Очень долго не могла подступиться к этому роману, поскольку начиталась негативных отзывов. Многие из них заявляли, что это самая слабая книга Кутзее, несмотря на собранные награды. Прочла наконец. Хожу уже неделю прокручивая сюжеты и диалоги. Роман не отпускает.
Отзывы на книги автора Исигуро Кадзуо
Исигуро - красавчик! Книга и внешне прекрасная и содержание не разочаровало.
Начала знакомство с Исигуро с этого романа. Специфический автор, но мне понравилось. Очень необычный язык, наверное, характерная черта японской литературы, но утверждать не берусь - я не сильно много читала японцев. Непривычно неописательно, но это не значит, что плохо, просто непривычно…
Клара - робот, искусственная подруга Джози, и повествование ведется от ее лица. Много моральных аспектов раскрывается, я часто рассуждала о том, что такое человечность и человек. Прямые параллели с Гофманом - в самое сердце (филолог машет вам ручкой, нам многого не нужно для счастья).
В общем, крайне интересная книга, которую стоит читать и над которой стоит думать!
Переосмысливая Гофмана
Я не знаю, в какой степени для Кадзуо Исигуро его новый роман соотносится с гофмановым "Песочным человеком". В интервью, приуроченных к выходу книги, он ничего об этом не говорит, хотя об этом его ведь никто и не спрашивает. Но в том, что связь есть, сомневаться не приходится. Да и разбросанные по тексту отсылки достаточно ясно дают это понять.
"Клара и солнце" книга об андроиде, по сути - кукле, изображающей юную девушку. Впрочем, сходство никого обмануть не может, похожая на живую девочку, роботесса, может даже скопировать походку или манеру говорить конкретного человека, но не весь поведенческий комплекс. Да сходство и не призвано этого делать. Ну. кроме, может быть, тех случаев, когда "я сам обманываться рад".
Ее, от лица кого ведется рассказ, зовут Кларой, как самоотверженную добрую героиню "Песочного человека", которая пыталась составить счастье бедного Натаниэля, на свою беду слишком близко сошедшегося с миром искусственной природы. А злобный мастер кукольник, которого у Гофмана зовут Коппелиусом, здесь М-р Копальди. Ну и стекла, конечно: играющие роковую роль у ЭТА, здесь они выступают знаком надежды, хотя тоже тесно связаны со сверхъестественным.
Может быть Мэтр не планировал никакой связи, все эти совпадения неосознанны, но так или иначе они появляются, раз увидев, игнорировать уже не выходит. И мне кажется, что взгляд Исигуро на вещи, на человеческую природу, на мир в целом куда оптимистичнее, чем у сумрачного немецкого гения. Хотя тоже бесконечно печален. Да, бывают и такие сочетания.
Итак, недалекое будущее. Нет радикальных отличий от дня сегодняшнего, кроме, разве что, дальнейшего развития интеллектоемких технологий, сделавших возможным существование AF (Artificial Friends), подобных Кларе. И еще, некоторых изменений, призванных улучшить природу и увеличить конкурентоспособность. Вносимых, не в геном, как в большинстве научно-фантастических прогнозов, а в организм ребенка. Уже достигшего возраста минимального осмысления, с согласия взрослого опекуна.
Эта часть важна. потому что такого рода улучшения в некоторых случаях могут сильно навредить здоровью и даже привести к смерти. Хотя опасность остается реальной до определенного возраста, скорее всего, до пубертата. Однако без них шансы поступить в престижный колледж, а затем встроиться на привилегированную позицию в социум стремятся к нулю.
Девочка Джози, чьей "искусственной подругой" предстоит стать андроиду второго поколения Кларе, не слишком хорошо переносит последствия улучшения. Она на дистанционном обучении, живет в сельской глуши, единственный друг, который при ней неотлучно, соседский мальчик Рик. Его мама выбрала в свое время отказ, и престижный колледж ему теперь не светит. Но Рик талантлив, а программируемых им дронов-птиц не отличишь порой от настоящей стаи.
