Герой этого романа – шестидесятилетний француз Пол Реймент. Много лет назад его семья – мать, сестра и отчим переехали жить в Австралию. Он бывший фотограф, поэтому неудивительно, что его окружение – коллекция старых фотографий и старых фотокамер. Сегодня это и есть его семья. Он богат, но дико одинок, потому что не создал своей семьи и не вырастил своих детей. В своей жизни он никому ни в чём не мешал, да и не помогал. Однажды после аварии он лишится ноги. Осознание того, что он инвалид – угнетает Пола. Он пытается изменить привычный уклад своей жизни. В нём вспыхивает давно забытое чувство. Мужское начало возобладало над одиночеством и Пол влюбляется в замужнюю женщину, мать троих детей…
Есть ли у него шанс на теплую семейную жизнь и как сложится его дальнейшая жизнь? Авторская интрига сохраняется до самых последних страниц романа.
Отзывы на книги автора Кутзее Джон Максвелл
Когда ребенок ускользает
Литературными регалиями Джон Максвелл Кутзее не обойден, нобелиант и первый за историю премии дважды лауреат Букера. С признанием, у рядового состава сложнее, немногие его читают. Не знаю почему - так сложилось. Я среди тех, кто читает время от времени. Что-то в нем есть для меня, должно быть.
"Школьные дни Иисуса" вторая часть одноименной трилогии, начала которой литературный мир ждал с замиранием сердца, как откровения, совмещенного с интеллектуальным супербестселлером. И нет, оказалось, что библейские коннотации какие могла бы считать и опознать публика, отсутствуют в "Детстве Иисуса", люди почувствовали себя оскорбленными: "Он что, за идиотов нас держит?" Как результат, вторая и третья части не получили резонанса вовсе. А между тем, хорошие ведь книги. И Кутзее в привычном для себя формате - говорить очевидные вещи простым языком, превращая обыденность в притчу, которую можно расшифровать разными способами, а можно принять, не расшифровывая.
Напомню, вымышленная реальность, во многом копирующая нашу с двумя основополагающими различиями: 1. абсолютное большинство населения прибыло сюда морем и воспоминания их начинаются со времени плавания; 2. здесь нет животных, которых можно было бы употреблять в пищу. Собаки, кошки, птицы есть, коров, баранов, коз - вообще мясомолочного скота нет.
Язык общения испанский, вновьприбывшие получают небольшие подъемные, бесплатные языковые курсы и возможность трудоустройства. Мужчина по имени Симон (имена им тоже дают) за сорок. крепок, способен к физическому труду больше. чем к интеллектуальному. На судне знакомится с малышом, который ищет свою мать, и берет на себя заботу о нем. Мальчик Давид обладает немыслимой харизмой, все хотят заботиться о нем, спустя некоторое время обязанности опекунши того же свойства, что и у Симона, берет на себя молодая привлекательная женщина Инес с более высоким, чем у портового грузчика Симона, социальным статусом.
Грядет перепись населения, следовательно пара, скрепленная единственно заботой о мальчике, но не имеющая опекунских полномочий, рискует потерять его. Между тем, он становится смыслом их жизни. Трое беглецов и верный пес Ботливар, прибившийся к Давиду на корабле покидают Новеллу (Новую реальность?, жизнь?) с тем, чтобы перебраться в другой крупный город Эстреллу (Звезда) и начать новую совместную жизнь там.
Переезд не пошел на пользу отношениям. Давид на новом месте все более самостоятелен в определении своего будущего. Он желает поступить в Академию танца, нашлись и престарелые состоятельные сеньоры, желающие оплачивать его учебу (не забыли, там невероятная харизма?) Выглядит это как скандал, который ребенок закатывает родителям, добиваясь покупки новой игрушки, с той разницей, что криков и бросания на пол с тем, чтобы сучить ногами нет, вместо них непробиваемое упорство, с каким отстаивает свое право идти выбранным путем (шестилетка, напомню,
и нет, это не "как мило", толерантному обычно читателю, хочется отодрать наглого мальца как сидорову козу).
С началом учебы он все больше отдаляется от приемных родителей, особенно от Симона, едва не с презрением демонстрируя ему приближенность к высотам духа, вход куда Симону заказан. Оне там, видите ли, слушают музыку сфер и танцуют числа, а тьмы низких истин, вроде умножения-вычитания пусть остаются мелким людишкам, разумением не превосходящим муравья.
Одновременно все больше влияния на него имеет некто Дмитрий, смотритель музея, расположенного в одном с академией здании, влюбленный в преподавательницу Давида. Человек пустой и скверный, однако умелый демагог и манипулятор, от влитяния которого Симон тщетно пытается оградить приемного сына, этот Дмитрий еще удивит всех самым неприятным образом, и продолжит удивлять, отчего читателю не раз захочется придушить его. Но нет, если бы в жизни все было так просто, мы уже давно жили бы в Алмазном веке.
Мы сегодня пересматриваем незыблемые на протяжении тысячелетий стандарты отношений. И эта мудрая книга намечает пути, которые сегодня могут казаться тупиковыми или прямо кощунственными, вроде отказа от авторитарного стиля в руководстве детьми. Однако в меняющемся мире, где перестают работать прежние паттерны, нужно искать новых
Иисус?
В умудренном плане по-своему сложная или даже странная книга, полная аллегорий и библейских параллелей, начиная с названия.
История об "отчищенном" мальчике без прошлого, чье местами капризное поведение будет вводить в ступор раз за разом. А посему читатель может не понять посыл авторской задумки, понятной ему одному, если сам плохо знаком с теми же библейскими писаниями. О чем, в свою очередь, дискутируют и критики. Наверное, поэтому остается так много вопросов. Или стоит-таки браться за Библию?!
Но как раз в более упрощенном виде книга безобидна и не нагружает своими загадками, пусть и неизбежная философия имеет место быть.
Предложенная работа в порту, деньги, которых хватает на жизнь, выделенная в пользование скудно меблированная квартира, бесплатное образование и медицина.
Фантастика?
Мужчина - Симон - сталкивается с женской фригидностью и общелюдской отрешенностью, где избегают страстей и вольнодумия.
"Живут, как устроено, и тем довольны."
Кстати, книга ведется от третьего лица.
В повествовании возникает новая фигура - названная мать мальчика - тридцатилетняя девственница Инес. Женщина соглашается принять мальчика, втайне мечтающая о собственном ребенке от впоследствии "выбранного" ею искушенного женским вниманием малоприятного - антагониста книги - сеньора Даги. В то же время Симон не снимает с себя обязанностей защитника мальчика и решает отдать его в школу, которая не может смириться с исключительными способностями ребенка. За дальнейшую его судьбу решают взяться городские власти, и "семья" решается на побег.
Уже накопилось вопросов?
Эта история заканчивается неопределенно, и поиск новой жизни продолжается, а судьба нашей троицы оказывается связана воедино, о чем расскажет уже вторая книга автора "Школьные дни Иисуса".
Планирую ли я читать? Да. Настоятельно рекомендовать? Не возьмусь. Тем более докучливым читателям. Произведение из серии "не для всех", перечитываться должно не раз, и уже этим оно говорит само за себя.
"-...Доброе утро, мы новоприбывшие, ищем пристанище.
...
-...Ищем пристанище, начать новую жизнь."