Социальное предпринимательство: вперед, к социальному преобразованию!
Книг о социальном предпринимательстве на русском языке не так уж много. Тем более примечательным является выход в Издательстве «Эксмо» в 2018 г. при поддержке Фонда региональных социальных программ «Наше будущее» книги руководителей всемирно известного Фонда Сколла (Skoll Foundation) Роджера Мартина и Салли Осберг «Выходя за рамки лучшего»
(“Getting Beyond Better”). Это книга - не академическая и не сугубо прикладная, это книга «мыслящих практиков», как называют себя авторы.
Несмотря на то, что, по словам авторов, они адресовали книгу сведущим людям – социальным предпринимателям, инвесторам, участникам принятия политических решений и преподавателям
вузов, она может быть интересна широкому российскому читателю и молодежи. При этом многих в России она удивит вниманием к мировоззрению и истории, а также помещением социального предпринимательства в один ряд с такими радикальными инновациями как книгопечатание и создание многофункционального портативного компьютера - смартфона. Тем самым признается, что социальное предпринимательство - не просто новый способ ведения бизнеса, но новый «курс развития», третий путь, отличный от способов функционирования бизнеса и государства. В нем речь уже идет не о том, чтобы сделать мир лучше, но о преодолении инерционности постепенных улучшений, о радикальных изменениях, зашифрованных в названии книги, что не очень отчетливо звучит в русском переводе.
Авторы стараются уходить от пропагандистских клише. Радикальные инновации в интересах людей отвечают новым реалиям глобального мира, который выходит из-под контроля
корпораций и государств. С одной стороны, ни правительство, ни бизнес, ни гражданские организации в решении многих проблем уже не могут действовать самостоятельно. С другой
стороны, сложение усилий столь разных субъектов требует других способов взаимодействия, координации и оценки результатов. В книге немало кейсов, которые описывают межсекторное взаимодействие нового типа.
Урок 1. Спусковым крючком поиска новых решений часто становится то, что «происходит что-то неправильное». Однако авторы предостерегают от опоры исключительно на критику. Требуется погружение в сложившуюся неблагоприятную ситуацию и понимание ее оснований и ресурсов поддержки для того, чтобы из нее выйти.
Урок 2. Успешный социальный предприниматель должен быть экспертом в той области, за которую берется, но он также должен быть способен постоянно учиться мудрости тех, кому
собирается помочь. В связи с этим в успешных начинаниях целевые социальные группы довольно часто принимают участие в дизайне и реализации новых решений.
Урок 3. Социальное предпринимательство тесно связано с экспериментированием. Нельзя бояться ошибок и останавливаться перед нехваткой знаний. Возвращаясь к российским реалиям, стоит напомнить, что и государственные структуры поддержки должны оставлять социальному
предпринимателю право на ошибку и возможность маневра для ее исправления.
Урок 4. При всем различии моделей социальных предприятий, существует и общий алгоритм, в который входит описание образа будущего и этапов его достижения, различные способы
повышения блага для общества и стейкхолдеров, использование механизмов множественного
участия и комбинации усилий, обеспечение эффекта от роста масштаба и многое другое.
В Российских дискуссиях социальное предпринимательство часто отождествляется с бизнесом в социальной сфере и аутсорсингом социальных услуг, т.е. уподобляется тому, что уже существовало до социального предпринимательства. Мартин и Осберг исходят из противоположного подхода – разрыва сложившегося статус-кво. В этом смысле перевод книги является симптомом происходящих сдвигов во взглядах ключевых российских стейкхолдеров.
Инновации и тем более - радикальные инновации – это то, что до недавнего времени ускользало от взгляда многих экспертов на развитие социального предпринимательства в России.
Организационной базой качественных изменений, достигаемых социальными предпринимателями, является утверждение гибридных организаций – предпринимательских НКО и движимых социальной миссией коммерческих организаций. Вольно или невольно обложка книги российского издания, на которой изображен кот с косящими в разные стороны глазами, стала неоднозначной аллегорией двойной результативности ( социальной и экономической, double bottom-line), на которую нацелены социальные предприниматели во всем мире. С улучшением понимания гибридной природы социального предпринимательства станет ли его образ в России более гармоничным - вопрос ближайшего будущего.
Александра Московская, Центр социального предпринимательства и социальных инноваций НИУ ВШЭ