«Лидер на катке» Станислава Логунова - одна из немногих отечественных бизнес-книг, которая, с одной стороны, легко читается и увлекает с первых страниц, а с другой стороны, наглядно, доходчиво и, главное, системно излагает взгляды автора на основополагающие аспекты деятельности руководителя.
Станислав Игоревич, в отличие от подавляющего большинства бизнес-литераторов, в своей книге не просто пересказывает прописные истины западных учебников по менеджменту, он даёт управленческим концепциям собственную интерпретацию, упорядочивает и систематизирует их, а также предлагает читателю набор прикладных инструментов применения рассматриваемых идей в российской бизнес-среде, иллюстрируя их важность характерными кейсами из собственного опыта.
Однако настоящим украшением «Лидера...», на мой взгляд, является художественная его часть, в которой автор использует собственную профессиональную биографию как набор наглядных иллюстраций для рассматриваемых в книге управленческих компетенций. Но не стоит обманываться и ожидать штампованной success story в духе «я бросил колледж, мы с друзьями собрали первый компьютер в гараже, а теперь капитализация моей компании свыше триллиона долларов». Здесь - правдивая, бескомпромиссная и невероятно характерная для нашей страны история становления настоящего профессионала своего дела, прошедшего путь от простого студента, подрабатывающего дворником, до влиятельного руководителя и авторитетного бизнес-консультанта. Хочется отметить, что после прочтения «Лидера на катке» складывается ощущение, будто посмотрел очень качественный мини-сериал, настолько живой и искренней получилась эта автобиография. Здесь есть все, что нужно, чтобы увлечь читателя - управленческие и жизненные коллизии, которые обуславливают как профессиональное, так и личностное развитие главного героя; яркие персонажи второго плана, типажи которых, кажется, знакомы буквально каждому, кто хотя бы слегка соприкасался с отечественной бизнес-средой, и многое другое - есть даже шикарное камео. На протяжении всей истории повествование сопровождают характерные приметы времени, благодаря которым читатель может проследить, как вместе с главным героем меняется и жизнь вокруг него, проходя путь от «лихих девяностых» до цивилизованной бизнес-среды новой России. Наконец, нельзя не отметить, что книга написана образным и доступным языком, а также сдобрена изрядной долей тонкого, ироничного, по-настоящему петербургского юмора, благодаря чему, несмотря на утверждение автора, что «деловые книги читают не для удовольствия, а ради пользы», чтение «Лидера на катке» становится не только продуктивным, но и попросту приятным и увлекательным времяпрепровождением.
Спасибо, Станислав Игоревич, за очередную замечательную книгу! Будем ждать сиквел или хотя бы спин-офф!
Отзывы на книги автора Логунов Станислав
Несмотря на легкость чтения, эта книга оказалась для меня самой полезной из всей прочитанной бизнес-литературы. К сожалению, в последнее время, практически вся бизнес-литература, это описание чужих историй успеха и, если из книги можно вынести пару-тройку полезных фактов и цитат, то это уже здорово.
Каток – это акроним-ключ, который раскрывает пять основных гибких навыков руководителя, т. н. «soft skills». При этом каток — это еще и метафора, так как на каком именно катке происходит действие (прокладывающем хайвэй и/или балансируя на тонком льду) каждый определяет для себя сам.
Возможно, книга не подойдет тем опытным руководителям, которые владеют собственным небоскребом, а вот для начинающих руководителей или для менеджеров «среднего звена», это может быть вполне увлекательным, познавательным и поучительным чтением. Она может быть полезна тем, кто нуждается в советах и не стесняется их попросить.
Вместе с автором, через призму личных историй, мы проходим все этапы становления автора, как руководителя и становимся свидетелями приобретения им не только базовых знаний и компетенций, которые принято называть «hard skills», но знакомимся с теми навыками, методами и инструментами, которые, по его мнению, необходимы в достижении цели каждому потенциальному руководителю.
На мой взгляд, «Лидер на катке» — это книга мотиватор, поддержка с нативными подсказками и дружескими советами. Автор щедро делится накопленными знаниями, своим бесценным опытом, собранном по крупицам, при этом обобщая, систематизируя его и превращая в легкое и увлекательное чтение.
Читала бумажный вариант книги с карандашом в руке и ни разу не пожалела об этом. Каждая фраза в книге, по сути, может стать идеей, призывом к действию или девизом. Приведу только несколько примеров из 15 страниц, выписанных и «взятых на вооружение» цитат:
«Так я узнал, что деньги любят тишину, а люди не любят тех, кто зарабатывает больше».
«Работа мечты может привести к смене работы».
«Никогда не путайте настоящих друзей и деловых партнеров, пусть даже самых надежных. Друзья ценят вас как личность, а партнер – как возможность».
«Не жалейте потратить время и подумать о своем будущем».
«Не надо бояться испачкаться в процессе».
«Встречаются люди, искаженное представление о собственной значимости которых не позволяет находить с ними другого общего языка, кроме языка доминирования и подчинения. Аргументы для каждого надо подбирать индивидуально».
«Попадая на руководящую роль в новую организацию, особенно крупную, будьте готовы к подковерной борьбе. Скорее всего она уже идет».