В романе лишь пунктирно намечены черты грядущего, но набросок, сделанный рукой мастера, стоит больше законченной картины в багете и под стеклом от ремесленника. В том смысле, что многое мы можем додумать сами и истории это, удивительным образом, лишь на пользу.
Исигуро верен себе и спектру тем, значимых для него в прежних романах: морально-этические проблемы; экология; отношения людей, которые предпочли бы остаться неизменными в меняющемся мире; рискованные медицинские и социальные эксперименты. И главное для меня у него - преданность долгу, служение, лояльность на грани, а чаще за гранью самопожертвования. "Клара и солнце" отличная книга. Бесконечно печальная и прекрасная.
Новую книгу Кадзуо Исигуро я ждала с нетерпением и выпросила у коллег файл. Прочитала треть за один раз, не отрываясь, с экрана, и решила, что хочу дождаться в бумаге: мне хотелось отмечать интересные фразы, следить, отмечая бумажными закладками важные вехи в жизни главной героини, сравнивать, как меняются ее взгляды на мир и на людей. Ведь главная героиня очень необычная: это андроид, созданный быть другом, в мире, где дружить люди уже не умеют. В ней много ума и наблюдательности, но она еще очень наивна.
Мне страшно подумать, что ее металлическое сердце разобьют люди, неумеющие ни любить, ни дружить. Я продолжаю это книжное приключение и в предвкушении хорошего текста, и в волнении за судьбу персонажей.
Книга вышла в твердом переплете с суперобложкой, бумага кремовая, очень плотная и приятная
Говоря об этой книге, очень хочется вспомнить цитату из сериала "Твин Пикс" о том, что совы не то, чем кажутся. Совсем иной оборачивается и вся жизнь героев. Черное в этом романе становится белым и наоборот. Одно в тексте неизменно: с самого начала история о похождениях средневековых людей кажется очень современной и важной для каждого кто сегодня живет на Земле. Это чувство не покинет вас до последней страницы.
Страшный, но удивительно прекрасный роман на непростую тему. Не уверена, что посоветую его прочесть всем и каждому, но если вы поклонник хорошей литературы и не ждете, что автор будет беречь ваши чувства и гладить по головке, эта книга для вас.
Интригует, что здесь смешано немного японского (служение как смысл жизни) взгляда на жизнь в английском сеттинге. Думаю, только Исигуро мог придумать такое. Посмотрим, какой получился роман. Так-то Исигуро великий, конечно, автор, его "Не отпускай меня" - прекрасная работа. Очень рада, что ему дали в 2017 года Нобелевскую премию А до этого еще и Букер!
Эта великолепная книга была прочитана недавно и пока свежи воспоминания о ней свежи, ими я и поделюсь.
Роман глубокий, сильный, эмоциональный, открывается с каждой страницей, слой за слоем, как шелуха луковицы, обнажая сердцевину - непрекрытую и искреннюю историю одной жизни, одной судьбы.
Героиня вспоминает о своём детстве, годах учёбы в пансионе, юности, дружбе и любви. С самого начала - вроде ничего особенного. Только вот пансион - закрытая территория, у этих детей нет родителей, но они не сироты; они бесплодны, а потом ещё выясняется, что дети эти - клоны, доноры, которых выращивают как овощи на грядке для единственного предназначения - изъять у них органы. И дети об этом знают.
Каково это жить, когда знаешь, что ты - всего лишь дубликат человека, не имеющий возможности решать свою судьбу, не имеющий право на мечты и на любовь, а вся твоя жизнь - отсрочка до первой, второй, третьей выемки? Нет уверенности в завтрашнем дне, а есть только сегодня. Предопределенность и неизбежность, или нет?
Роман глубокий, сильный, эмоциональный, открывается с каждой страницей, слой за слоем, как шелуха у луковицы, обнажая сердцевину - непрекрытую и искреннюю историю одной жизни, одной судьбы.
