Иларион (Алфеев) Митрополит

Читать полностью Свернуть текст

Рецензии СМИ

Таинство веры
На книгу Таинство веры

Митрополит Иларион (Алфеев). Таинство веры

Кажется, вопрос как будто бы несущественный: если человек крестился и ходит в церковь, хотя бы несколько раз в год, он, в общем, должен знать, во что верит? Иначе зачем ходит в церковь, зачем крестик носит? К чему такому человеку вообще читать подобные книги?

...Недавно автору данных строк довелось побывать на школьной экскурсии. Дело происходило в канун Рождества, соответственно, экскурсовод счел своим долгом изложить почтеннейшей публике свои взгляды на данные праздники. «Волосы зашевелились на головах протрезвевших гуляк» — можно сказать тут словами классика, описывая впечатления от этой, с позволения сказать, лекции.

Мы узнали, что «Иисус Христос крестился в православную веру», что «Дева Мария воспитывалась в монастыре», что «елочка вместе с ангелами пришла поздравить маленького Иисуса с днем рождения», что «в канун Крещения наши православные предки всегда гадали» и что во время гадания они обращались «к светлой силе, потому что именно в эти дни ангелы летают над землей» — как в известном анекдоте про крокодилов, «низэнько-низэнько».

Оставим в стороне сюжеты про ходящую елочку (видимо, это была елочка-энт из «Властелина Колец») и про «монастырь», где воспитывалась Дева Мария. Это всё мелочи, которые легко поправить усиленным чтением «Библии в картинках для детей». Имеет смысл обратиться к более серьезным проблемам.

Дама задала детям куда более серьезный вопрос: «Дети, что такое Бог?» Дети, естественно, молчали. «Бог, дети, — это любовь, — сказала дама. — Именно поэтому в старые времена девушки, если их выдавали замуж за нелюбимого, предпочитали броситься в омут головой, но не предать любовь».

Книга «Таинство веры» как раз позволяет прочитавшему совершенно четко и определенно отличать то, чем православие является, от того, чем православие отнюдь не является.

Этот труд не имеет миссионерского значения во «внешнем» отношении, то есть — он никого не «зазывает» в православную церковь; предполагается, что читатель уже сделал свой выбор. Но, с другой стороны, книга бесценна именно как миссионерская в смысле «внутреннем», поскольку далеко не все из стоящих на службе в церкви могут внятно изложить, во что они, собственно, верят. Немало людей не без удивления выясняют, что «не убий» — вовсе не первая заповедь и даже не вторая...

Книга абсолютно не полемична, тон, которым она написана, очень спокойный, доброжелательный; на отрицание, на споры, на противопоставление православия другим религиям и конфессиям у автора как будто нет времени. Имеет место только знак «плюс».

Вот, например, тот самый вопрос, на котором споткнулись экскурсовод и дети в описанном выше эпизоде, — «что такое Бог».

«Во многих текстах Священного Писания о Боге говорится как о человекоподобном существе... В основе этого антропоморфизма лежит опыт личной встречи с Богом как живым существом. Пытаясь выразить этот опыт, человек прибегал к земным словам и образам. В библейском языке почти нет отвлеченных понятий, которые играют такую важную роль в языке спекулятивной философии... когда надо было сказать о материальном и духовном мире, не говорили „материя“ и „духовная реальность“, но — „небо“ и „земля“. Библейский язык в отличие от философского обладает предельной конкретностью именно потому, что опыт библейского Бога был опытом личной встречи, а не отвлеченных умозрительных спекуляций... Для нас бесспорно только, что, являясь израильскому народу, Бог открывался с именем Отец. Очевидно также и то, что, когда Бог воплотился, Он стал не женщиной, а мужчиной — Иисусом Христом».

Таким же простым и вместе с тем не упрощенным (не примитивным) языком будет изложено и все остальное: проблемы творения и человека; вопрос о том, что такое Троица, Церковь, Таинства; что есть молитва, обожение и жизнь будущего века.

