Эх, натворю!
Роман «Се, творю» завершает дилогию, начатую лет 5 назад романом «Звезда Полынь». Отношение к этой дилогии у меня двойственное. Вершинами в творчестве Вячеслава Рыбакова как писателя-фантаста остаются пока, на мой взгляд, всё же «Гравилет «Цесаревич» и цикл «Евразийская симфония». Дилогия «Звезда Полынь» и «Се, творю» кажется мне менее выразительной. Первая книга, строго говоря, вообще не фантастика. Во второй фантастика появляется где-то с середины и играет роль «бога из машины»»: всё у нас в современной России плоховато, и вдруг бац! – гениальный ученый изобретает нуль-транспортировку. Но у сильного автора даже не самые сильные произведения западают в душу. Последнюю его книгу я запомню хотя бы за такое суждение: «…теперь эта свора патриотизм распиливать кинулась. Пять лет такого воспитания патриотизма – и он станет ненавидимой и презираемой всеми пародией на себя…». Рыбаков определенно относится к настоящим патриотам России, поэтому его роман о нашей современной жизни читать мне было весьма интересно, несмотря на малое количество остросюжетностей и фантастичностей. Убежденным западникам эти книги Рыбакова лучше не читать: как не старается автор быть объективным, изображать людей с неприятной идеологией он может только в виде карикатуры.