Тяжелые испытания, выпадающие на долю человека, всегда меняют его, но, увы, не всегда – в лучшую сторону; особую же опасность таят в себе злоключения, связанные с проявлениями мистики. Именно об этом – о том, как волею Судьбы две души неожиданно обретают единение, а их окружение пронзает невыносимая душевная боль – роман Натальи Орбениной «Невеста сфинкса».
Признаться, я ожидала немногого от этого произведения, памятуя неудачный опыт «Ночной колдуньи», прочитанной накануне, а потому степень моего восхищения книгой состоит не только, собственно говоря, из непосредственных впечатлений, но и из сравнения с предшествующими – более или менее удачными литературными опытами писательницы. Несомненно, история Серафимы Соболевой, постепенно превращающейся из пугливой, но верной Серны в счастливую, а затем – в полубезумную, испившую несчастья с лихвой женщину, утратившую точку опоры в прежнем, пошатнувшемся мире, стоит прочтения, ведь она вселяет надежду на лучшее будущее, но в то же время – отрезвляет, что путь к звездам всегда усеян терниями. Всецело поглощенный наукой профессор Соболев, всю жизнь пытающийся сбежать от подростковых комплексов и доказать себе, что он – не неудачник, заботливый отец семейства, но в то же время – абсолютный слепец во всем, что выходит за пределы исторических изысканий, наивный, неискушенный Петя, ставший жертвой греческой мифологии, озлобленный на весь мир змей – искуситель фотограф Лавр Когтищев, вечно противостоящий более удачливому, ведомому Судьбой к лучшему будущему, двоюродному брату, авантюрист Северов, забросивший медицину ради поиска затерянных древностей, Зоя, терзающая себя выбором между женихами, ставшая невольной жертвой нападок Серафимы, и Егор, возникший на пути семейства тогда, когда мир его, казалось бы, был устойчивым донельзя, а механизм взаимоотношений между родственниками лишь изредка поскрипывал, но в целом работал весьма складно – все они невольно завораживают, как и загадочные красоты Египта.
Нельзя не заметить, что к описанию этой чудной страны Наталья Орбенина отнеслась весьма скрупулезно, что подтверждается многочисленными, но совершенно ненавязчивыми, удачными, грамотно вписанными в сюжет эксурсами – описаниями древней культуры, артефактов, представляющих ее, природных условий, климата, флоры и фауны, и, конечно же, мистических легенд. Так, в центре внимания читателя находится мифический город Альхор, постоянно меняющий место своего расположения, охраняемый белой львицей и готовый предстать лишь перед теми, кто не терзается его тайной, кто чист и светел душой. Именно Альхор стал своего рода точкой невозврата для героев, и именно там, в затерянных стенах, известных немногим, пытаются обрести спасение и забытие Серна и Егор. Кроме того, следует заметить, что не только история Древнего Египта, но и мифы Древней Греции предстают перед нами в сюжете – в частности, в истории с борщевиком, послужившим источником смерти для Петра.
Словом, перед нами – довольно – таки удачный исторический любовный роман, сквозь всю сюжетную линию которого, проистекающую в двух временных пластах, хорошо знакомый по прежним частям следователь Сердюков пытается выяснить обстоятельства странной гибели сына профессора Соболева. Вы не встретите здесь, как и в прочих романах Орбениной, блистательного детектива, нет, это никак не свойственно избранному писательницей литературному курсу, но душевные терзания, муки, страсти, чувства, эмоции, страдания предстанут перед читателем с лихвой, облаченные в причудливую форму египетских странствий, мистической подоплеки, истории и бездны, способной обнажиться в человеческих душах после небывалого испытания. «Невесте сфинкса» - быть !
Отзывы на книги автора Орбенина Наталья
Все талантливые литераторы - ведьмы и колдуны, в той или иной мере. Судите сами: и писатели, и колдуны выстраивают хитросплетения слов в неком завораживающем нас порядке. Колдуны называют это заговорами и заклинаниями. Литераторы - романами и стихами. Ведьмы и колдуны делают это осознанно. Писатели и поэты - в озарении. А суть не меняется! Достаточно расставить нужные слова в нужной последовательности - и ты можешь изменить мир!
Лада Лузина «Выстрел в опере»
Говорят, что поистине талантливый писатель способен на многое, в том числе – казнить и миловать, но что, если власть, данная тебе свыше, свершается вопреки твоим чувствам и привязанностям? Именно об этом – о том, как талант может приносить не только счастье, но и погибель – роман Натальи Орбениной «Ледяная дева» (он же – «Сказочник»).
Молодой, но испивший горя сполна литератор Феликс Нелидов, чьи пьесы с умопомрачительным триумфом гремят в столичных театрах, стоит на грани бездны. Все его любовные привязанности приводят к одному итогу – избранницы умирают той самой смертью, которой завершается его последнее произведение. Неужели таковой является плата за талант или…за вереницей загадочных смертей скрывается нечто иное?!...