Сколько людей, в том числе и считающих себя православными, поддались истерии, охватившей общество в декабре 2012 года, когда кем-то из телевизионных спекулянтов был пущен слух о близком «конце света»? А сколько человек реально этого боялись?

Глава «Жизнь будущего века» все тем же спокойным тоном говорит и о грядущем конце света, и об апокалиптических ожиданиях, и о том, как видит конец материального мира православная религия: «Конец света, которого некоторые христиане так боятся, будет не всемирной экологической катастрофой (хотя последняя и может ему предшествовать), а избавлением человечества от зла, страданий и смерти».

Это не абсолютное знание для всех, еще раз подчеркну, это то, что является истиной в системе православия. И если вы считаете себя членом этой церкви, если вы «внутри», — то вот так должно обстоять дело для вас. В это верит ваша Церковь.

Вот интереснейший вопрос: что есть ад?

«Часто спрашивают: как может в сознании человека примириться образ Бога Любви с образом Бога Карателя?..» О том, что есть ад и существует ли избавление от ада, прочитаете в книге. Равно и о том, что такое рай: «Рай есть не столько место, сколько состояние души»... Далее рассматриваются образы рая — чертог, сад...

Одним из главнейших достоинств книги является ее стиль. И дело не только в том, что язык автора абсолютно прост и прозрачен — и при том, повторю, без всякой вульгаризации и нарочитой примитивизации. Подкупает очень естественная доброжелательная интонация текста: нет ни поучающего тона, ни раздражения, ни язвительности; так разговаривают с друзьями, с близкими людьми, которые испытывают возможное недоумение по важному вопросу.

В книге «Таинство веры» присутствует вкус, и если напитаться этим вкусом, то всякие «гадания», «гороскопы» и апокалипсис по телевизору предстанут невероятной дурновкусицей, недостойной образованного человека.

Источник: krupaspb.ru

Читать полностью
Патриарх Кирилл: жизнь и миросозерцание

В Свято-Даниловом монастыре состоится презентация книги архиепископа Илариона (Алфеева) «Патриарх Кирилл: жизнь и миросозерцание»

В среду 11 ноября 2009 года в московском Свято-Даниловом монастыре состоится презентация книги архиепископа Волоколамского Илариона (Алфеева) «Патриарх Кирилл: жизнь и миросозерцание», рассказывающей о становлении личности Его Святейшества.

До избрания на Первосвятительский престол будущий Патриарх Кирилл прошел непростой путь, полный испытаний и трудов. В 22 года пострижен в монашество, в 28 лет стал самым молодым ректором Ленинградских духовных академии и семинарии за всю историю этих духовных школ. В 38 лет за открытые выступления против ввода советских войск в Афганистан и за успешные реформы духовных учебных заведений подвергся давлению со стороны светских властей и был направлен в одну из беднейших в то время епархий — Смоленскую. В 43 года назначен председателем Отдела внешних церковных связей Московской Патриархата.

В своей книге сподвижник Патриарха и его преемник на посту председателя Отдела внешних церковных связей архиепископ Волоколамский Иларион ответил на вопросы как церковных, так и далеких от Церкви людей, которых интересует личность нового Предстоятеля Русской Церкви.

Книга «Патриарх Кирилл: жизнь и миросозерцание» — это живой рассказ о жизни Святейшего Патриарха Кирилла до его избрания на Патриарший престол, рассказ, перемежающийся прямой речью непосредственных участников событий и самого главного героя.

В программе презентации:

· 11.00–11.40 — экскурсия по Данилову монастырю, в котором расположена официальная резиденция Святейшего Патриарха Московского и всея Руси;

· 11.40–12.20 — кофе-брейк в гостинице «Даниловская»;

· 12.30 — пресс-конференция председателя Отдела внешних церковных связей архиепископа Волоколамского Илариона, автора книги ««Патриарх Кирилл: жизнь и миросозерцание».

Дополнительную информацию о презентации можно получить в пресс-службе издательства «Эксмо» по телефону: (495) 411-68-97 или по e-mail: pr@eksmo.ru.

Патриархия.ru

Читать полностью