Позднего Пелевина традиционно принято ругать. Мол, Виктор Олегович уже не тот, аллюзии стали какими-то слишком прямыми, а метафизика слишком не метафизична. Лично проверить сей тезис не доводилось, да и не было особой нужды. Можно же комфортно дрейфовать внутри периода творчества от «Омона Ра» до «Generation П», иногда выплывая на наиболее популярные острова вроде «Empire V» или «S.N.U.F.F.» (последний оказался пресной, скучной и неинтересной тягомотиной). Понятия не имею какой вампир меня укусил, но первым романом Пелевина 2010х годов в моей личной библиотеке стал «Тайные виды на гору Фудзи», вышедший примерно месяц назад. И нет, это не рецензия, а скорее эссе, где приводятся два главных довода, почему вам ни в коем случае не нужно прикасаться к этой книге.
Серые герои. В «Чапаеве» был, как ни странно, потрясающий наставник и учитель в лице Василия Чапаева и его, местами наивный, ученик Петька. В «Generation П» главным героем выступал Вавилен Татарский, который под давлением эпохи превращался из интеллигентного юноши в акулу маркетинга. А в «Ампире» был Рама, который на протяжении всей истории пытался познать мир древних вампиров. Что имеем теперь? Вот есть олигарх Федя, а вот его школьная любовь Таня. Он раньше был ботаником и задротом, она – первой (шлюхой) красавицей в классе. И все. Больше никакой действительно интересной информации дано не будет. Вместо ярких, местами карикатурных, но запоминающихся образов, нам с вами подсовывают самого обычного миллионера и самую обычную женщину. За их судьбой попросту скучно наблюдать. Да и история, по своей сути, крайне непродолжительна. Весь основной объем романа – это буддийская метафизика, которую коротко можно сформировать следующей цитатой: «Бедные плачут, богатые тоже плачут». Несомненно, раньше герои тоже были точно такими же, как мы с вами, но они попадали в действительно захватывающие ситуации, которые влияли на них, изменяя характер. И вот она следующая проблема.
Актуальность. Феминистки, стартаперы, биткоины, дроны, трансгендеры – все это действительно снимок настоящего момента. Проблема в том, что пройдет буквально пять лет и роман будет выглядеть максимально архаично. Почему? Банально, технический прогресс. И если некоторые темы действительно грамотно высмеиваются, то есть те, которые добавлены просто для красного словца. Вот герои невзначай бросают слово «биткоин» аккурат между совокуплениями с жрицами любви и употреблением кокаина. А вот жалуются на то, что видео, где они забавляются с шимейл представительницами, попадет в сеть. Такие приемы воспринимаются как дешевый способ напомнить, что это очень свежий и актуальный роман, поднимающий темы сегодняшнего дня. И от этого становится просто противно.
А тема феминизма? Которая является краеугольным камнем в истории Тани. Ответьте на вопрос сами себе: «Действительно ли это настолько острая проблема в современной России?» Либо я чего-то не понимаю, либо наши «радикальные феминистки» только и делают, что пишут сообщения в твиттере и выливают хлорку на штаны в метро, выкладывая это все на ютуб (да и то, в достоверности последнего есть очень много сомнений). Конечно, история героини нарочно гипертрофирована до безобразия, дабы казаться максимально комичной. И она работает. Но в этом нет русской души. Вспомните любой из приведенных в первом абзаце романов, и вы поймете, о чем идет речь.
Пелевина любят за то, что через свои истории, он виртуозно высмеивает пороки нашего государства, отражая тот или иной промежуток времени. Его ранние романы до сих пор не утратили актуальность, а после их прочтения у вас будет стойкое желание рефлексировать ближайшие пару дней. «Фудзи» лишена всего этого. Переворачивая последнюю страницу в голове всплывает лишь один вопрос: «Почему?» Почему Виктор Олегович не окунул тебя с головой в свой океан метафизики, иронии и сатиры, а просто осторожно пшикнул из пульверизатора, заправленного свежей, но лишь в данную секунду, информацией?