Андрей Иванович Харук

Читать полностью Свернуть текст

Отзывы

Ненавистная

Удивительные совпадения

Открывая книгу А. Харука "Ненавистная "Рама" FW189" радуешься хорошей печати, прекрасному оформлению. Но читая ее, сталкиваешься с удивительными совпадениями.
Первое, что бросилось в глаза - предисловие. Дословно: "Об истории создания, производства и боевого применения лучшего авиаразведчика Второй Мировой рассказывает эта книга, богато иллюстрированная сотнями уникальных чертежей и фотографии"
Конечно, сначала мы поговорим о тексте, а потом об "уникальных" с точки зрения автора иллюстрациях.
Вначале идет обширное вступление, к "Раме" отношения не имеющее. Первое упоминание о самолете появилось на странице 19. До боли знакомые слова резанули глаз.
Харук пишет: "Когда в 1941 г. пресс-служба рейхсминистерства авиации официально объявила о существовании тактического разведчика Fw 189, она дала ему характерное прозвище — «Das Fliegende Аuge» — «воздушные глаза». Эта машина оказалась разносторонней в применении, популярной среди своих пилотов и одной из самых надежных среди авиатехники люфтваффе. К тому же, Fw 189 был задуман тогда, когда лучшей схемой разведчика считался одномоторный моноплан..."
В приложении к бюллетеню "Техническая информация" крылья Люфтваффе" на стр 126, читаем те же слова:
"Когда в 1941 г пресс-служба министерства авиации объявила о существовании тактического разведчика Fw 189,она дала ему довольно характерное название "Das Fliegende Auge" — буквально "воздушные глаза" вермахта. Самолет оказался разносторонним в применении, популярным среди всех своих пилотов и одним из самых надежных самолетов люфтваффе. К тому же он был задуман тогда, когда лучшей схемой разведчика считался одномоторный моноплан..."
Даже три точки имеются.  
Естественно, что практически полное совпадение текстов наблюдалось и на предыдущих страницах.
Например, Харук пишет: "Первой получила Не 45а школа в Шлейзхейме, ставшая главным центром подготовки воздушных разведчиков. Все Не 45а поставлялись без вооружения, с нормальной задней кабиной, как и полагалось самолету с гражданской регистрацией на борту. Но при этом под обшивкой была скрыта кольцевая турель — для превращения самолета в боевой было достаточно снять несколько листов дюраля, установив на турель пулемет. Также были предусмотрены места для установки радиостанции FuG VI с питанием от ветряка-генератора под фюзеляжем и аэрофотоаппарата (за кабиной наблюдателя)".
Андрей Фирсов в издании от ЦАГИ написал: "Первой получила Не 45 школа в Шлейзхейме, ставшая главным центром подготовки воздушных разведчиков. Не 45а предназначались в основном для обучения и поэтому поставлялись без вооружения, с козырьком и нормальной задней кабиной, как и полагалось самолету с гражданской регистрацией на борту. Но кольцевая турель под пулемет была на всех самолетах, скрытая под обшивкой. Предусматривалась установка радиостанции FuG VI с питанием от ветряка-генератора под фюзеляжем, а за кабиной наблюдателя можно было установить фотокамеру."
Как видим, изменения внесенные Харуком заключатся в перестановке местами пары предложений и внедрению скобок.
Дальнейшее чтение приносит новые удивительные факты. Харук пишет:
"... первый полет продолжительностью около 10 минут, затем еще два 20-минутных полета — и все! Впоследствии программу испытаний урезали вообще до двух полетов. Функционирование радиооборудования проверялось в воздухе и на земле, общая наработка составляла полчаса-час. Через определенное количество сданных самолетов выполнялись контрольные оценочные полеты продолжительностью 15-20 минут — их проводили строевые летчики, а не заводские испытатели. Не обходилось и без инцидентов — 6 июня 1942 г. один из «Фокке-Вульфов» разбился при испытательном полете в районе Кралупы-над- Влтавой, экипаж погиб. По иронии судьбы, обломки самолета упали на территорию завода фирмы «Кмент», поставляющей комплектующие для «Аэро»."
Читаем книгу Иванова "FW 189."Летающий глаз" Вермахта"
"... первый полет продолжительностью 10-20 минут, затем два 20-ми­нутных полета - и все! Позже программу летных испытаний урезали до двух полетов. Функционирование радиооборудования проверялось в воздухе и на земле, общая наработка аппаратуры в ходе проверок составляла полчаса-час. Контрольные оценочные полеты продолжительностью 15-20 минут выполнялись через определенное количество сданных машин «сторонними» летчиками, а не заводскими сдаточными пилотами. Известно, что в 1942 г. (предположительно 6 июня) в районе Кралупы-над-Влтавой разбился Fw-189 А, экипаж погиб. По иронии судьбы обломки самолета упали на территорию завода фирмы Кмент, поставлявшей комплектующие фирме Аэро для изготовления Fw-189A."
Конечно, конечно. Бывает, скажете Вы. Ну что ж, вполне возможно. К сожалению, в списке использованной литературы отсутствуют всякие ссылки на издание ЦАГИ "Крылья Люфтваффе", или на книгу У. Грина " Боевые самолеты третьего Рейха", которую перевел А. Фирсов.
С иллюстрациями наблюдается полное пренебрежение авторскими правами. Харук использовал чертежи польского автора Збигнева Луранка, из его книги "FW-189 Eule" изданной в Avia Press, Гданьск, 1994 году. И хотя некоторые вещи чистились и подводились, ибо качество польской книжки очень плохое, даже невооруженным глазом видно, на примере вида сверху, что составитель книги не очень напрягался и взял первое, что попалось под руку. А под руку попался "кривой" ксерокс Луранка из интернета. При перепечатке кривостей стало только больше.
Очень жаль, что работая над такой интересной темой, Харуку так и не удалось создать, что нибудь свое, яркое и запоминающееся. Будем надеяться, что эта рецензия будет полезна автору, и он исправится.

