем не менее, вызывают сострадание и сочувствие («Странности жизни», «Поражение») и в которых причудливым образом уживается нравственность, кротость, искренняя любовь, готовность к самопожертвованию («Первые и последние»), напоминающие тем самым по своему типажу героиню Ф. М. Достоевского Сонечку Мармеладову.
Несмотря ни минорную тональность большинства новелл этого сборника, Джону Голсуорси не чуждо ироническое отношение к жизни и происходящему (например, это отчетливо просматривается в рассказе «Надежды»). Эта ирония иногда превращается в горькую усмешку судьбы («Лес») или же помогает передать неоднозначное отношение к герою, его поступкам, выбору, жизненному кредо, несмотря на положительную в целом оценку его личностных и человеческих качеств (например, в рассказе «Человек с выдержкой»).
Наконец, квинтэссенцией всего сборника становится заглавный рассказ «Прогулка в тумане», который представляет собой философскую метафору и аллегорию человеческой жизни, хотя некоторые, возможно, упрекнут его в отсутствии фабулы и развития сюжета как такового. Здесь сходятся воедино все черты писательской манеры Джона Голсуорси: пейзажные зарисовки вторят внутреннему состоянию героя, и малейшие изменения в природе символизируют тончайшие движения человеческой души, изменения в психологическом состоянии и эмоциональном плане, а также знаменуют собой этапы человеческой жизни в целом. Оставшись один на один с этим первозданным, естественным природным миром, человек призван испытать единение и слиться с ним, прислушаться к нему и почувствовать себя его органичной частью, ведь самое ценное – это достигнуть гармонии внутри себя и с миром вокруг нас.
Надо отметить, что во всех рассказах этого сборника вы не найдете однозначно счастливого хеппи-энда: все они пронизаны тонкой меланхолической грустью, а иногда после прочтения остается некое чувство недосказанности. Этот открытый финал, с одной стороны, еще больше приближает их к реальной жизни, что прекрасно вписывается в литературный и культурный контекст эпохи рубежа 19-20 веков. С другой стороны, это оставляет надежду на то, что лучик света обязательно появиться на горизонте, послужит путеводной нитью и укажет дорогу тем, кто сбился со своего жизненного пути, который часто застилает туман неизвестности, невзгод, печалей, проблем, суетных мыслей, и что наша дорога к будущему окажется яснее, светлее, полной надежд и веры в лучшее.

Читать полностью
Сага о Форсайтах. Шедевр мировой литературы в одном томе

Ужасное издание этой замечательной книги. На страницах поля практически отсутствуют, печать слепая. Читать невозможно. Если хотели выпустить в одном томе, формат сделали бы больше. Издательству должно быть стыдно за такую халтуру. Жалко потраченных денег.

Читать полностью
Сага о Форсайтах. Шедевр мировой литературы в одном томе

Удивительная книга!

Автор гениального произведения «Сага о Форсайтах» английский писатель Джон Голсуори. В центре большая семья, канва эпоха, а внутри суетливая жизнь.
Эта книга удивительная, объемная, правдивая, она совершенна, многообразна. Мне безумно понравилась история Форсайтов она меня просто заворожила. Язык, стиль изложения покорили сразу и навсегда. Я прочитала от корки до корки всю историю, посмотрела экранизацию и у меня не хватает слов, что бы описать это произведение. Читайте, думаю, вам понравится, ведь в этом произведении каждый найдет для себя что-то свое, то, что затронет душу и останется в ней навсегда.
Книга читается легко, но не быстро, объем-то не маленький))

Читать полностью
Сага о Форсайтах. Том 1

Сага о Форсайтах

Как только я впервые увидела эту книгу, меня испугал размер. Казалось, что я никогда не осилю её. Но все стало гораздо проще, когда я начала читать. На самом деле прочитала я так быстро, что удивилась сама. Наверное, потому что затянуло повествование. Здесь мы видим главных героев на протяжении долгого отрывка времени, наблюдаем, как они меняются, как складывается их жизнь. За это время герои стали для меня друзьями. Я считаю, что это очень важно. Покорили, конечно, описания и сравнения. Очень красочно и красиво. Я нисколько не жалею, что прочитала эту книгу. В ней можно найти эмоции, нравы того времени, красивую природу и интересных персонажей. Не все складывается так просто. Главной героине предстоит пережить достаточно потерь.

Читать полностью
Последнее лето Форсайта (+CD)

Браво!

Спасибо редактору за выбор интересного произведения для данной серии, уже как-то надоело всякие приключения детские читать, а тут серьезное произведение авторитетного писателя. Была очень довольна упражнениями - подобраны с умом. Видно, что в этот раз постарались!

Читать полностью
Конец главы: роман

Хорошая книга для «фанатов Форсайтов» (и не только для них)…

Это – очень интересный роман. Он не так известен, как «Сага о Форсайтах», но тоже хорошо написан. Голсуорси – лауреат Нобелевской премии. Действие происходит в Англии. В романе рассказывается о леди и джентльменах. Этот роман можно считать удачным продолжением «Саги о Форсайтах». Но тот, кто не читал «Сагу» может спокойно начинать чтение Голсуорси с «Конца главы», так как это – совершенно отдельное произведение. Просто некоторые герои «Саги» есть и в «Конце главы». Например, Флер Форсайт – дочка Сомса – действует и в «Конце главы». А главной героиней «Конца главы» является Динни Черрел. Она – двоюродная сестра Майкла Монта – мужа Флер. Роман состоит из трёх частей. В первой части главная проблема в том, что брат Динни в далёкой экспедиции убил человека. Брат считает, что был прав. А Динни и другие родственники хотят, чтобы брата не посадили за убийство… В третьей части книги главная тема – бракоразводный процесс сестры Динни с жестоким мужем, который не хочет разводиться… Динни – очень привлекательная. На протяжении всей книги у неё появляются разные поклонники. А во второй части романа Динни встретила поэта Дезерта, которого до этого видела только однажды. Динни полюбила поэта, но я не буду заранее рассказывать, как будут складываться их взаимоотношения. Кстати, этот поэт в «Саге о Форсайтах» был влюблён во Флер Форсайт и ухаживал за ней. А ещё скажу, что в «Конце главы» у поэта возникла серьёзная проблема. Он много путешествовал по Востоку. И во время последней поездки он попал в плен и принял там ислам. А если бы он отказался, его бы убили. Когда он вернулся в Англию, он не собирался об этом рассказывать… Но что будет, если произойдёт «утечка информации»? В Англии джентльмены должны следовать принципу: «Лучше умереть стоя, чем жить на коленях»…

Советую прочитать эту книгу!

Читать полностью
Все отзывы (7)

Нужна помощь?
Не нашли ответа?
Напишите нам