От великого – до смешного
В серии «Великая отечественная литература» книга Гумилева – единственное научно-популярное произведение среди чисто художественных книг (Солженицын, Домбровский, Искандер…). Но, если задуматься, это МНИМОЕ исключение. Дело в том, что к произведениям «позднего» Л.Н. Гумилева (включая книгу «От Руси – к России») у ученых-историков отношение, скажем так, ОЧЕНЬ критическое. Признавая бесспорные литературные дарования автора (как никак, сын поэта Гумилева и поэта Ахматовой), историки считают, что по содержанию его книги «про пассионарность» гораздо ближе к художественной литературе, чем к исторической науке. Согласно этой самой ну о-о-очень оригинальной концепции пассионарности, этносы – это такие естественные биосоциальные организмы, которые живут примерно 1200 лет. Но тогда с историей России получается накладка. Ведь российская цивилизация действительно возникла где-то1200 лет назад. Однако заявить, что наша цивилизация вот-вот прикажет долго жить, Гумилев не мог, поскольку россияне скорее живы, чем мертвы. Поэтому «блестящему ученому» пришлось доказывать, что народ Древней Руси давно прекратил свое существование, а мы являемся другим народом – народом России. Этот новый этнос, по Гумилеву, возник в XIV-XV веках и у него есть еще будущее. Читая книгу, поражаешься, на что Лев Гумилев тратил последние десятилетия своей жизни. Он – титанический эрудит, отличнейший стилист. «Ранний» Гумилев (до того, как начал активно заниматься пассионарностью) был вполне приличным ученым-тюркологом и мог бы стать по-настоящему великим историком. А на старости лет стал посмешищем для настоящих ученых… Лет через 20 его будут вспоминать не как Карамзина или Соловьева, а, в лучшем случае, как Валишевского. Поэтому я сильно-сильно сомневаюсь в справедливость причисления этой книги к «великой отечественной литературе». Не надо путать божий дар с яичницей.