Признаться, «Ледяная дева» с точки зрения собственно детективного романа меня несколько разочаровала. Наверное, все-таки позиционировать роман как детектив было опрометчивым шагом, это скорее – исторический любовный роман, где за злоключениями героев скрывается загадка, тайна из прошлого, и это довольно – таки добротный исторический роман! Образы, к которым апеллирует Наталья Орбенина, если не завораживают, то, во всяком случае, вызывают спектр бурных эмоций и держат читателя в напряжении до последней страницы. Конечно, виновник гибели девушек угадывается в произведении сразу, но это не умаляет достоинства произведения, а выгодно смещает акценты на межличностные отношения, психологию, чувственную составляющую. Горемычная провинциальная учительница Софья Алтухова, вынужденная бороться со своими чувствами, сам литератор Феликс, чья безумная фантазия порождает страшные, леденящие душу сказки, за которыми скрывается зловещая, жестокая правда, Радлевский, чья привязанность к другу оказалась выше не только общепринятых моральных устоев, но и закона, верные слуги Матрена и Филипп Филиппович, нерадивый супруг Горшечников, сплетницы Калерия и Гликерия и даже очаровательнейший Зебадия – все они трогают душу, оставляя в ней неизгладимый след.
Словом, «Ледяная царевна» - это действительно стоящее внимания чтиво для тех, кто прежде всего хочет найти в книге не умопомрачительное, головоломное расследование, но поразительно яркий спектр эмоций и чувств, что живы сквозь вереницу неурядиц!
Редкий человек не подвергается в жизни испытаниям, но истинно велик лишь тот, кто проходит сквозь них с высоко поднятой головой и безукоризненно прямой спиной. Именно об этом – вернее, о том, что не всем дано снести бремя обстоятельств без непоправимых последствий – роман Натальи Орбениной «Тень Эсмеральды», он же – «Адвокат чародейки».
Молодая гувернантка Розалия Киреева неожиданно (и взаимно) влюбляется в господского сына, да настолько, что дело и вовсе доходит до венчания. Тайный брак не может находиться вечно за семью печатями, тем более, что воспитанница Розы Зинаида неожиданно для влюбленных стала свидетельницей выяснения отношений… Впрочем, как это порой случается в жизни, в самый ответственный момент, когда приходит время расставлять точки над «і», в историю любви вмешивается рука Неотвратимости, меняя фигуры на шахматной доске по собственному усмотрению. Неожиданный брак, удар, драма, обиды и беспросветное одиночество… Что еще стоит за этой, казалось бы, обыденной и будничной историей? Смерть. Жестокая гибель от руки некогда возлюбленной женщины спустя годы, перипетии и неурядицы.
Действие романа происходит одновременно в двух временных пластах, один из которых условно можно назвать временем выяснении обстоятельств гибели Анатоля, и второй – временем его юности, откуда и проистекают мотивы преступления. Эпизоды сменяют друг друга, но это не создает тягостного ощущения потери связи между сюжетными линиями, нет, скорее наоборот – позволяет еще больше углубиться в произведение, понять героев, образы которых действительно очень примечательны! Горько разочарованная жизнью Розалия, безнадежно, безответно и мучительно влюбленный в нее Сергей, фигляр Анатоль, буквально сразу позабывший о своей супруге перед Богом, мать Сергея, Тася, Зинаида – все они действительно стоят того, чтобы быть увековеченными на страницах романа, ведь их проблемы, пусть несколько в ином виде, актуальны и поныне, а типажи – и вовсе бессмертны, как и любовь, скрывающаяся за каждым из них. Книга поистине берет за душу, заставляет сопереживать героям, как в начале повествования, так и в финале, когда Сергей отправляется на поиски Лии, всюду сопровождаемой верным, говорящим вороном Гудвином, предостерегающим ее от опасности. Есть здесь и мистика, и любопытные экскурсы в историю караимского народа, его культуру и религию, и страсть, и море глубинной психологии, и детективная история, вплетенная в исторический любовный роман, но нет лишь одного – закрытого, окончательного, ясного финала. На мой взгляд, история так и остается недосказанной, ведь как в отношении бедной Эсмеральды, невольно примерившей на себя образ Квазимодо, так и в отношении адвоката, готового едва ли не душу дьяволу продать за спасение, оправдание возлюбленной, чувства по отношению к которой не охладели спустя столько лет, все же остается некоторая недомолвка. Впрочем, каждый читатель может решить для себя сам, чем достойно было бы завершить произведение на месте поистине талантливой писательницы Натальи Орбениной!..