Читать полностью
Убийца «МиГов». Истребитель F-4 «ФАНТОМ» II

Первые впечатления

Открыв книгу Андрея Харука "Убийца "МиГов". Испытываешь двоякое чувство. С одной стороны это красивое, добротное издание, в отличном оформлении и твердом переплете, а с другой - появляется ощущение, что автор усердно переписал фрагменты чужих работ и выдал их за свои труды.
Обложка.
На обложке изображен истребитель «Фантом» сбивающий китайский МиГ-17. Под крылом «Фантома» подвешены ракеты ближнего боя типа AIM-9L, которых во время войны во Вьетнаме еще не было.
Иллюстрации. Качество печати фотографий не вызывает нареканий, но вот схемы-чертежи самолетов «надерганы» автором из разных изданий. Часть взята из чешской книги Р. В. Ресина «Детальные чертежи Mc DONNEL DOUGLAS F-4 PHANTOM II». Часть, из журнала «Авиация и время» №3 за 2011 год. Для приведения их «к общему знаменателю» автор залил проекции серым цветом, что сильно ухудшило качество. Кроме этого, возникает любопытный вопрос о соблюдении авторских прав.
Текст. Основная часть текста является переводом и компиляцией различных источников. Главным из которых были работы известного историка американской авиации Джо Бауджера. В конце книги приведен раздел «Оценка самолета», который практически слово в слово повторяет соответствующий раздел монографии по самолету «Фантом» авторов Чечина и Околелова, из журнала «Авиация и время» №3 2011. Например.
Чечин и Околелов пишут: «…Новая модификация С-23МЛА устанавливалась на МиГ-23МЛ. У нее сняли ограничение по высоте при атаке цели сверху-вниз».
Харук пишет: «А у новой модификации МиГ-23 – МиГ-23МЛ – наоборот, удалось снять ограничения при атаке цели сверху вниз»
Чечин и Околелов пишут: «…что приводило к перенапряжению летчика и снижало эффективность самолета в целом. В этом смысле F-4 имел превосходство за счет второго члена экипажа».
Харук пишет: «…приводила к перенапряжению летчика и снижению эффективности самолета в целом. В этом отношении «Фантом» имел преимущество за счет второго члена экипажа…»
Чечин и Околелов пишут: «В общем итоге можно сказать, что возможности С-23МЛА при работе по воздушным целям сравнялись с возможностями комплекса на F-4D и превысили таковые F-4E, но не достигли уровня F-4J/S».
Харук пишет: «В общем же, МиГ-23 сравнялся по боевым возможностям с F-4D и превзошел таковые F-4E, но по-прежнему уступал F-4J/S»
Здесь настораживает не само заимствование, а искажение смысла сказанного в первоисточнике.  В «Авиации и время» сравниваются прицелы, а Харук меняет название прицела на название самолета, но выводы оставляет в прежнем виде. Возможно, тут имеет место манипуляция фактами, с целью ухудшить мнение читателей об отечественных самолетах.
К сожалению, самостоятельной работы автора над текстовым и графическим материалом в книге не прослеживается.

Артем.

Читать полностью

Нужна помощь?
Не нашли ответа?
Напишите нам