Героиня вспоминает о своём детстве, годах учёбы в пансионе, юности, дружбе и любви. С самого начала - вроде ничего особенного. Только вот пансион - закрытая территория, у этих детей нет родителей, но они не сироты; они бесплодны, а потом ещё выясняется, что дети эти - клоны, доноры, которых выращивают как овощи на грядке для единственного предназначения - изъять у них органы. И дети об этом знают.
Каково это жить, когда знаешь, что ты - всего лишь дубликат человека, не имеющий возможности решать свою судьбу, не имеющий право на мечты и на любовь, а вся твоя жизнь - отсрочка до первой, второй, третьей выемки? Нет уверенности в завтрашнем дне, а есть только сегодня. Предопределенность и неизбежность, или нет?
Книга очень впечатлила и оставила двоякое впечатление тихой грусти.
И пусть я очень ждала присвоение нобелевской премии по литературе любимому Харуки Мураками, не сложилось , но в тот год победитель выбран справедливо - Кадзуо Исигуро её заслужил.
Книга о детстве, которого не было, и детстве, которое могло бы быть, если бы ему позволили случиться. О том, что дети - это всегда дети, даже если обстоятельства их рождения несколько отличаются от привычных. Для меня роман "Не отпускай меня" стал настоящим открытием: нереальность описываемых событий уже на первых страницах стерлась силой реалистичности описаний. Мне было больно и страшно вместе с главными героями, вместе с ними я пыталась разобраться в запутанной истории их происхождения, до самого конца продолжая надеяться на чудо. Это не про жизнь и смерть, а про что-то большее. Про жертвы, которых могло бы и не быть, если бы эгоизм и бесчувственность не стали основополагающими двигателями этого мира.
Never let me go
Вот уже на носу февраль. В школе, в которой я учился и из которой не так давно выпустился, традиционно для этого месяца пройдёт вечер встречи выпускников.
Но меня на нём не будет.
Хотя я очень скучаю, но... вряд ли скучаю именно по школе. Скорее, по прошлому, по своим школьным годам, которых больше не вернёшь, по себе тогдашнему и по своим одноклассникам - именно по тому, какими они были тогда. Сейчас всё другое, всё изменилось, и мы теперь отчасти другие. И я продолжаю жить в прошлом. Все мои мысли так и остались в нём, и я ежедневно перебираю свои воспоминания словно бусины в разноцветном ожерелье.
Когда я выбирал, что мне почитать в середину зимы (в эту довольно печальную пору, когда радость от праздников уже позади, а пасмурные будни и не думают отступать), то вариантов было много. И один из многих сборников рассказов Рэя Брэдбери, и сэлинджеровские "Фрэнни и Зуи", и что-нибудь из взрослого и философского у Экзюпери, и "Хлеб с ветчиной" Буковски... Но я остановился на книге вовсе не из этого первоначального списка вариантов. Я выбрал нечто другое. Недавнего нобелевского лаурета Кадзуо Исигуро. Не так давно я купил все его книги, изданные на русском, и теперь решил, что под моё печально-ностальгическое настроение подойдёт именно его книга "Не отпускай меня".
Приступая к чтению, думал, что этот роман исключительно о тайнах прошлого. Аннотация обещала мне "боль, которая исцелит, но останется... надолго". И морально я был к ней готов.
Книга оказалась вовсе не так проста и даже сложнее и многогранее, чем я её себе представлял. Здесь не столько о прошлом, сколько о неизбежном, в какой степени безжалостном будущем, в котором происходят вещи совершенно негуманные и во многом бесчеловечные. В романе Исигуро история мира и науки после Второй мировой войны получает несколько альтернативное развитие, что становится понятно далеко не сразу, а уже ближе к концу книги. В пятидесятые годы двадцатого века человечество достигает огромного прорыва в науке - становится доступным и практически сразу же широко распространяется клонирование людей.