Настоящая любовь всегда зла, и именно ее рукою Судьба очень часто испытывает людей на прочность. Именно об этом – о восхищении, что граничит с обожествлением, неизбежном разочаровании, горечи о потерянном рядом с объектом обожания времени и о том, что жизнь с гением полна сложностей, противоречий и обид – повествует роман Натальи Орбениной «Супруг для богини».
Стоит отметить, что для творчества этой писательницы очень характерна незатейливая подача детективной линии, будто бы вплетенной в сюжетное повествование, что уже традиционно происходит на протяжении многих романов. Расследование не занимает здесь центральное место, нет, оно причудливо проглядывает сквозь главы, да порой так незаметно, что и вовсе забываешь о том, что среди личных драм и душевных перипетий есть место загадочному преступлению, чаще всего – убийству…
Юная Оленька, безумно влюбленная в супружескую чету гениальной актрисы Тамары Горской и талантливейшего литератора Вениамина Извекова, по воле Судьбы оказывается приближенной к семье кумиров. Что таит в себе это знакомство, переросшее поначалу в дружбу, а затем и вовсе – в брак с писателем?... Как выяснилось – ужасающее по своему размаху разочарование, боль которого способна ослепить, оглушить и придать отчаянию столь явную форму, чтоб решиться на побег из страны, горы унижения, и потраченные в никуда лучшие годы жизни, когда рядом от столь же сильной любви сгорал тот, кто готов был на все ради дочери своего Учителя доктора Миронова… «Супруг для богини» - это книга о неразделенной, несчастливой, безутешной любви и ничтожности тех, кто, как правило, становятся объектами столь пылкого обожания, поиске спасения от отвращения к самому себе в парах алкоголя, гениальности, коей подвластны все жанры искусства, дочери, не получившей не только должного тепла, но и свободы от семьи, одиночестве в браке, глубоком несчастье тех, кто кажется благополучной парой и изощренной, хоть и слишком жестокой мести за пребывания рядом чудовища, скрывающегося под личиной любящего отца и мужа…
Некоторые сцены романа невозможно воспринимать без слез, но не это ли является истинным показателем таланта автора и удачности реализации творческой задумки?...
Могут ли родные сестры быть совершенно непохожими друг на друга по натуре, да так, что от разительности этого контраста дух захватывает? Пожалуй, да, и именно об этом повествует роман Натальи Орбениной «Исповедь авантюристки» .
Все смешалось в бурном потоке женских судеб : мечтания о тихом семейном гнездышке, счастливом браке и жизни одной большой семьей, удачное супружество, любовь к учителю, определившая дальнейшее поприще для действия и скитания на пути к достижению цели, бурная молодость, вызов общественным порядкам, нежелание мириться с серой обыденностью и ролью женщины в обществе, опасные связи, революционеры и…пропасть, что раскинулась между прежними подругами, объединенными сестринскими узами. Как и в прежних романах, писательница мастерски выписывает образы: сдержанная старшая сестра, старательная, готовая ради любви на жертву Аполлония, совершенно непохожая на сестер с самого детства подвижная, озорная, прозорливая Леокадия, ставшая бичом пансионата и в особенности – мадемуазель Тепловой (вот уж действительно, учителю стоит проявлять бдительность и осторожность, чтоб не попасть впросак от козней учениц), отчаянная охотница за приключениями, давшая пристанище порочным маргинальным деятелям псевдоискусства и по своей восторженной неосмотрительности попавшая в капкан революции –все они будто оживают на страницах романа, заставляя невольно искать похожие отражения не только в литературе, но и в нынешнем мире и убеждаться, что человеческая природа остается неизменной сквозь века и декорации.
Кроме того, Орбенина причудливо описывает быт, нравы и обычаи, царящие в пансионате, что позволяет не только лучше понять героинь, но и прочувствовать эпоху. Так, мне было любопытно узнать, что в заведениях подобного типа, оказывается, в последней трети ХІХ- начале ХХ века действовала 12-балльная система оценивания. Стоит отметить и то, что при помощи незатейливых экскурсов, дополняющих, позволяющих лучше раскрыть мир воспитанниц заведения, автор отображает в романе не только то, чему учили девушек, но и то, как учили, какие моральные, нравственные посылы вкладывались в процесс воспитания, что, к сожалению, позволяет осознать грустный факт неизменности основных проблем в сфере образования, частого противостояния узколобого, консервативно настроенного руководства и новаторов, способных не только оживить процесс обучения, но и произвести своего рода педагогический переворот, необходимость которого уже не витает, но явственно читается в воздухе.
Безусловно, все эти достоинства скрывают один существенный недостаток – собственно слабость детективной составляющей, присущая, впрочем, всем романам Натальи Орбениной, изначально посягнувшим на чужую нишу – это не исторический любовный детектив, нет, это, прежде всего, любовный роман, сокровищница переживаний, чувств, эмоций и потрясений, в котором для лучшего раскрытия драмы используется детективная составляющая