Андрей Харук

Читать полностью Свернуть текст

Книги автора

Все книги (25)

Отзывы

Ненавистная

Удивительные совпадения

Открывая книгу А. Харука "Ненавистная "Рама" FW189" радуешься хорошей печати, прекрасному оформлению. Но читая ее, сталкиваешься с удивительными совпадениями.
Первое, что бросилось в глаза - предисловие. Дословно: "Об истории создания, производства и боевого применения лучшего авиаразведчика Второй Мировой рассказывает эта книга, богато иллюстрированная сотнями уникальных чертежей и фотографии"
Конечно, сначала мы поговорим о тексте, а потом об "уникальных" с точки зрения автора иллюстрациях.
Вначале идет обширное вступление, к "Раме" отношения не имеющее. Первое упоминание о самолете появилось на странице 19. До боли знакомые слова резанули глаз.
Харук пишет: "Когда в 1941 г. пресс-служба рейхсминистерства авиации официально объявила о существовании тактического разведчика Fw 189, она дала ему характерное прозвище — «Das Fliegende Аuge» — «воздушные глаза». Эта машина оказалась разносторонней в применении, популярной среди своих пилотов и одной из самых надежных среди авиатехники люфтваффе. К тому же, Fw 189 был задуман тогда, когда лучшей схемой разведчика считался одномоторный моноплан..."
В приложении к бюллетеню "Техническая информация" крылья Люфтваффе" на стр 126, читаем те же слова:
"Когда в 1941 г пресс-служба министерства авиации объявила о существовании тактического разведчика Fw 189,она дала ему довольно характерное название "Das Fliegende Auge" — буквально "воздушные глаза" вермахта. Самолет оказался разносторонним в применении, популярным среди всех своих пилотов и одним из самых надежных самолетов люфтваффе. К тому же он был задуман тогда, когда лучшей схемой разведчика считался одномоторный моноплан..."
Даже три точки имеются.  
Естественно, что практически полное совпадение текстов наблюдалось и на предыдущих страницах.
Например, Харук пишет: "Первой получила Не 45а школа в Шлейзхейме, ставшая главным центром подготовки воздушных разведчиков. Все Не 45а поставлялись без вооружения, с нормальной задней кабиной, как и полагалось самолету с гражданской регистрацией на борту. Но при этом под обшивкой была скрыта кольцевая турель — для превращения самолета в боевой было достаточно снять несколько листов дюраля, установив на турель пулемет. Также были предусмотрены места для установки радиостанции FuG VI с питанием от ветряка-генератора под фюзеляжем и аэрофотоаппарата (за кабиной наблюдателя)".
Андрей Фирсов в издании от ЦАГИ написал: "Первой получила Не 45 школа в Шлейзхейме, ставшая главным центром подготовки воздушных разведчиков. Не 45а предназначались в основном для обучения и поэтому поставлялись без вооружения, с козырьком и нормальной задней кабиной, как и полагалось самолету с гражданской регистрацией на борту. Но кольцевая турель под пулемет была на всех самолетах, скрытая под обшивкой. Предусматривалась установка радиостанции FuG VI с питанием от ветряка-генератора под фюзеляжем, а за кабиной наблюдателя можно было установить фотокамеру."
Как видим, изменения внесенные Харуком заключатся в перестановке местами пары предложений и внедрению скобок.
Дальнейшее чтение приносит новые удивительные факты. Харук пишет:
"... первый полет продолжительностью около 10 минут, затем еще два 20-минутных полета — и все! Впоследствии программу испытаний урезали вообще до двух полетов. Функционирование радиооборудования проверялось в воздухе и на земле, общая наработка составляла полчаса-час. Через определенное количество сданных самолетов выполнялись контрольные оценочные полеты продолжительностью 15-20 минут — их проводили строевые летчики, а не заводские испытатели. Не обходилось и без инцидентов — 6 июня 1942 г. один из «Фокке-Вульфов» разбился при испытательном полете в районе Кралупы-над- Влтавой, экипаж погиб. По иронии судьбы, обломки самолета упали на территорию завода фирмы «Кмент», поставляющей комплектующие для «Аэро»."
Читаем книгу Иванова "FW 189."Летающий глаз" Вермахта"
"... первый полет продолжительностью 10-20 минут, затем два 20-ми­нутных полета - и все! Позже программу летных испытаний урезали до двух полетов. Функционирование радиооборудования проверялось в воздухе и на земле, общая наработка аппаратуры в ходе проверок составляла полчаса-час. Контрольные оценочные полеты продолжительностью 15-20 минут выполнялись через определенное количество сданных машин «сторонними» летчиками, а не заводскими сдаточными пилотами. Известно, что в 1942 г. (предположительно 6 июня) в районе Кралупы-над-Влтавой разбился Fw-189 А, экипаж погиб. По иронии судьбы обломки самолета упали на территорию завода фирмы Кмент, поставлявшей комплектующие фирме Аэро для изготовления Fw-189A."
Конечно, конечно. Бывает, скажете Вы. Ну что ж, вполне возможно. К сожалению, в списке использованной литературы отсутствуют всякие ссылки на издание ЦАГИ "Крылья Люфтваффе", или на книгу У. Грина " Боевые самолеты третьего Рейха", которую перевел А. Фирсов.
С иллюстрациями наблюдается полное пренебрежение авторскими правами. Харук использовал чертежи польского автора Збигнева Луранка, из его книги "FW-189 Eule" изданной в Avia Press, Гданьск, 1994 году. И хотя некоторые вещи чистились и подводились, ибо качество польской книжки очень плохое, даже невооруженным глазом видно, на примере вида сверху, что составитель книги не очень напрягался и взял первое, что попалось под руку. А под руку попался "кривой" ксерокс Луранка из интернета. При перепечатке кривостей стало только больше.
Очень жаль, что работая над такой интересной темой, Харуку так и не удалось создать, что нибудь свое, яркое и запоминающееся. Будем надеяться, что эта рецензия будет полезна автору, и он исправится.