Кто для людей клоны? Биомусор, материал, "твари дрожащие". Без чувств и без души. Отношение к ним несколько меняется лишь благодаря Хейлшему и другим подобным закрытым школам, которые выращивают клонов почти как обычных детей, заботясь об их здоровьи и образовании. В Хейлшеме никто не называет детей клонами или донорами, их именуют воспитанниками, но те в свою очередь уже предчувствуют свою судьбу: для них донорство (и как следствие - раняя смерть) в порядке вещей, некая миссия, для которой они и явились на свет - мол, другого и не дано. И это самое страшное.
Кажется странным и даже пугает то, что в те дни, пока я читал эту книгу, в интернете появилась новость о том, что на днях китайские учёные первыми в мире произвели клонирование макак. Что это значит? Теперь барьер сломан. Клонирование людей, о котором пишет Исигуро, теперь как никогда близко.
Но довольно о клонировании и донорстве. Ведь немаловажна психологическая составляющая романа, сами его герои, их образы, характеры. Три главных героя - они все абсолютно разные. Мне показалась невероятно близкой Кэти. Она, как и я, живёт воспоминаниями, постоянно анализирует прошлое, думает о том, что следовало бы сделать/сказать в ситуациях, которые уже давно прошли, минули и теперь уже далеко позади. Отсюда и неудивительно, что роман написан именно от её лица, так как её лучшие друзья, Рут и Томми, не так склонны к рефлексии.
Теперь о боли. Той самой, которую мне обещали после прочтения. Я не знаю, испытал ли я её, но книга уже третий день не даёт мне покоя. Не отпускает. То и дело думаю о ней, размышляю, на днях даже приснился один сон с небольшой отсылкой к книге. И я никак не могу начать читать что-то ещё, перейти уже к другой книге. Не получается. Я пока что до сих пор в ней.
Она удивительно подошла моему состоянию, настроению и многое оставила после себя. Я однозначно продолжу читать Исигуро. Сильный всё-таки писатель.
Немного о переводе. Он в целом мне понравился, но есть претензии к переводчику - не везде он справился со своей задачей. Так, например, то, что имя главной героини (Kathy H.) Мотылёв переводит как "Кэти Ш." вызывает некоторые сомнение в его профессионализме, возникает вопрос, чем же он руководствовался в данном случае. Та же проблема и с названием - переведено оно не совсем верно. Дословно должно было быть - "Никогда не отпускай меня". Смущали и несколько кривые фразы, то и дело встречающиеся в книге. Но особо чтению всё это не помешало и не сильно отвлекало - поэтому перевод и понравился мне в целом.
И всё-таки странно. Жанр этого романа не определишь сходу. Вроде бы есть научно-фантастический след, нечно антиутопичное и вместе с тем - это история о прошлом, школьных годах, отношениях, любви и дружбе. Читаешь, понимаешь, чем всё кончится - и при этом всё равно, переворачивая последнюю страницу, так грустно становится от нахлынувших обречённости и безысходности...
А я в восторге, замечательная книга, легкая летящая, завораживает живыми характерами и легкостью повествования. Проблемы их понятны, и ты грустишь и надеешься вместе с ними. Есть и семейные истории и про тех кто пытается пробиться в этом мире, молод и полон надежд и амбиций, и не боится рискнуть ради своей мечты. Японская утонченность и романтика старой Европы, это как нарисованный тушью в классическом стиле японской живописи собор Святого Петра.. завораживает и заставляет всматриваться в поисках знакомых деталей и восхищаться, уже знакомому чуду жизни.
Вот уже в третьей книге этого автора, я нахожу красивую песнь о семье, о любви к родным и вечной череде поколений, которые связаны между собой самыми светлыми узами, почтения, любви и заботы. Внешний мир, будто только декорации к развитию этих отношений, при этом он врывается в жизнь героев, пытается смешать, разрушить, но буря утихает и родственные отношения восстанавливаются, а смерть перестает быть трагедией, потому что после прочтения остается твердая уверенность, что близкие все одно рядом и присутствуют в жизни друг друга.