«Кивки и слова «я все понял» совершенно не означают, что человек на самом деле понял хоть что-то».
«Не стоит забывать от эффекте Деннинга-Крюгера: некомпетентные люди склонны переоценивать свои навыки и знания, при этом недооценивая других».
«Когда сейчас я слышу от малых предпринимателей, что у них бизнесом занимаются специально обученные люди, а им «не до пустяков – они за стратегию отвечают» мне становится жаль их бизнес».
«Мимо меня вниз пронеслось достаточно много уважаемых людей, крупных бизнесменов, которым было неинтересно заниматься текучкой».
«Подчиненные маленького руководителя – это вчерашние товарищи, а теперь конкуренты, что делает отношения между ними как минимум двойственными».
«Меня можно обыграть, но невозможно победить». Ведь все дело в отношении. Что для меня победа, решаю я сам».
«Предлагать человеку самому сделать то, что он так критику в чужом исполнении, - очень эффективный прием. Существует два варианта развития событий…».
«Можно сколь угодно долго требовать от сотрудников ответственности, но если они сами ее не берут, то вы не сможете ничего с этим сделать. Так что…»
«Авторитет – важный инструмент общения, поэтому он должен быть не «авторитетом должности», а вашим личным».
«В разные периоды времени меня мотивировали разные факторы. Но ведь должно же быть между ними что-то общее? Конечно. Неудовлетворенность…»
«Для поисков того, что можно улучшить, глобус не требуется». Если вы достаточно осознанны, чтобы думать не только о себе – займитесь развитием других».
В данной книге Станислав рассказывает о себе, своих достижениях и ошибках, о сложном пути от студента до серьезного руководителя в крупных и известных компаниях. С прекрасным юмором, самоиронией и искренностью человека, который уже может позволить себе посмеяться над своими прошлыми провалами, т.к. без них, вероятно, и не было бы такого успеха.
Читать интересно и смешно, а вместе с тем и очень полезно, потому что автор делится инструментами управления, взаимодействия с очень разными людьми, секретами лидерства и просто жизненным опытом.
После прочтения остаётся приятное обнадеживающее ощущение, что всего в жизни можно достичь, нужно только много трудиться, быть уверенным в себе и преодолевать препятствия упорно и с юмором!
Советую всем, кто мечтает об управлении людьми и проектами и хочет стать мудрым руководителем. Особенно рекомендую молодым людям, только начинающим карьерный путь, а также студентам - здесь для них много дельных советов и прекрасный пример для подражания.
На данном этапе моей жизни и карьеры я стала замечать, что все мои дела попадают в категорию срочное и важное. Это привело к тому, что мое внимание расфокусировано, я делаю по несколько дел одновременно, и как результат моя работа теряет качество. То есть делаю я все больше и больше, а результат лучше не становится. «Пилю, а не точу пилу», чтобы улучшить свои показатели. Испытываю бесконечный дефицит времени.
Прочитав аннотацию и отзыв профессора Адлера о книге Станислав Логунов «Путь Самурая 2.0» мне показалось интересным и полезным для себя изучить тему бережливого производства. Бережливое производство основывается на бережливом мышлении, а также на процессе непрерывного совершенствования. Мне это очень близко, т.к. считаю, что практически любая система должна меняться, идя в ногу со временем. И мне самой неплохо бы начать «бережливо мыслить» и «бережливо» действовать.
Очень понравилось как структурирована книга. Изложение построено таким образом, что в содержании описаны части и инструменты системы бережливого производства, а в самой книге даны ценные мысли из других книг, которые можно подробнее при необходимости прочитать. По сути, когда ты сталкиваешься с вопросом по изучению и внедрению системы бережливого производства, ты можешь открыть нужный раздел и посмотреть, что можно уже сейчас использовать или дальше почитать по своему вопросу.
Я действительно я нашла несколько идей, которые могу применить в жизни.
Какие ценности бережливого производства мне очень близки (Сакити Тойода)
- исполняй обязанности, приноси пользу
- работай усердно, старайся опережать своем время
- будь практичным, избегай небрежности
- поддерживай теплую атмосферу
- уважай других и будь благодарным
Что лично для меня полезно, и я уже хочу применить:
- оценка управленцев по таким критериям как способность к творческому подходу, умение решать проблемы, наличие навыков управления, умение правильно работать с людьми, способность завоевать и удержать доверие – мы на работе это применяем, значит двигаемся в том направлении;
- система 5С (сортировать и удалить ненужное, соблюдать порядок, содержать рабочее место в чистоте, систематизировать, стандартизировать) – разобрала в выходные документы на компьютере и дышать легче стало, сейчас думаю над тем какие процессы в работе можно стандартизировать, чтобы сэкономить время;
- использование метода пять почему, чтобы понять причины случившегося (who, what, where, when, how and why пока не станет понятно) – попробую в ближайшие время на HR аналитике.