Читать полностью
Убийца «МиГов». Истребитель F-4 «ФАНТОМ» II

Первые впечатления

Открыв книгу Андрея Харука "Убийца "МиГов". Испытываешь двоякое чувство. С одной стороны это красивое, добротное издание, в отличном оформлении и твердом переплете, а с другой - появляется ощущение, что автор усердно переписал фрагменты чужих работ и выдал их за свои труды.
Обложка.
На обложке изображен истребитель «Фантом» сбивающий китайский МиГ-17. Под крылом «Фантома» подвешены ракеты ближнего боя типа AIM-9L, которых во время войны во Вьетнаме еще не было.
Иллюстрации. Качество печати фотографий не вызывает нареканий, но вот схемы-чертежи самолетов «надерганы» автором из разных изданий. Часть взята из чешской книги Р. В. Ресина «Детальные чертежи Mc DONNEL DOUGLAS F-4 PHANTOM II». Часть, из журнала «Авиация и время» №3 за 2011 год. Для приведения их «к общему знаменателю» автор залил проекции серым цветом, что сильно ухудшило качество. Кроме этого, возникает любопытный вопрос о соблюдении авторских прав.
Текст. Основная часть текста является переводом и компиляцией различных источников. Главным из которых были работы известного историка американской авиации Джо Бауджера. В конце книги приведен раздел «Оценка самолета», который практически слово в слово повторяет соответствующий раздел монографии по самолету «Фантом» авторов Чечина и Околелова, из журнала «Авиация и время» №3 2011. Например.
Чечин и Околелов пишут: «…Новая модификация С-23МЛА устанавливалась на МиГ-23МЛ. У нее сняли ограничение по высоте при атаке цели сверху-вниз».
Харук пишет: «А у новой модификации МиГ-23 – МиГ-23МЛ – наоборот, удалось снять ограничения при атаке цели сверху вниз»
Чечин и Околелов пишут: «…что приводило к перенапряжению летчика и снижало эффективность самолета в целом. В этом смысле F-4 имел превосходство за счет второго члена экипажа».
Харук пишет: «…приводила к перенапряжению летчика и снижению эффективности самолета в целом. В этом отношении «Фантом» имел преимущество за счет второго члена экипажа…»
Чечин и Околелов пишут: «В общем итоге можно сказать, что возможности С-23МЛА при работе по воздушным целям сравнялись с возможностями комплекса на F-4D и превысили таковые F-4E, но не достигли уровня F-4J/S».
Харук пишет: «В общем же, МиГ-23 сравнялся по боевым возможностям с F-4D и превзошел таковые F-4E, но по-прежнему уступал F-4J/S»
Здесь настораживает не само заимствование, а искажение смысла сказанного в первоисточнике.  В «Авиации и время» сравниваются прицелы, а Харук меняет название прицела на название самолета, но выводы оставляет в прежнем виде. Возможно, тут имеет место манипуляция фактами, с целью ухудшить мнение читателей об отечественных самолетах.
К сожалению, самостоятельной работы автора над текстовым и графическим материалом в книге не прослеживается.

Артем.

Читать полностью