Старая добрая Британия и космос одного дома! Я после просмотра Аббатства Даунтон, искала что -то такое же атмосферное, с красивым миром ушедшей эпохи и чтобы про тех кто его создавал каждый день. Вообще в современном потоке хочется простых вещей, интересны взаимоотношения, переход поколений и мировоззрение. Вообще мир английской прислуги, можно назвать даже субкультурой, там свои были правила, своя система ценностей и целые семьи жили в его пределах, что действительно увлекательно и захватывает внимание. В книге никого не убивают, не обижают, она полна благородства и светлого отношения к людям, что на мой взгляд настоящее сокровище.
Очень нежная и при этом без крайностей книга, в ней говорится о многом, она оборачивает тебя как мягкий плед и ты снова и снова прокручиваешь в голове отрывки, диалоги. Лучшее чтение осенними днями. Много красивых описаний и герои, чьи переживания и истории просто будто видишь наяву! Мне очень понравилось, хочется перечитывать несколько раз, все больше и больше погружаясь в этот мирок. Вообще я читала у этого автора сначала Остаток дня и меня там зацепило мастерство описания повседневных вещей и красота мира простой жизни, вот и купила эту книгу, в общем даже без Нобелевской премии книги Исигуро стоит прочесть)
Громкий крик безнадёжности перед лицом смерти
Современное общество не удивить научными терминами типа "клонирование" и "донорство". Безусловно, мы о них знаем, но говорить об этом боимся. Клонирование людей - это вообще, на мой взгляд, нечто фантастическое и отрицаемое людьми. Донорство - более близкая людям тема с точки зрения медицины, величайшее достижение человечества в борьбе с неизлечимыми болезнями.
В романе Кадзуо Исигуро "Не отпускай меня" как раз описываются воспоминания тридцатилетней Кэти о детстве в привилегированном интернате Хейлшем. Этот интернат совершенно не обычный, ведь его воспитанниками являются дети-клоны, единственным предназначением которых является необходимость стать донорами.
Это произведение рассказывает о дружбе, любви, человеческой душе, жертвенности, а фоном является поднимаемая автором тема донорства и клонирования. Это очень глубокая, трогательная и грустная история.
Как замалчивается в обществе донорство и клонирование, так скрыт от чужих глаз интернат Хейлшем. На первый взгляд, совершенно обычное место. До тех пор, пока читатель не узнаёт, кто эти дети. Странно, страшно, удивительно воспринимается то, как эти дети относятся к своему предназначению - расстегнуть воображаемую молнию на теле, отдать что-то необходимое в медицинских целях и умереть после двух, трёх, четырёх выемок органов. Эти дети, по сути, не более, чем медицинский материал, но в Хейлшеме их воспринимают как людей, у которых есть душа и которым не чуждо всё человеческое. Эту душу выявляют у воспитанников путем творческого воспитания.
Тридцатилетняя Кэти тоже на пороге своего предназначения. Существует мнение, что перед смертью человек видит все значимые события жизни, так и она, потеряв дружбу и любовь, предаётся воспоминаниям. Дружба зародилась внезапно. Друзья важны настолько, что Кэти жертвует любовью, а потом всеми силами пытается нагнать упущенное время. Слишком поздно...
Не отпускай меня - это, наверно, трогательный крик: не отпускай любовь, не отпускай любимого, не отпускай момент, который может быть мимолётным, но безмерно важным, не отпускай даваемую жизнью возможность.
Когда жизнь коротка
От прочтения этой книги по кожи бегут мурашки. Жили себе Кэти и ее друзья Томи и Руд, учились в закрытой школе и вели вполне обыденную жизнь, но вот однажды они узнали, что их судьба это донорство. Их жизнь – это миг, шанс дать ее кому-то другому. Для них жизнь заключается только в этом. Кто обрек детей на такое? Сложно представить ощущение человека, знающего что его дни и дни его товарищей сочтены.
Автор рассказывает это без прикрас, очень реалистично и правдоподобно, но он не утяжалает книгу, а скорее заставляеят задуматься о смысле жизни и ее ценности.