- деление процессов на категории: процессы, которые добавляют ценность, процессы не добавляющие ценности, но необходимые для функционирования, процессы, которые не добавляют ценности и не являются необходимыми. Вот это мне прям жизненно необходимо в жизни и работе)))
Во всем времена у человечества были представители особого вида деятельности – трактователи. Жрецы и шаманы трактовали волю богов, Священники объясняли пастве слово божье, музыкальные, литературные и театральные критики – объясняли смысл произведения. Станислав Логунов написал прекрасную книгу, которая продолжает этот жанр «трактования» в отношении современного пути развития производственных систем. Так случилось, что он сфокусировался вокруг идеи LEAN-Thinking, или в русском переводе «Бережливое производство», хотя специалистам понятно, что речь идёт о бережливом мышлении, предметом которого являются социально-экономические системы различного масштаба. Кроме организации это могут быть и домохозяйство, команда, территориальная общность (муниципалитет, регион), отрасль, общественный институт (образование), государство или даже весь мир.
Автор предстаёт перед читателем как активный, мыслящий и деятельный лидер перемен с пониманием своего предназначения, задачей которого становится популяризация принципов бережливого производства. Свой концентрированный взгляда на проблему, отточенный опытом как японский меч, автор не позиционирует как догму, но лишь как совет и приглашение к диалогу. Этот взгляд для тех, кто экономя своё время, ищет пусть не глубокое, но целостное представление о современном развитии производственных систем.
Богатый жизненный опыт позволяет автору увидеть эти особенности, и как нам показалось, «вынуждает» его поделиться своими открытиями. Его открытия - плод синергии различных практик, с которыми пришлось столкнуться, а многие из них и «попробовать на вкус». Как бы то ни было, цифровизация жизни «размывает» концентрацию наших знаний в любой предметной области, о чем автор и пишет в последних строках.
Итак, начнём с преимуществ книги, затем обсудим дискуссионные моменты, а конце выскажем свои предложения по улучшению данной или будущих работ автора
Преимущества.
• Это «сталкерская» книга, не претендующая на универсальность, но при этом простая и доступная. Совокупное время прочтения – 1 неделя, чистое время прочтения – 5-6 часов. Прекрасное занятие для путешествия в поезде более суток. :)
• Книга полезна людям, кто не готов к долгому чтению, но желает разобраться в массиве информации.
• Автор не стесняется рассказать о своём жизненном опыте, что «подкупает» читателя.
• Интересная, практичная компоновка материала, стимулирующая к размышлениям.
• Книга увлекает. Читая её, я сделал много комментариев и заметок на полях и даже улучшил свои презентации более простыми и понятными фразами и выводами.
• Особенно впечатлён удачным изложением материала: связь стандартизации (соблюдения) и изменения в Разделе «Кайдзен» М.Имаи; команда агентов перемен и компания Рикардо Семлера (Маверик).
Дискуссионные моменты и редакционные замечания.
• Высказывание на с.65 абз.4 мне показалось несколько манипулятивным. Возможно оно так выглядит на фоне общей доброжелательности автора.
• На с.80 абз.1 возможно, стоит говорить не про производственный цикл, а про поток или законченный процесс.
• В «Корпоративная культура Тойота» Дж.Лайкера и М.Хосеуса. Есть интересный акцент на удачную синергию работы отдела развития персонала и линейного менеджмента, который красной линией проходит сквозь книгу, и это видно на центральной схеме. Это, возможно одна из немногих книг, которая рассматривает именно этот аспект взаимодействия.
• Относительно п. «Корпоративную культуру в массы», а именно: абз. 2й снизу, с.111 «Требуется…», сообщу следующее. На мой взгляд производственная культура создаётся многократными действиями управленцев (стандарты работы руководителя, ката) в гораздо большей степени, чем мероприятиями (производственным соревнованиями и группами контроля качества). Но, возможно, здесь нужно было передать точку зрения г-на М.Имаи.
• С.128, п. Карта потока, абз.1 и 2 – есть смешение понятий «Операции» и «процессы»: «…операции надо разделить на 3 категории. Первая – те процессы….».
• С. 1410-142. Не могу припомнить насколько это соответствует тексту у М.Ротера и Д.Шука, но могу сказать следующие 2 замечания из практической реализации метода. 1) 2-й снизу абз. С. 141. Один человек ничего не сделает, даже если и нарисует ПСЦ близко к реальности. Нужно вовлекать в процесс рисования сразу команду, и процесс рисования использовать для формирование общего видения ПСЦ, т.к. расхождения во взглядах участников ужасающе огромны. 2) относительно 2-го снизу абзаца. Когда будущее состояние станет реальностью не нужно отталкиваться от прежней карты, нужно строить новую. Это очевидно, если вспомнить Дж.Сазерленда и того же Ротера о том как происходят изменения. Кроме того, в реальности и организация, и люди, и команды в ней меняются.
• Глава о Хосин канри. Сложилось впечатление (возможно неверное), что хосин-канри – это создание команд для «поставленных» задач. В нашей практике это не так. их объект разработки и управления- не отдельные тактики и проекты, а совокупность таковых. И совсем ничего не написано про процедуру вертикального согла
Книга легко читается,комментарии грамотные и полезные. Я нашёл то, что мне нужно. Советую к прочтению. Видно, что писал человек с опытом руководства. Очень экономит время.