***
Я ожидала чего-то иного, выбирая эту книгу. Хотелось легкого свежего ветра, нежности цветущей сакуры, и превращения слов в ноты… Хотелось, хотя бы с помощью книги окунуться в атмосферу Японии. Не удалось, к сожалению, действие рассказов происходит в Европе. И, имена у героев европейские, и сами они европейцы, и от Японии они еще дальше, чем я, потому что характеры у них европейские. Может быть, автор, хотел развеять стереотипы?
В сборник рассказов Кадзуо Исигуро «Ноктюрны», входят пять историй, о людях, чья жизнь связанна с музыкой... Герои не являются известными и востребованными музыкантами, они небогаты, но, наверно, талантливы. И, объединяет героев музыка.
Рассказы короткие, лаконичные, читаются быстро. Можно ли назвать, их ноктюрнами? Я не знаю…
Первый рассказ сборника называется «Звезда эстрады». Герой рассказа гитарист, играющий в маленьких венецианских кафе. Однажды среди зрителей он замечает, известного некогда музыканта… и решается подойти. Не знаю, чем притягивает чужая слава и откуда появляется желание пообщаться с кумиром? Герой подошел, завязал знакомство и помог звезде эстрады…
Второй рассказ «И в бурю, и в ясные дни» о герое, по имени Рей. Был он, в общем-то, своей жизнью доволен, пока в гости его не пригласили друзья. С такими друзья врагов не надо,… осуждают они главного героя, считая его неудачником. Рей у них мерило успешности, вроде как на его фоне, они кажутся выше, удачливей. Этот рассказ мне понравился.
Третий рассказ сборника называется «Молверн-Хиллз» и он о молодом человеке, который бросил учебу, решив посвятить свою жизнь музыке. Он мечется по Лондону, пытаясь устроиться в группу, но у него ничего не получается… Он сам сочиняет песни, и, кажется, именно из-за этого ему все отказывают. Решать бросить музыку или пойти на риск… ему придется в живописном месте под названием «Молверн-Хиллз».
Четвертый рассказ «Ноктюрн» о немолодом музыканте, который под давлением окружающих решается на пластическую операцию… Вероятно, он на самом деле талантлив, сможет ли новая внешность принести ему известность?
«Виолончелисты» пятый рассказ о том, как легко измениться под чужим влиянием и потерять себя…
Книга вышла в серии Pocket book, единственный минус этого издания мягкая обложка. Страницы тонкие, чуть сероватые, шрифт довольно крупный (читабельный). Внешне книга притягивает внимание, красивое оформление обложки.
Открытие
Книга Кадзуо Исигуро "Не отпускай меня" стала для меня открытием прошлого года. Не вспомню сейчас точно как я ее нашла, но помню, что сразу же решила почитать, когда узнала, что речь в ней о судьбе клонов.
Это очень интригующая и любопытная тема на сегодняшние дни.
Что если на самом деле будет создан жизнеспособный клон? Кем он будет в этом мире? Какого его этическое, социальное и биологическое существование?
Мы будем воспринимать их как игрушки, материал, или самостоятельных людей, на которых тоже будут распространяться права человека?
В данном произведении клонов считают лишь материалом, который служит неким хранилищем органов для будущих трансплантаций обычным людям.
С одной стороны это удобно, это решает многие проблемы, но... Они же тоже живые существа! Они растут, живут, думают, играют, влюбляются и прочее. Разве это не кощунство использовать их как домашний скот?
Какого жить, зная, что твоя жизнь будет короткой, потому что ты клон? Ты не можешь стать счастливым и жить, как остальные.
Я бы не сказала, что произведение очень тяжелое. Автор старался больше описать то, как проходила бы их жизнь до того момента, как они созрели бы для операций.
Так же там присутствуют люди, которые пытались доказать, что клоны такие же люди, как мы, и у них есть души, что они способны на высшие чувства, что такое отношение не правильное.
Но кому это надо, когда все идет так успешно? Да никому.
Произведение однозначно понравилось. Советую к прочтению.